Сортировка мусора в домашних условиях. Молодая лидчанка поделилась европейским опытом.
О необходимости сортировать мусор говорят, пишут, рассуждают давно и много. Тем не менее людей, делающих над собой некое усилие и «отделяющих зерна от плевел», по-прежнему немного. Возможно, из-за того, что экологические статьи, так или иначе, имеют некий назидательный тон, давят на чувство вины – мол, из-за вас таких гибнет планета – и у человека срабатывает защитная реакция: закрыть, забыть, сделать по-своему? А как тогда мотивировать к сортировке мусора, ведь уважительных причин делать это очень много? (Не будем сейчас перечислять их, дабы не отпугнуть читателя.) Ответ на это только один – личным примером или примером знакомых.
Алена Кулешова живет в новом Южном. На протяжении последних лет шести (молодой женщине сейчас 26) она добросовестно отделяет от бытовых отходов пластик, бумагу, стекло, батарейки и прочее вторсырье. Таким образом, сортировка мусора стала для лидчанки своего рода маленьким хобби.
– Меня волнуют вопросы экологии. Мне не все равно, что будет через 5, 10, 20 и больше лет, – прокомментировала Алена. – Это не высокие слова, не попытка казаться лучше остальных. Это моя позиция. К тому же я верю, что изменить мир к лучшему можно только начав с себя.
Моя собеседница рассказывает, что привычка отсортировывать от бытовых отходов макулатуру осталась еще со школы, когда каждому классу доводился план, сколько килограммов бумаги нужно принести. А вот к тому, чтобы отделять еще стекло, пластик, пришла немного позже.
– Сразу был некий азарт, интерес собрать побольше да разного, – вспоминает с улыбкой лидчанка, – поэтому в пункты приема вторсырья я носила все, что там принимали. Подключала к этому друзей. Когда у дома появились контейнеры для раздельного сбора мусора, вопроса, сортировать вторсырье или нет, вообще не стояло. В нашей семье это нечто само собой разумеющееся.
Алена Кулешова признается, что во многом на ее мировоззрение, отношение к природе и ее ресурсам повлияли путешествия по разным странам. «Европейцы достаточно серьезно относятся к вопросу сортировки. Они не ленятся тратить порой и по полчаса на то, чтобы распределить накопившийся хлам в соответствующие урны. Например, если для картона, глянцевых изданий, газет, всевозможных пробок, банок и разного стекла отведены специальные отсеки, то люди ответственно распределят все по своим местам. У них даже не возникает мысли, что может быть по-другому, потому что европейцы заботятся об экологии. И когда видишь, что есть немало людей, которые, потребляя, не забывают отдавать, очень вдохновляешься. Потому что понимаешь: общее дело зависит все-таки от участия, заинтересованности в первую очередь тебя самого. Знаете, есть такой закон: если хотя бы 5% людей что-то делают, остальные 95% тоже подтягиваются», – рассуждает женщина.
– Многие отказываются сортировать мусор, ссылаясь на неудобства: в квартире нельзя поставить сразу три мусорных ведра, может возникнуть неприятный запах и прочее. Как вы решили эту проблему? – интересуется журналист районки у Алены Кулешовой.
– У нас типичная кухня, которая не позволила бы поставить три громоздких ведра. Тем не менее мусор мы все равно сортируем: в закрытом шкафчике находится урна для органического мусора, а рядом, на дверце, висит крючок под мешок для пластика и стекла. Последнее мы выкидываем крайне редко, поэтому сортируем его уже возле бака. Пластик не занимает много места, тем более если его предварительно сминать. Макулатуре отведен небольшой квадрат в кладовке. Накапливается она медленно, поэтому коробку выкидываем раз в месяц. Использованные батарейки всегда прихватываю с собой, когда иду за покупками: во многих магазинах города, в том числе и в новом Южном, есть специальные контейнеры для отработанных аккумуляторов. Со сбором полиэтиленовых пакетов тоже нет никаких трудностей: складывай пакетики в один, а потом выбрасывай. Все это настолько вписалось в наш быт, что стало совершенно необременяющей привычкой. Знаю, что для раздельного сбора мусора есть специальные ведра. Они представляют собой конструкцию, в которой соединены три урны. Несмотря на это, сооружение занимает значительно меньше пространства, чем три классические мусорки. Стоят такие ведра недешево и не слишком у нас популярны.
Поделилась Алена Кулешова и своими мыслями насчет того, как можно решить проблему сортировки вторсырья, как приучить белорусов к тому, чтобы не сбрасывать и бытовые отходы, и бумагу, и полиэтилен в один бак.
– Важнейшим шагом является создание условий, – уверена Алена Кулешова. – Многие люди стали задумываться о разделении мусора лишь благодаря тому, что в шаговой доступности появились контейнеры для сортировки. Важно увеличивать их количество. Мне кажется, было бы неплохо во всех общественных местах установить урны для раздельного сбора мусора. Проходя мимо них, больше людей начало бы задумываться о важности выбрасывать, скажем, пластик отдельно. Да и дети с ранних лет приучались бы к культуре сортировки. Тема экологии деликатна. Именно поэтому важно находить новые подходы к различным социальным группам, чтобы вовлечь в процесс как можно больше людей. Вряд ли подростку будет интересна та же реклама или статья, что и для пенсионера, а ведь заинтересовывать нужно всех. Поэтому важно быть изобретательными и учитывать возрастные особенности тех, для кого подготовлена информация. Говорить же о проблемах экологии можно на языке привлекающих внимание акций, ярких листовок, «затягивающих» статей, социальной рекламы, тематической одежды и так далее. Но больше всего, как мне кажется, мотивирует пример других. Я часто рассказываю разным людям о том, что сортирую мусор, делюсь своим опытом. Пытаюсь послужить примером хотя бы для одного человека. Что касается нашей семьи, то мы с близкими уже давно сделали сортировку мусора своей привычной домашней обязанностью.
А что думаете по этому поводу вы, дорогие читатели? Может, вы тоже наловчились сортировать вторсырье и готовы поделиться своим опытом с другими? Поделитесь своими мыслями по телефону 52-66-74 или в комментариях к статье на сайте «Лідскай газеты» www.lidanews.by.