Белорусский «Майнкрафт» начинался с Лидского замка

04 Мая 2023 1932
Школьник из агрогородка Гудевичи создал интерактивную карту нашей страны в стиле популярной компьютерной игры.

Андрей Солтан – это имя девятиклассника из агрогородка Гудевичи Мостовского района известно многим белорусам. Впрочем, не только им. Сельский школьник прославился далеко за пределами страны благодаря увлечению, присущему практически каждому современному ребенку, – увлечению компьютером. А если быть точнее, Андрей создал интерактивную карту нашей синеокой в стиле популярной компьютерной игры «Майнкрафт». 

Строительство из кубов белорусских городов и памятников архитектуры – процесс творческий и очень трудоемкий, однако он настолько захватил сельского паренька, что перерос в целый интернет-проект под названием «Спадчына: выдатныя мясціны тваёй краіны». Работа, к слову, была по достоинству оценена: на областном этапе «100 идей для Беларуси» проект учащегося Гудевичской средней школы занял первое место.

Журналист «Лідскай газеты» разыскал Андрея Солтана, чтобы на страницах районного издания более подробно рассказать об этом уникальном проекте.

– Андрей, как вообще пришла в голову такая оригинальная идея?

– Все началось с того, что, когда мне было 8 лет, я с любопытством открыл учебник по предмету «Человек и мир» старшего брата, который на тот момент учился в четвертом классе. С интересом познакомился с историей Великого Княжества Литовского. Причем увлекали не воины и сражения, а культурное наследие (в основном архитектура), а также история развития белорусской литературы.

А когда мне исполнилось 13 лет, в 2019 году, в интернете посмотрел видео о строительстве существующих объектов в стиле «Майнкрафт» западными игроками. И я решил сделать что-то подобное, но с белорусскими достопримечательностями. И стал первопроходцем в нашей стране.

– Правда ли, что в «Майнкрафте» по-белорусски Лидский замок стал первым построенным из кубов объектом?

Да, Лидский замок стал первым. Виртуально построить именно этот памятник оборонительного зодчества решил после того, как пересмотрел фотографии, что были сделаны во время увлекательной экскурсии по вашему городу.

– Не вышел ли первый блин комом?

Нет. Но над ним пришлось немало потрудиться. Стены оборонительного сооружения многократно подвергались переделке из-за того, что я стремился придать им максимальную схожесть. До сих пор жалею, что потратил так много времени на эту «коробку», пока не догадался, что существует посторонняя программа для игры «Майнкрафт», которая помогает воссоздавать объекты в реальных размерах за более короткие сроки, – «MCEdit».

– А что было дальше?


– Так началась история моего проекта, работу над которым я изначально воспринимал не иначе как необычное хобби. Сначала воссоздал копии  оборонительных сооружений XV-XVII веков – Мирского замка, Новогрудского, Любчанского и других. Затем начал выкладывать виртуальные строения на своем YouTube-канале. Потом появились уже масштабные проекты белорусских городов. Публиковать работы в различных социальных сетях я стал лишь спустя пару лет. Также в 2022 году переименовал свой YouTube-канал в «Спадчыну» (в честь 100-летия выпуска одноименного литературного сборника Янки Купалы).

С этого момента моя «Спадчына» начала формироваться как первый в Беларуси интернет-проект по разработке виртуальной экскурсии по нашей стране в стиле популярной компьютерной игры «Майнкрафт».

– Андрей, много ли виртуальных достопримечательностей тобой создано?


– Точное число работ назвать не могу. В основном это объекты оборонительного назначения, а также дворцы, усадьбы и другие архитектурные достопримечательности. Среди них знаменитые замки Беларуси: Несвижский, Кревский, Гольшанский. Есть Жировичский монастырь, Дворец Румянцевых-Паскевичей. Из выдающихся объектов религиозного назначения – Софийский собор в Полоцке и костел Святой Троицы в Гервятах. Также из кубов выросли знаменитая Каменецкая башня, площадь Победы в столице, «Минск-Арена» и Дворец Независимости. Создан мемориал «Хатынь» – символ вечной памяти и скорби белорусского народа.

Имеются копии центров белорусских городов: Гродно, Мостов, Орши, Волковыска, Брагина – и, конечно же, исторического центра города Лиды, к работе над которым вернулся спустя два года после создания Лидского замка.

– Какой из объектов был для тебя самым сложным и потребовал много времени?


– Если честно, подобных памятников архитектуры очень много. К примеру, костел Святой Троицы в агрогородке Гервяты (Островецкий район) была создана за 16 часов. На Несвижский замок ушло три дня, а на строительство виртуального исторического центра города Гродно –     8 месяцев и 27 дней. Возможно, так много времени на создание областного центра потребовалось потому, что он, как и Лидский замок, был построен в самой игре «Майнкрафт», без помощи дополнительных программ. Но ведь главное – результат, а не количество времени, которое было потрачено. И им я доволен
.
– Андрей, ты развиваешь несколько социальных сетей: YouTube, Инстаграм, Тик-Ток... Информация на ресурсах дублируется? 

