Создать комфортные условия для людей. О выполнение Директивы №2 и работе с обращениями граждан шла речь на заседании Лидского райисполкома
Выполнению требований Директивы Президента Беларуси №2 «О мерах по дальнейшей дебюрократизации государственного аппарата и повышению качества обеспечения жизнедеятельности населения» и об обращениях граждан и юридических лиц сегодня было посвящено заседание Лидского райисполкома.
Оно проходило в расширенном формате: в его работе принял участие заместитель Председателя Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь, депутат по Лидскому избирательному округу №55 Валерий Мицкевич. К участию были приглашены председатели сельисполкомов, депутаты, руководители отделов и служб – все, кто непосредственно работает с обращениями граждан.
Начало 2020 года. Одно из первых заседаний райисполкома неслучайно посвящено именно теме Директивы №2 и работы с обращениями граждан. Позиция руководителя Лидского райисполкома в этом плане принципиальная. «Слово жалоба неприемлемо и должно звучать оскорбительно в отношении каждого из государственных служащих, – подчеркивает Сергей Ложечник. – Каждую мы будем пристально анализировать, по каждой – давать принципиальную оценку должностным лицам».
Инна Бенкевич, начальник отдела по работе с обращениями граждан и юридических лиц Лидского райисполкома, констатировала:
– В 2019 году поступило, зарегистрировано и направлено на исполнение 1386 обращений. Это больше, чем в 2018 году. Вызывает обеспокоенность тот факт, что наблюдается рост обращений не только в райисполком, но и в вышестоящие органы. В Гродненский облисполком от жителей Лидчины поступило на 65 обращений больше. Больше всего обращений поступило по вопросам жилищного фонда и жилищно-коммунального хозяйства (38 процентов), а также строительства и архитектуры. По вопросам ЖКХ наблюдается увеличение обращений по отношению к аналогичному периоду 2018 года на 50 процентов. Чаще всего жителей волновали вопросы капитального ремонта многоквартирных домов, ремонта и благоустройства дворов, прокладки коммуникаций.
Анализируя обращения, Инна Антоновна, отмечала: «В конце 2019 года завершены работы по модернизации системы отопления многоквартирного жилого дома №11 по ул. Пролыгина по коллективному обращению жильцов дома, которое находились на контроле с 2017 года. Лидским ЖКХ выполнен капитальный ремонт пятнадцати многоквартирных домов и начаты работы по капремонту еще пяти. Произведена замена систем водоснабжения и водоотведения, построены три станции обезжелезивания воды, что позволило обеспечить качественной водой жителей поселка Первомайский и агрогородков Песковцы, Дворище и снять ряд актуальных обращений. Выполнен ремонт дорожного покрытия ул. Строителей. Обращения по данному вопросу от жителей микрорайона поступали на протяжении нескольких последних лет. Также был выполнен ремонт дорожного покрытия еще десяти улиц. В микрорайоне Индустриальный, где активно ведется строительство многоквартирных жилых домов, в минувшем году построен и введен в эксплуатацию детский сад на 230 мест. Не утрачивает актуальности вопрос строительства дороги в микрорайонах индивидуальной жилой застройки Чеховцы, Молодежный, Дубровня, а также сетей канализации как в новых, так и в существующих микрорайонах. В 2019 году строительство проездов в микрорайонах индивидуальной застройки не велось, количество обращений по данным вопросам, в том числе и коллективных, стало расти.
Около 10 процентов обращений было связано с вопросами землеустройства и землепользования. Это на 21 больше по сравнению с позапрошлым годом. Обращений по вопросам работы потребительского рынка также поступило больше. Уже второй год идет увеличение обращений по вопросам работы автотранспорта, в том числе коллективных. Среди них – обращение по вопросу продления маршрута №1 до агрогородка Ёдки, а также организации дополнительного рейса в агрогородок Крупово.
