Итоги совещания Александра Лукашенко с руководством Совета Министров

20 Августа 2024 709
Новый импульс жилищному строительству, создание единого национального оператора интеллектуальных транспортных систем, меры по сохранению поголовья КРС и новшества в ремесленной деятельности. Эти и другие вопросы обсуждены на совещании у ­Президента, передает SB.BY. Какие решения приняты?

Рабочая неделя Главы государства началась с расширенного совещания с руководством Совета Министров. Присутствовали также члены Правительства и председатели облисполкомов. В повестке дня широкий спектр вопросов, касающихся экономики и социальной политики. Среди ключевых тем — упрощение процедур строительства и кредитования жилья. Правительство, в частности Министерство архитектуры и строительства, предложило ряд новаций в этой сфере. Александр ­Лукашенко подчеркивает главное:
— Как мы всегда говорим, Беларусь — государство для народа. Поэтому все решения должны приниматься в интересах людей. И одной из наших приоритетных задач было и остается обеспечение граждан жильем. Собственная крыша над головой важна для любого человека. Особенно для молодой семьи. Это ее уверенность в завтрашнем дне.
 ПЕРВЫЙ ВОПРОС. 

Жилищная политика. «Следует придать новый импульс жилищному строительству на селе»

Совершенствование жилищной политики и дебюрократизацию в этом процессе на уровне Главы государства обсуждали не единожды. Это и понятно, ведь вопрос касается едва ли не каждого человека. Общий посыл белорусского лидера неизменен: хотят люди строить — не надо им мешать и создавать препятствия. И отступать от этой линии Александр ­­Лукашенко не намерен:

— Как мы всегда говорим, Беларусь — государство для народа. Поэтому все решения должны приниматься в интересах людей. И одной из наших приоритетных задач было и остается обеспечение граждан жильем. Собственная крыша над головой важна для любого человека. Особенно для молодой семьи. Это ее уверенность в завтрашнем дне.

В стране постоянно совершенствуются подходы к предоставлению государственной поддержки при улучшении жилищных условий, в первую очередь в сельской местности. Александр ­­Лукашенко подчеркивает:

— Приоритетом у нас было и остается обеспечение жильем многодетных семей, военнослужащих и так далее. Поэтому на нашей встрече вопрос номер один — упрощение процедур строительства и кредитования жилья. 
Было поручено Правительству комплексно подойти к улучшению законодательства в этой области. К сожалению, статистика по вводу жилья второй год подряд отрицательная. В чем вопрос?

Между тем аналитики утверждают, что одна из первых причин оттока кадров из небольших населенных пунктов — отсутствие возможности приобрести собственные квадратные метры или хотя бы заселиться в комфортное и благоустроенное арендное жилье. В связи с этим Александр ­­Лукашенко ставит задачу:

— Сегодня следует придать новый импульс жилищному строительству на селе, в том числе индивидуальных домов, строительству предприятиями арендного жилья для своих работников. 
Правительством предложен целый комплекс новаций: от упрощения подключения к инженерной инфраструктуре индивидуальных домов до расширения финансовой поддержки молодым семьям (до 31 года).

По словам Главы государства, все новации рассмотрены экспертным советом при Совете Республики, в Комитете государственного контроля и Администрации ­­Президента:

— Однако, как мне известно, общего согласия по документам не достигнуто. Например, не ясно, для чего обязывать застройщика применять проектную документацию при возведении индивидуальных домов на селе, если от этого мы уже отказались год назад. Поэтому сегодня обсудим рациональность каждого изменения, чтобы людям, которых эти новшества касаются напрямую, было предельно понятно, как будет решаться их жилищный вопрос.

ВТОРОЙ ВОПРОС.

