Среди ежедневной работы есть место живой памяти. Екатерина Серафинович навестила ветеранов, участников войны и трудового фронта
Редакционный автомобиль мчит в поселок Первомайский. Именно там живет очень уважаемый человек – 87-летняя узница концлагеря Фалькензее Виктория Перелайко.
– Я родилась в деревне Продвино Бобруйского района Могилевской области, – встретив гостей, начала рассказ Виктория Викентьевна. – Когда в размеренную жизнь наших людей ворвалась война, я была шестилетним ребенком, но очень хорошо помню этот день. С тяжелыми боями наши войска отступали. Через деревню шли советские части. А потом пришли немцы. Напуганные слухами о расправах фашистов, мы часто прятались в лесу. Сидели в землянках днями, а бывало, неделями. В деревню приходили нечасто. Однажды пришла новость, что немцы ездят по ближайшим населенным пунктам, забирают детей для отправки в Германию. Мы опять стали прятаться. А когда вернулись через несколько дней в родной дом, думая, что никто за нами уже не приедет, в деревню въехал враг. Детей немцы собрали в школьном дворе, а потом приказали грузиться в машины. Страшно кричали матери, дети плакали.
С сестрами маленькую Викторию погрузили в одну из машин. Впереди – неизвестность. Вначале она попала в донорский лагерь в местечке Паричи, затем в концлагерь Фалькензее. Так началась страшная жизнь, полная страданий и лишений. С трудом дается бывшей узнице рассказ о самых трагических страницах ее детства.
– В лагере мы жили в бараках, спали на нарах. Часто мерзли и голодали. Знаю, что детей отбирали на сдачу крови и какие-то другие опыты. Нас выстраивали в группы по три человека, немец ходил между рядами и указывал пальцем на кого-либо. Отобранных грузили в машину и увозили. Куда и зачем, никто не знал. Я была очень худая и бледная. Может, поэтому меня не трогали. А вот этих детей мы больше не видели.
Долгожданная Победа и освобождение от немецкого плена пришли, когда Виктории Викентьевне исполнилось десять лет.
– Конечно, радовались, что выжили. В Беларусь вернулись в августе 1945 года. Все выучились, наладили семейную жизнь. Война не дает о себе забыть, но уже только во снах. Ездила в Германию с дочерью. С другими бывшими узниками мы посетили места, которые сегодня считаются памятниками тех страшных лет, в том числе Заксенхаузен. На встречу приехали люди из разных уголков света. Всех нас породнило общее горе, пережитое в стенах концлагеря.
Внимательно выслушав рассказ Виктории Перелайко, член Совета Республики Национального собрания поинтересовалась, как часто бывшую узницу приглашают в школы и другие учебные заведения. Ведь правда о тех страшных годах дорогого стоит.
Общение и забота – большая радость для пожилых людей. Вот и участница трудового фронта Анастасия Муравкина накануне праздника Победы поделилась с гостями воспоминаниями, рассказала о событиях своего детства и теперешней жизни.
– Я родом из города Осташково Тверской области, – рассказывает пожилая женщина. – Когда началась война, мне было 12 лет. Эвакуироваться семьей мы не успели. В 1943 году мама пошла работать на завод, где катали валенки для воинских частей. А я пошла ученицей к парикмахеру. Выучилась. Потом ездила, обслуживала воинские части, госпиталя (стригла солдат). Вначале было страшно. А потом привыкла к бомбежкам, налетам.
Сегодня Анастасия Муравкина, как и Виктория Перелайко, говорит о том, как важен мир. Во время встречи с Екатериной Серафинович они рассказали о том, что их беспокоит. И, конечно, были очень благодарны проявленным вниманию и заботе.