Депутат Валерий Гуща ответил на 25 вопросов о личном
Сегодня гостем рубрики «Особенности частной жизни, или 25 вопросов о личном» стал депутат Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь Валерий Иванович Гуща. Многие моменты из его жизни остались «за кадром» во время предвыборной агитации. Мы решили восполнить этот пробел и расспросить Валерия Ивановича о работе хирурга (которой он, кстати, не перестал заниматься), о семье, об увлечениях, об отношении к жизни и взглядах на жизненно важные вопросы.
1. Валерий Иванович, напомните основные вехи своей биографии.
– Родился я в 1956 году в Ивье. Но в первый класс в 1963 году пошел в школу №14 города Гродно, потому что родители переехали из городского поселка в областной центр. Отец у меня работал врачом, мама – учителем. Я выбрал профессию отца и после окончания школы поступил в мединститут. В 1979 году по распределению приехал на работу в Лиду. С того времени работаю в районной больнице хирургом. С 1996 по 2012 год (до того времени, когда был избран депутатом Палаты представителей) возглавлял хирургическое отделение.
2. Почему некогда выбрали профессию хирурга? Как мне кажется, это одна из самых серьезных специализаций в медицине.
– Во-первых, чтобы стать хирургом, нужно желание. И я его имел. Безусловно, в эту профессию идут не все. Из 400 человек, которые учились на нашем курсе, хирургами стали только 40. У кого-то не было желания, другие не могли по состоянию здоровья. Ведь это тяжелый труд.
80-е годы, в операционной.
3. Как случилось, что вас направили в Лиду? Тоже по желанию?
– На время распределения я был уже женат на однокурснице. Мы вместе поехали на родину жены в Лиду. Кстати, моя супруга не меньше лет, чем я, отдала медицине. Работала в районной поликлинике, городской №1. Сейчас, поскольку я большую часть времени провожу в Минске и на время моего депутатства там предоставлено служебное жилье, решила поехать со мной, работает по специальности.
4. А вы, насколько я знаю, в свободное от депутатской деятельности в парламенте время приезжаете в Лиду и по-прежнему практикуете в хирургическом отделении нашей ЦРБ. Это замечательно. Ведь, считая вас достойной кандидатурой представлять Лидчину в парламенте, многие все же сожалели, что районная больница потеряет высококлассного специалиста.
– Определенной категории – врачам, педагогам, работникам культуры – можно работать на полставки. Чем я и воспользовался. Беру дежурства и по-прежнему провожу операции. Как правило, экстренные. Травмы, ранения, аппендициты, холециститы, язвы… Словом, ни работу, ни родные ЦРБ и город я не оставил. Тем более через два года, после окончания моих депутатских полномочий, планирую опять вернуться в Лиду.
5. Лида стала для вас родным городом?
– А как же! Здесь прошла большая часть жизни, здесь родились и выросли мои дети.
6. Ваши дети работают, учатся? Возможно, продолжают семейную династию врачей?
– У нас с женой два сына. Старший – химик, работает в ОАО «Лакокраска», а вот младший выбрал профессию медика, учится в медуниверситете. Наш старший сын женат, так что уже имеем и внука.
1989 год, с родственниками.
7. Какие черты вы выделили бы в своем характере?
– Профессия обязывает быть скрупулезным, ответственным. Ведь работа хирурга предполагает нанести больному травму (хотя и под наркозом) для оказания ему помощи. Поэтому серьезно и ответственно нужно относиться к своему делу.
8. Кого из лидчан считаете своими наставниками в профессии?
– В Лидской больнице всегда работали хорошие хирурги. Но я своими учителями считаю тех, у кого учился, когда приехал работать в Лиду. Это Альфред Иванович Мисевич, Владимир Константинович Олешкевич, к сожалению, ныне покойные. Радует, что у нынешних молодых хирургов, которые получают после окончания вуза направление в Лиду и которые после отработки здесь остаются, тоже есть желание учиться, перенимать опыт. Почему говорю «которые остаются»? Большая проблема в том, что в последние годы молодые врачи не закрепляются на местах. Основная причина, которую называют, – нерешенный жилищный вопрос. В этом году из Лидской ЦРБ уехали четыре хирурга, травматолог, уролог. Кстати, в наше время жилищный вопрос не стоял так остро. Врачу предоставлялось на первых порах общежитие, затем – квартира.