Совершенствование транспортной инфраструктуры. «Исключительно в государственных интересах»

Глава государства рассказал, что более года назад поступило обращение инвестора с предложением о создании единого национального оператора. В частности, предлагалось объединить под его крылом все имеющиеся в стране интеллектуальные транспортные системы (платные дороги, парковочную систему, весогабаритный контроль, систему фотофиксации нарушений). Тогда белорусский лидер поручал Правительству «подробнейшим образом проработать эту тему»:
— Разумеется, исключительно в государственных интересах. По крайней мере, чтобы было лучше, чем сейчас, и это выражалось в финансах. Поскольку если уж проводить цифровую трансформацию транспортной инфраструктуры, то самым передовым и удобным для людей способом.
 Показательный пример с парковками, особенно в столице. Оценка от ­­Президента — «полный хаос»:

— В самом населенном нашем городе — Минске — немало любителей затолкать свою машину куда угодно. Даже при наличии платных зон, размещенных по всему центру, есть такие граждане, которые автомобиль там поставят, но не заплатят, то есть платежной дисциплины нет. И предложений по ее установлению тоже нет.

Похожая ситуация и с соблюдением весовых ограничений на дорогах, констатировал Александр ­­Лукашенко. Так, контролеры ежегодно выявляют десятки тысяч нарушений. А ведь это сохранность наших дорог, которые тяжеловесный транспорт попросту разрушает. В этой связи Глава государства обратился к участникам совещания:

— Поэтому главный вопрос таков: действительно ли единый национальный оператор укрепит дорожную и общественную безопасность, а также сможет повысить финансовую и технологическую дисциплину? Если да, то какой объем инвестиций потребуется для реализации проекта? Каковы сроки окупаемости? Просчитаны ли будущие поступления в бюджет? Ну и где возьмем деньги? Пока я вижу, что четкого и ясного ответа на поставленные вопросы нет.



­­Президент попросил доложить, какие выгоды несет стране предлагаемая консолидация систем, насколько достоверны прогнозируемые инвестором экономические эффекты и не получится ли так, что в его бизнес-плане главный фактор роста — это повышение тарифов. Еще один важный вопрос — за счет чего можно добиться экономии бюджетных средств, о которой заявляет инвестор.

ТРЕТИЙ ВОПРОС. 

Падеж скота и выбраковка поголовья КРС. «Это вопиющая бесхозяйственность»

Государство вкладывает в агропромышленный сектор колоссальные силы и средства. Недавно запущен очередной виток модернизации АПК. И отдача от такой политики неоспорима. Александр ­­Лукашенко приводит показательные цифры:

— Есть положительная динамика в животноводстве: в этом году производство молока увеличили на 6,5 процента, скота и птицы — почти на 4,5 процента.

 Однако ­­Президент тут же делает ремарку о том, что за этим позитивом стоит пугающее количество павшего поголовья:

— Поэтому сегодня вопрос выбраковки крупного рогатого скота вынесен на самый высокий уровень. Комитет госконтроля докладывает: почти повсеместно основное выбытие — из-за болезней. Только за полугодие погибло 70 тысяч голов. Среди них телят от рождения до полугода — более половины, почти 40 тысяч. Это вопиющая бесхозяйственность! Если когда-то у мужика в деревне погибала корова, это было трагедией вселенского масштаба. Сейчас почему-то привыкли прятаться за нормативами и стандартами. Жуть! Какие-то еще нормативы по падежу скота... Какие нормативы? Вы что?  
Должен быть только один понятный стандарт — здоровое животное, которое содержится в хороших условиях. И тогда не будет выбытия ни нормативного, ни сверхнормативного.
 Глава государства попросил профильного министра детально доложить по этому вопросу, в том числе о мерах по комплектованию молочно-товарных комплексов, которых построено немало:

— А если укомплектовали, кого мы там доим? Если корову, то почему с козьим удоем?

Уже после совещания министр сельского хозяйства и продовольствия Анатолий Линевич рассказал журналистам, что прогрессивные сельскохозяйственные предприятия ориентированы на то, чтобы системно, технологично работать и осуществлять производство молока на высоком современном уровне. Эти процессы требуют наличия крупного рогатого скота с высокой производительностью. А значит, менее производительных животных приходится выбраковывать. Всего в 2023‑м выбраковано 545 тыс. голов коров, или 39 процентов от общего поголовья по году. Больше всего — в Брестской, Гродненской и Минской областях, где самые высокие удои по стране: 44, 42 и 41 процент соответственно.
— Мы ставим поголовье на современные комплексы и ставим себе цель получать при производстве молока удои на уровне передовых стран. По Брестской и Гродненской областям удои составляют свыше 7 тысяч литров в год, по Минской — приблизились к этой планке. С учетом этого увеличиваются требования к скоту — он должен быть с хорошей молокоотдачей. 

