Министр антимонопольного регулирования и торговли посетил Лидский район
Во время визита в Лидский район Министр антимонопольного регулирования и торговли посетил магазины потребкооперации и частной формы собственности в агрогородке Бердовка, поговорил с их продавцами, покупателями. У продавца магазина «Родны кут» Анны Глушкевич Владимир Колтович интересовался условиями труда, ассортиментом товаров и отзывами клиентов.
Маршрут по указанному «адресу» должен проложить Указ № 345 «О развитии торговли, общественного питания и бытового обслуживания», который действует в нашей стране с 1 января 2018 года. Документ призван за счет налоговых льгот и преференций стимулировать активность в перечисленных сферах, упростить правила ведения бизнеса для индивидуальных предпринимателей и организаций, которые работают в сельской местности и в малых городах. Для ответа на вопрос, какие есть трудности с реализацией данного указа на местах, в рамках рабочей поездки в Гродненскую область Лидский район посетил Министр антимонопольного регулирования и торговли Беларуси Владимир Колтович.
В условиях гигантомании отдельных торговых сетей найти, реализовать себя и тем более удержать позиции частнику сложно. Об этом Владимиру Колтовичу говорили и Евгений Блюдник, который открыл по магазину в агрогородках Бердовка и Гуды, и другие представители малого бизнеса региона. «Желание открыть торговый объект на селе есть у многих «частников». Однако кто нам даст гарантию, что через какое-то время сюда же не придет известный всем ритейл и не вытеснит нас с рынка? Ведь конкурировать с ним малому бизнесу невозможно. Большие торговые сети обладают и большими ресурсами, что позволяет им диктовать, навязывать свои условия», – высказал общую мысль Евгений Блюдник.
Рыночные силы крупных торговых сетей действительно достаточно серьезные. В отдельных случаях это может привести к монополизации, чего, по словам Владимира Колтовича, быть не должно. Поэтому выход один: ограничить присутствие торговых гигантов на рынке.
– Населенные пункты, численность жителей в которых не превышает 200 человек, интереса для крупных продавцов не представляют. В Лидском районе тенденция такова, что идет стремительное сокращение сельского населения. Кто будет оказывать услуги для тех оставшихся в деревне 50 человек? – высказал мнение заместитель председателя Лидского райисполкома Виталий Невера.
Возможностями Указа № 345 в Беларуси уже воспользовались около 670 субъектов предпринимательства – ИП и юрлиц. В Лидском районе – два юридических лица: Евгений Блюдник (ЧТУП «Модно-Стильно»: магазины в агрогородках Бердовка, Гуды) и Мария Шушко (ЧТУП «ДаринаМаркет»: Дитва).
Обеспокоенность власти понятна: сельский житель должен получить «свою» услугу, «свой» товар. И именно частник в силах создать инфраструктурное развитие торговли в малых населенных пунктах. Чтобы бизнес поверил в потенциал села, в то, что здесь можно и нужно работать, и был издан Указ №345. Он дает немало налоговых льгот.
Однако частный бизнес присутствует лишь там, где может извлечь выгоду, социальную функцию может выполнять только Белкоопсоюз. Не является ли Указ № 345 при этом своего рода «удавкой на шее» потребкооперации? Сегодня выручка в ее торговых объектах за редким исключением покрывает имеющиеся расходы. А это уже не торговля, не бизнес, а сугубо социальный аспект. И если «частник» конкурирует в основном с крупными торговыми сетями, то Белкоопсоюз вынужден «отбиваться» сразу от них обоих. «Не усугубит ли Указ № 345 положение дел потребкооперации, которая является основным социальным партнером государства и содержит на селе заведомо убыточные объекты только для того, чтобы обеспечить деревенского жителя услугой?» – с таким вопросом журналист «Лідскай газеты» обратился к Министру торговли.
– Принятый документ возможен и для использования потребкооперации, он создает равные условия для всех, – прокомментировал Министр. – Мы думаем над тем, как сделать социальную ношу потребкооперации легче. В частности, рассматривается предложение установить льготу на тарифы на электроэнергию. Сегодня оплата этой услуги занимает в издержках 13%. Актуальный также вопрос – работа автолавок, которые доставляют товары в труднодоступные и отдаленные деревни. По информации потребкооперации, каждый 11-й километр уже в убыток. Нужно найти возможность субсидировать его. Возможно, отдельным организациям – все-таки у разных представителей потребкооперации разные успехи на своих рабочих местах – будет предоставлена адресная помощь. Конечно, это все стоит денег, и государство должно взвесить. Но мы должны обеспечить каждому человеку выполнение конституционного права купить товар, получить услугу. И если расходы никак не покрываются выручкой, государство должно оказать социальную помощь. Так делается во всех странах.
* * *
Указ № 345 претерпит изменения. Предложения по усовершенствованию документа планируется предоставить Президенту страны уже к концу текущего года. Для этого создана рабочая группа, которая должна предложить меры по совершенствованию общественного питания и торгового обслуживания в сельской местности. Предлагается в Указ №345 внести изменения, предусматривающие льготы по транспорту, электроэнергии, аренде и исчислению налога. Увеличение срока действия указа до десяти лет – это еще одно важное нововведение. «Срок в десять лет и более позволит людям вкладывать деньги в бизнес с большей уверенностью», – отметил Министр торговли Владимир Колтович.