Это его история, это его завод. Первый литейщик Лидского литейно-механического завода о своем профессиональном пути на родном предприятии
20 Июля 2025
13015

Начало 70-х… Молодым инженером после окончания Белорусского политехнического института Мирослав Абрамович приехал в Лиду на авторемонтный завод. На предприятии в то время планировалось серьезное расширение: по предложению директора Юрия Дулуба правительством было принято решение о строительстве на его базе литейного комплекса.

– Задумка была очень правильная: в литых деталях остро нуждалось сельское хозяйство, машиностроение, практически все предприятия! – говорит Мирослав Михайлович. – И вот, в 1972 году на нашем авторемзаводе создали отдел капитального строительства, куда сразу же старшим инженером по комплектации перешел и я. Чуть позже приступили к работе в нем и только что прибывшие инженеры-литейщики Леон Волчкевич и Александр Шишкин.
В последующие годы эти люди, первопроходцы так сказать, составили костяк нового литейного цеха. Впрочем, о людях Мирославу Михайловичу сегодня хочется вспоминать больше всего… «На начальном этапе у меня было два непосредственных руководителя – это Герасим Ефимович Пригожаев и Николай Григорьевич Швейкус. Они передали опыт, научили, спустя много лет я вспоминаю о них с теплотой и глубоким уважением. Все строительные вопросы решали вместе с Петром Тальковым, Петром Терзи, Виктором Макаренко, Владимиром Чукуром, Анатолием Журавлевым».
В 1975-м литейный цех был введен в эксплуатацию. В нем начали изготавливать чугунные отливки для сельского хозяйства, машиностроения, автомобилестроения, включая заготовки гильз цилиндров для двигателей. Уже к 1976-1978 годам ассортимент продукции насчитывал около 500 наименований. Со временем лидское литье завоевало признание не только в республике, но и во всем Советском Союзе. Заготовки гильз стали поставляться на ведущие предприятия страны: Заволжский моторный завод, КАМАЗ, Ульяновский моторный завод и Мценский литейный завод.
– Вскоре стало очевидным, что ремонт автомобилей и литейное дело – слишком разные производства, и в 1985-м литейный цех в результате реорганизации отделился
от авторемзавода, стал самостоятельным предприятием – литейно-механическим заводом, – рассказывает Мирослав Михайлович.
На заводе происходили не только структурные, но и технологические изменения. Когда-то все начиналось с двух плавильных печей-вагранок, но позже встал вопрос об увеличении выпуска отливок гильз цилиндра, и вагранки потребовалось заменить индукционными плавильными печами. Это позволило значительно улучшить качество литья. Литейное производство – узкоспециализированная
сфера, требующая особой подготовки кадров. И если инженеров для лидской литейки готовили в вузах, то рабочих изначально обучали непосредственно на предприятиях по всей стране. Сегод-
ня же Лидский литейно-механический завод сам стал авторитетной школой литейного дела. Многие сотрудники, пришедшие в цех молодыми специалистами, со временем набрались опыта и выросли до руководящих должностей. А иные доросли до директора: Александр Шишкин, Сергей Шкет, Роман Трубицкий и нынешний директор Владимир Кашлей. Мирослав Абрамович так- же продвигался по карьерной лестнице. В 1976 году он стал заместителем начальника литейного цеха по производству. К 1985 году возглавил литейный цех, а позже стал руководителем производственно-диспетчерского отдела. С 1987года и до выхода на пенсию в 2014 году он был заместителем директора по производству. За свои достижения удостаивался званий «Лучший рационализатор г. Лиды», «Лучший
рационализатор Госкомсельхозтехники БССР» и «Лучший рационализатор Госкомсельхозтехники СССР».
Сегодня на заводе внедряются высокие технологии. Здесь выпускают такие сложные отливки, что когда-то и представить было нельзя! – говорит Мирослав Михайлович. – Отрадно, что при этом здесь не забывают людей, своих ветеранов труда. Меня навещают, поздравляют с Днем металлурга и юбилеями, оказывают внимание”.
В свои 75 Мирослав Абрамович держит руку на пульсе: освоил интернет, слушает музыку, читает, выписывает много газет и журналов, в основном, научно-популярной,
познавательной направленности. Интересуется всем, особенно, что происходит на его заводе, и по-прежнему душой и сердцем вместе с ним.

0Комментарии
Авторизоваться
Для отправки отзыва нужно авторизироваться.