Анатолий Линевич.

Мы хотим получить максимальную экономическую выгоду. Поэтому нацелены на то, чтобы как можно большую отдачу получить от животного, — пояснил Анатолий Линевич.

Что же касается обеспечения сохранности скота и сокращения падежа, то здесь, убежден министр, без жесткой производственной и технологической дисциплины не обойтись. На это и будут делать акцент. Тем более что Глава государства в ходе совещания поручил Генеральной прокуратуре подключиться к этому вопросу.

ЧЕТВЕРТЫЙ ВОПРОС.

Осуществление ремесленной деятельности. Не потерять редкое ремесло

Участники совещания детально рассмотрели проект указа ­­Президента «Об осуществлении физическими лицами ремесленной деятельности», который Минэкономики внесло в рамках заключительного этапа реформирования предпринимательской среды. Тема очень актуальная для тех, кто хобби превратил в работу и делает что-то своими руками. В этом году принят обновленный закон по вопросам предпринимательской деятельности, из которого следует, что ремесленники становятся частью предпринимательского сообщества, обозначил Александр ­­Лукашенко.

По предложению Правительства с 1 октября этого года можно стать ремесленником исключительно по установленному перечню видов деятельности, который должен быть определен в ближайшее время.



До принятия решения о подписании указа белорусский лидер поинтересовался у участников совещания, какие изменения предлагаются, чем обусловлен этот выбор и обсуждались ли эти изменения с населением.

Важный момент, на котором ­­Президент акцентирует внимание:

— Не только я, но и все население должно четко понимать, какие виды деятельности с 1 января будущего года будут законны. У нас есть государственные предприятия, частные предприятия, которые занимаются определенной деятельностью, платят налоги. Но надо четко определить, какие у нас будут ипэшники, ремесленники, кто они такие, какие налоги будут платить, в каких сферах будут осуществлять свою деятельность. Все должно быть четко, прозрачно, без всякой каши и волокиты. И надо обратить внимание, не создаст ли предлагаемое реформирование предпосылки для перехода части ремесленников, направления деятельности которых выпадут из перечня, в теневой сектор, не потеряем ли мы какое-то редкое ремесло? Особенно что касается культурного наследия.

Ответы на эти вопросы журналистам позже озвучит докладчик по данной тематике — министр экономики Юрий Чеботарь. По его словам, в ходе совещания было согласовано ранее выработанное основное требование к новому перечню видов ремесленной деятельности:

— Это прежде всего сохранение аутентичных, самобытных ремесел. Все это должно производиться ремесленниками исключительно своими руками и с помощью примитивных орудий труда. Все остальные виды деятельности, которые сегодня выполняют ремесленники, можно будет осуществлять в рамках работы в режиме самозанятых.

Юрий Чеботарь.

Под это предложен соответствующий режим налогообложения — профессиональный налог (10 процентов). Сами же уникальные ремесленники, как ожидается, будут уплачивать специальный ежемесячный сбор в размере 6,5 рубля.

Все перечни видов деятельности обсуждались на различных платформах, и в итоге два из них уже были утверждены: для индивидуальных предпринимателей (более 120 видов), а также для самозанятых (более 80 видов). Совсем скоро появится и третий перечень — для ремесленников, рассказал Юрий Чеботарь:
— Все перечни между собой взаимосвязаны для того, чтобы не было конфликта интересов в предпринимательской среде, среди граждан. Этот перечень сократится с учетом сохранения самобытных видов деятельности. 
То есть те виды, которые популярны и развиты, например изготовление изделий из эпоксидной смолы, гипса, варение мыла… Здесь нет нашей белорусской самобытности. Значит, такие виды деятельности из этого перечня уйдут.

Министр экономики выразил мнение, что эти новеллы привнесут «определенный драйв» тем уникальным людям, которые сохраняют и приумножают национальное достояние и самобытность. Министр также рассказал о том, что сохранены такие прогрессивные нормы, как возможность ремесленникам заниматься ученичеством (до трех человек); продавать свои изделия на выставках и ярмарках. В ведомстве уверены, что это даст возможность сохранить в стране уникальные виды ремесел.