9. Теперь медицина может похвастаться новым современным оборудованием. А что важнее: аппаратура или знания, мастерство медика?
– Аппаратура, безусловно, важна. Но она создана людьми, чтобы облегчить работу медика, раньше поставить больному диагноз. Есть аппаратура, которая помогает выполнять операции с нанесением меньшей травмы больному, а значит, способствует быстрейшему выздоровлению. Однако без врача, его умения, знаний она ничего не значит.
10. Вы 35 лет в своей профессии! Скольким же лидчанам вы помогли?
– Не задумывался и не считал. Но если надо, давайте прикинем: 200 операций, которые в среднем провожу в год, умножить на 35. 7 тысяч получается. Плюс еще операции, во время которых ассистировал коллегам. (Ведь мы по одному не оперируем). Таких операций, пожалуй, будет столько же или чуть меньше.
11. Теперь, вдобавок, вы помогаете решать волнующие вопросы тем, кто обращается к вам как к депутату Палаты представителей. С какими житейскими «болячками» приходят на прием люди?
– Больше всего вопросов по ЖКХ и медицине. Думаю, причины, которые кроются в этом, следующие. Жилищно-коммунальное хозяйство – огромная сфера, с которой человек ежедневно сталкивается в своем быту. А вопросы медицины люди адресуют мне потому, что я сам медик. В целом обращения граждан показывают, что у нас на Лидчине не существует каких-то глобальных, нерешаемых проблем.
12. Скажите, раньше, до избрания вас депутатом Палаты представителей, вы занимались общественной работой?
– В институте был членом комитета комсомола, когда приехал молодым специалистом в Лиду, тоже активно участвовал в комсомольской жизни медобъединения. Но потом отошел от общественных дел. Работа на полторы ставки не оставляла много свободного времени. А когда стал заведующим хирургическим отделением, тем более времени не оставалось. Но теперь совмещать деятельность парламентария и практику врача мне легко. Ведь свою работу хирурга знаю досконально. Безусловно, в значительно меньшей степени знакома мне политическая деятельность, но она и более интересна, как все новое. Ведь я раньше не задумывался, как создаются законы, по которым мы живем, а теперь сам участвую в их формировании. Интересно мне в парламенте и общение с новыми людьми как специалистами в своих отраслях.
13. Безусловно, законотворчество охватывает многочисленные направления жизнедеятельности страны. А обсуждение и принятие каких документов вам особенно близко?
– Конечно, тех, что касаются медицины. Депутатами вносились поправки в закон о здравоохранении. В частности, были уточнены и дополнены новые виды медицинской помощи, те моменты, которые касаются частной медицинской помощи. Думаю, депутаты каждого созыва будут вносить в закон о здравоохранении дополнительные статьи или исключать иные. Ведь медицина, как и жизнь, не стоит на месте. Также планируется изменить и дополнить статьи закона о лекарственных средствах, закона о донорстве.
14. Задумывались ли вы когда-нибудь над вопросом, какой ваш девиз по жизни?
– Нет. Такого слогана не имею. Но если брать по большому счету, мой девиз пошел со мной по жизни, когда я выбрал свою специальность – помогать людям.
15. Совершали ли вы в жизни поступки, о которых потом приходилось жалеть?
– Я такой человек, что не зацикливаюсь ни на плохом, ни на хорошем. Никогда не жалел, что в каких-то серьезных, глобальных вещах поступил именно так, а не иначе. Правда, об отдельных, как говорится, сугубо рабочих моментах, могу и пожалеть.