Более половины обращений на прямые телефонные линии касались работы жилищно-коммунального хозяйства. Наиболее часто звонили с Третьяковского, Дубровенского, Круповского, Тарновского сельсоветов и г. Березовки. Вопросы были различные: дороги, освещение, транспорт, водоснабжение, сбор молока, наведение порядка на кладбищах. Были и благодарности. При этом на прямую телефонную линию в сельисполкомы и Березовский горисполком граждане не обращались. Хотя большая часть вопросов могла и должна была разрешаться на месте.
Критики прокурора района Станислава Дмуховского подверглась работа с обращениями граждан ряда организаций района.
– Выполнение Директивы №2 – один из критериев работы госорганов, – отметил Станислав Юрьевич. – К сожалению, зачастую она не отвечает предъявляемым требованиям. Допускаются нарушения в ряде организаций. В некоторых имеют место многочисленные нарушения. Любая проверка может выявить такие факты.
Нужно усовершенствовать работу с обращениями и усилить контроль за ней как со стороны райисполкома, так и других органов, подчеркнул прокурор.
Были выслушаны руководители служб. Так, больше всего обращений поступило в адрес ЖКХ. Директор предприятия Андрей Богдан недавно вступил в должность, однако в центре внимания его как руководителя поступающие обращения на первом месте. Ежедневно на планерках обсуждаются поступившие вопросы. Как одна из мер – кадровая политика в ЖКХ. От главы региона Андрей Болеславович получил поручение активизировать работы по благоустройству и капремонтам в городе. Год начался, пора воплощать планы в жизнь.
Как уже говорилось, у председателя райисполкома принципиальная позиция к работе с обращениями граждан. Этого же Сергей Ложечник требует от своих подчиненных. Глава региона поручил проводить социологические срезы, изучать мнения людей по тем или иным вопросам, узнавать о их компетенции относительно своего права обратиться в ту или иную организацию. Есть обращения в Лидском районе, которые проходят мимо райисполкома. Почему? Люди не знают, куда могут непосредственно обратиться или не доверяют?
Красной линией сквозь все заседание райисполкома проходила идеологическая составляющая работы с обращениями граждан и юридических лиц. «От того, как придет и выполнит свою работу сантехник, мастер, врач и т.д., зависит очень многое. И доверие к власти, и в целом, комфортность жизни лидчан, – отмечал глава региона. – Лида – город с ускоренным развитием. В ней будут заасфальтированы тротуары, капитально отремонтированы дома и сняты многие сегодняшние вопросы. Но нужно, чтобы люди это понимали. Чтобы ценили то, что имеют, свой дом, свой город, чтобы не хотели отсюда уезжать, отпускать детей и чувствовали себя здесь комфортно».
Конечно, многое зависит от самих людей, от их культуры и самосознания. Сергей Васильевич привел в пример недавнюю поездку членов исполкома в Минск, где они интересовались новыми подходами к проектированию дворовых территорий. К примеру, контейнерная площадка – камень преткновения между ЖКХ и жильцами – может быть красивой, удобной, безопасной и устраивать тех и других. Можно научить жителей выгуливать собак в положенном месте и убирать за ними. В Лиде нужно делать такие дворики. Хотя бы начать. Показать, к чему надо стремиться. Не терять времени. Время – это, наравне со здоровьем, сейчас самое ценное.
Отдельной темой разговора стали административные процедуры, работа службы «Одно окно». В рамках выполнения требований по организации службы она оборудована в райисполкоме на первом этаже. «Это хорошее начало. Но только начало», – отметил Сергей Ложечник.
У председателя райисполкома есть задумка объединить все востребованные процедуры в «Одном окне» и в одном месте. Чтобы не было одно окно, да сто дверей. И есть желание сделать это в Лиде первыми.
– Когда мы работали над Директивой №2, все так и было задумано, – подчеркнул депутат Палаты представителей Национального собрания Валерий Мицкевич. – В преамбуле директивы как раз и говорится о создании комфортных условий для людей. Все процедуры занимают много времени, а время, как уже говорилось, очень ценно. А еще лучше, сделать процедуры дистанционными. У нас IT-страна. Если вы реализуете эту задумку в Лиде, я готов во всем помогать.