В ходе совещания обсудили также и другие актуальные темы, в том числе ход уборочной кампании в регионах страны.



АКЦЕНТЫ

Подходы к господдержке будут пересмотрены?

О предлагаемых новациях в жилищной политике журналистам по итогам совещания рассказал министр архитектуры и строительства Руслан Пархамович:

— Мы обсудили вопросы поддержки юридических лиц при строительстве арендного жилья для своих работников. Они будут иметь определенные преференции. Им будет погашаться практически половина от ставки того кредита, который они будут брать для того, чтобы впоследствии предоставлять арендное жилье своим работникам. Не менее 20 процентов такого жилья в первоочередном порядке необходимо будет предоставлять молодым специалистам, которые только пришли на предприятие. 
Мы также внесли предложение о существенном упрощении подходов по подключению индивидуального жилья к инженерным коммуникациям. Речь о том, что юридическое или физическое лицо приносит только заявление в эксплуатирующую организацию и, оплатив услугу, освобождается от всех остальных процедур. То есть не будет заниматься проектированием, сбором техусловий, оформлять правоустанавливающие документы. Все вопросы будет решать эксплуатирующая организация. Все-таки отвечать за инженерные сети должны те, кто впоследствии их эксплуатирует.



Руслан Пархамович.

В целом предложения Минстройархитектуры предполагают внесение изменений в пять указов Главы государства и в Жилищный кодекс. Александр ­­Лукашенко резонно замечает: а почему нельзя подготовить единый комплексный документ, с четкой структурой, определяющий правила игры для всех? И поручает проработать такой нормативный акт до нового года.

— Мы отработали целый пакет документов в отношении жилищного строительства. Учитывая перегруженность и сложность нормативных правовых актов по оказанию господдержки при строительстве жилья, принято решение до конца года подготовить один большой системный документ, который будет в том числе и пересматривать подходы к господдержке. Это будет касаться изменения Жилищного кодекса в отношении норм нуждаемости, категорий нуждающихся и порядка предоставления той или иной государственной поддержки, — пояснил журналистам Руслан Пархамович.

По его словам, особое внимание будет уделено строительству арендного жилья, поддержке многодетных семей, военнослужащих и других категорий:

— Но, думаю, такого обширного перечня, как мы сегодня имеем, уже не будет.  
Господдержка будет сконцентрирована в более узкие и более профильные и актуальные направления.

Появится ли в стране национальный оператор интеллектуальных транспортных систем? Правительство озвучило свою точку зрения

Докладчик по второй теме совещания — заместитель Премьер-министра Анатолий Сивак. И хотя журналисты по итогам совещания ожидали, что будет озвучено какое-то конкретное решение, вице-премьер признался, что Главе государства на совещании представили пока только промежуточный доклад.



Между тем, добавил Анатолий Сивак, предпосылки для создания единого национального оператора есть, хотя это сложная работа:
— Разные сервисы находятся на различном этапе развития и имеют различное назначение. К созданию объединенного оператора есть предпосылки. Самое главное, чтобы это было более эффективно. 
На этом этапе не все расчеты завершены. По каким-то направлениям видно, что будет эффект, по другим нужно еще определенное движение.

Вице-премьер уточнил: главная задача объединения всех интеллектуальных транспортных систем в одну — оптимизация ресурсов. А выгода для государства от появления подобного оператора состоит и в том, чтобы уменьшить количество правонарушений на дорогах, а также повысить безопасность дорожного движения. В частности, предполагается, что та же система фотофиксации нарушений могла бы осуществлять и весогабаритный контроль.

— Это вопрос оптимизации. Условно вместо двух операторов будет один... Этому предложению уже около года, и оно идет непросто. Потому что возникают вопросы: а как сервис с парковками объединить с сервисом (по фотофиксации. — Прим. ред.) превышения скорости? — привел пример Анатолий Сивак и добавил, что тема еще будет детально прорабатываться.
Текст: по материалам "СБ. Беларусь Сегодня"по материалам "СБ. Беларусь Сегодня"
Поделиться
0Комментарии
Авторизоваться