16. Вы создаете впечатление человека очень спокойного, уравновешенного. Вы, наверное, никогда не повышаете голос?
– Ну что вы, могу и ругаться. Обычно это было связано с работой. Как руководитель отделения и хирург видел, что кому-то из подчиненных надо в определенных случаях и поспешить, и подбежать. Сам-то я человек немедлительный и хочу, чтобы все делалось быстро.
17. У вас много друзей?
– Настоящих, закадычных друзей у человека не может быть много. Остальные – хорошие знакомые, приятели. Так и у меня. Друзья есть, они остались с юности, молодости. Наверное, в то время подход к выбору тех, кому доверил бы самые сокровенные мысли, был проще. Да и в молодости быстрее сойтись характерами.
18. Ваши родители по-прежнему здравствуют?
– Отец умер. А вот мама, к счастью, жива. В декабре ей исполнится 81 год, но она еще ездит на дачу. Говорит, что скучно без грядок.
19. Какую науку вы взяли от родителей, отправляясь в дорогу по жизни?
– Говорить правду (хотя это не всегда приветствуется). И, конечно, работать. Ведь ничего просто так не дается.
20. А передалось ли вам мамино отношение к земле, к работе на дачном участке?
– Я дачу люблю. И на жену основной дачный груз не перекладываю. Много делаю сам. А уж грядки покопать – это пустяковое дело, лишь бы лопата острой была. Ну, а какие красивые места в районе нашей дачи – вблизи Докудово!
21. Какие увлечения имеете?
– Дача. Люблю «тихую охоту». Вот и в прошедшем сентябре, когда был в отпуске, не раз возвращался из леса с многочисленными грибными трофеями. У меня есть два излюбленных места. Если нахожусь на даче, то иду собирать грибы в ближайший лес, если выезжаю на «тихую охоту» из Лиды, то отправляюсь в лес за Дворище. Осталось у меня по-прежнему и еще одно увлечение – читать книги. Особенно исторической тематики. Ведь когда-то при выборе профессии рассматривал варианты быть врачом или историком.
22. Как относитесь к юмору?
– Очень даже положительно. Правда, юмористических программ по телевизору не смотрю. Даже КВН как-то обмельчал. Или это впечатление пришло с возрастом? А вот анекдотов, которые рождаются самой жизнью, знаю много и могу рассказать в своей компании. Даже на работе бывают случаи, когда, вспоминая ситуацию или чье-то высказывание, не можешь скрыть улыбки.
23. Как вы, как врач, поддерживайте свое здоровье? Вредные привычки имеете?
– Признаюсь: курю. Но теперь стал делать это в два раза меньше. Хотя и знаю, что курение пагубно влияет на сосуды, но отказаться вообще от сигареты не могу. Зато сыновей уберег, как говорится, на собственном примере – они не курят. Укрепляю ли я здоровье физкультурой или спортом? В молодости занимался целенаправленно. Теперь этого не делаю. Разве что совершаю вечерние пешие прогулки. Служебное жилье в Минске мне предоставлено недалеко от парковой зоны реки Свислочь, поэтому с женой по вечерам после работы проводим вечерний моцион. Замечаю, что в последнее время появилось много велосипедистов. Была б компания, возможно, и я не отказался бы от велосипедных прогулок.
24. На какой вопрос вы сами хотели бы ответить?
– Возможно, какие перспективы у нашей страны на будущее? Отвечаю: хорошие. Ведь главное – наши люди умеют и хотят работать. Причем лучше, чем другие. Наша республика выделяется даже среди своих ближайших соседей. Сколько восхитительных отзывов мне довелось слышать о Беларуси!
25. И традиционный вопрос рубрики «Особенности частной жизни, или 25 вопросов о личном»: что бы вы пожелали лидчанам?
– Всем в первую очередь здоровья! Чтобы радовали близкие, чтобы Лида становилась лучше и краше, чтобы каждый нашел работу по душе, которая приносила бы удовлетворение и, соответственно, достойную жизнь самому человеку и пользу обществу.