– Инфоповод у постов один, но подача разная. Так, на YouTube-канале размещены небольшие обзорные ролики о созданных объектах. В Инстаграме я рассказываю о процессе строительства, подвожу итог сделанному. В Тик-Токе публикую ролики с YouTube, только делаю их в стиле коротких клипов. Для удобства пользователей YouTube, Инстаграм и Тик-Ток носят один и тот же ник – @project.spadchina.

– Новые локации появляются в виртуальном мире по просьбе твоих подписчиков?
 
– Да. Пользователи активно предлагают новые идеи для проекта. Просьб огромное количество: все хотят увидеть уголок своего родного города, созданный в стиле популярной компьютерной игры. В основном пишут в Тик-Ток. На мой аккаунт подписано почти 12 тысяч пользователей, поэтому в Тик-Ток поступает гораздо больше предложений, чем на YouTube.

– Есть ли среди белорусских миров «Майнкрафта» твоя малая родина – агрогородок Гудевичи?

– На самом деле касаемо Гудевич в «Майнкрафте» сделано очень мало. Одна из последних работ, которую я готовил для одного из районных конкурсов, – церковь Рождества Богородицы. Возможно, с течением времени мои родные Гудевичи появятся в больших масштабах, но пока я занят реализацией идей своих подписчиков.

– В созданных компьютерных локациях можно играть?

– Конечно. Игровые миры доступны в Телеграм-боте @spdchn_bot. Он выдает карты не только с проектом, но и с информацией о том, как установить игровой мир на свой компьютер. Миры работают от 1.12.2 версии игры Minecraft и выше.

В случае возникновения технических проблем Телеграм-бота можно обратиться в личные сообщения, есть ссылка для связи с пользователями.

– Андрей, надо сказать, что вниманием журналистов ты точно не обижен...

– Впервые сюжет на телевидении с моим участием вышел по моей личной инициативе. Это был 2019 год. Информацию о своем творчестве я предложил ведущему телеканала «Беларусь 2» Даниилу Жданько, и он упомянул обо мне в программе «Ничего себе ньюз». Очень приятно было после выхода телепередачи в знак благодарности получить от Даниила посылку с фирменным сувениром.

После побед на различных этапах конкурсов («Патриот.by», «Спасатель будущего»,  «100 идей для Беларуси») информация о моем интернет-проекте была опубликована в «Гродзенскай праўдзе», «Настаў́ніцкай газеце», «СБ Беларусь сегодня», «Знамени Юности» и других периодических изданиях. Также меня приглашали на съемки передач такие телеканалы, как ОНТ, «Беларусь 1», «Беларусь 4. Гродно», «Гродно Плюс». А российский телеканал «Мир» подготовил сюжет о виртуальном строительстве торгового павильона Республики Беларусь на ВДНХ (Москва), которое велось дистанционно совместно с активистами общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации «Российское движение школьников» (РДШ). 

 Андрей, большое спасибо за то, что нашел время для подготовки этой публикации. Ведь у тебя его в обрез: ты же сейчас проходишь обучение в Национальном детском технопарке...

– Да, график действительно очень плотный. Ведь помимо уроков общеобразовательной программы и занятий по различным образовательным направлением на базе БНТУ, БГУ, БГТУ и БГУиР для джуниоров (так называют учащихся технопарка) организована активная внеучебная деятельность (посещение театров, музеев, проведение конкурсов и так далее). Развиваемся по всем направлениям.

В технопарке я не впервые: был на ноябрьской смене в образовательном направлении «Лазерные технологии», сейчас обучаюсь там же.

– Национальный детский технопарк также есть в коллекции виртуальных кубических строений...

– Да. Здания учебно-лабораторного корпуса и общежития НДТП я построил в январе этого года по просьбе моего соседа из Мостов, с которым мы вместе учились на «Лазерных технологиях» в ноябре. Когда учащиеся мартовской смены узнали о существовании Национального детского технопарка в стиле «Майнкрафт», то начали писать мне в личные сообщения с просьбой открыть для пользователей доступ в данный игровой мир.

– Андрей, определился ли ты с выбором профессии? Куда планируешь поступать?

– С выбором профессии я пока не определился. Привлекают два направления: туризм и пользование ЭВМ. Чему отдам предпочтение, сказать не могу. Но после 9-го класса точно планирую поступать в другое учреждение образования. И это будет уже нынешним летом.





Поделиться
0Комментарии
Авторизоваться