«Я очень добрая, некоторые ученики могут "сесть на шею"». Молодой учитель биологии из Лиды рассказала о своей профессии, взаимоотношениях с детьми и свободном времени

15 Декабря 2021 6066
Инесса Голубева – молодой учитель биологии в средней школе №6. Она родом из Лиды. После окончания Белорусского государственного университета предпочла не переезжать в другой город, а вернуться домой и работать здесь. В беседе с корреспондентом «Лiдскай газеты» молодой педагог рассказала о том, что ей нравится в профессии, о взаимоотношениях с учениками и многом другом. 

– Расскажи о том, как ты выбирала профессию.

– Можно сказать, желание стать учителем передалось мне от мамы. Она тоже педагог, хотя изначально была против моего выбора, ведь данная профессия достаточно сложная. А когда встал вопрос о распределении после окончания вуза, мне пришлось решать: Борисов или Лида. Ну, я и выбрала родной город – так в шестой школе и оказалась. 

– Какие предметы ты ведешь и с какими классами работаешь?

– В начальных классах я веду «Человек и мир», этот же предмет у меня в пятых классах, а в 10-11 классах я преподаю биологию. 

– Почему ты остановила свой выбор именно на биологии?

– Его я сделала не сразу. Сначала возник интерес к русскому языку, но на ЦТ нужно было сдавать не только русский, но и, к примеру, английский, а с ним у меня сложнее. С биологией дела обстояли куда лучше, а после 9-го класса у меня к ней появилась, можно сказать, большая любовь.

– С самим предметом у тебя отношения хорошие. Ну а с детьми, у которых ты его преподаешь? 

– О начальных классах даже говорить не стоит, ведь это тот период, когда дети любят и обожают всех учителей. С 10-11 классами также все хорошо, хотя сначала я немного боялась, думала, будет гораздо труднее, но привыкла. Больше всего мне нравится работать именно со старшими.

– Ты скорее строгий или добрый учитель?

– Я очень добрая, и в этом главная моя проблема на данный момент, ведь некоторые ученики могут «сесть на шею». Но по-другому я не могу. В начальных классах мне детей жалко, ведь они только пришли в школу и еще не привыкли к нагрузкам, а в старших классах чувствуется, что ребята уже одной ногой в университете. Я преподаю не в профильных классах с химико-биологическим уклоном, а в базовых. То есть, это дети, которые не выбирали биологию как предмет изучения. 

– А с кем для тебя сложнее работать: с теми, кто только начал учиться в школе, или же с теми, кто уже заканчивает?

– У каждого класса свои особенности. У детей вторых-третьих классов еще нет концентрации внимания. Ты задаешь вопрос, а они рассказывают обо всем, кроме того, что нужно. Вот я недавно с ними обсуждала, как в домашних условиях вырастить фасоль, а они начали рассказывать о яблонях на даче у бабушки. Это особенности возраста, которые проходят со временем. В старших же классах ребята достаточно развиты, иногда пытаются «словить» педагога на вопросе, на который он может не ответить. Благо со мной этот номер не проходил. 

– Нередко ученики старших классов ленятся делать задания самостоятельно и списывают…

– По моим наблюдениям, на списывании попадаются по большей части ученики десятых классов. В одиннадцатом школьники уже работают на аттестат и стараются не быть замеченными в этом. В любом случае, программа с моих школьных лет изменилась не так сильно, поэтому все сайты, откуда можно списать работы, я прекрасно знаю. Бывают и совсем нелепые ситуации, когда у четырех человек, сидящих за соседними партами, во время самостоятельной работы написаны не свои варианты, к тому же слово в слово. Вот зачем списывать, если ты это делать все равно не умеешь?

–  Что для тебя самое сложное в профессии учителя?

– Это скорее не сложность, а мой личный страх – отстать в знаниях. Биология – это такая сфера, где постоянно открывается что-то новое. За этим нужно следить, ведь педагог должен постоянно развиваться и обучаться.

– Переход из первого класса во второй – один из самых сложных периодов для ребенка, ведь он только-только втягивается в учебу. Замечала ли ты, что кому-то этот переход дается сложнее, чем другим?

– Я бы сказала, что наиболее сложный период – это третий класс. В первом и втором у детей нет оценок от учителей, а в третьем их знания начинают оценивать. Не все осознают разницу: получил ты 5, 7 или 10. Другие же дети буквально сражаются за то, чтобы получить высокий балл, едва ли не до слез, просятся отвечать на каждом уроке, даже если до этого у него или у нее были пять хороших отметок подряд. Такую же проблему я иногда замечаю в пятых классах, когда дети становятся учениками средней школы. Не все хорошо понимают эту разницу, но здесь нельзя винить ребенка: все приходит со временем. 

– Что в профессии учителя вызывает у тебя наибольший интерес? 

– Мне очень нравится объяснять. Люблю, когда рассказываю им новый материал, а они смотрят заинтересованными взглядами. Пускай им бывает сложно, но я всегда могу повторить, как-то интерпретировать сказанное, чтобы стало понятно. 
 
– А что скажешь по поводу смартфонов? Есть ли эта проблема в твоих классах?

– Как ни странно, я этого не замечаю. Не знаю, как они себя ведут на других уроках, но у меня никто не занят социальными сетями – все слушают, записывают. Я диктую материал для конспектов, мы составляем таблицы. У кого ни возьму тетрадь на проверку – у всех все есть. 

– Из моего общения с другими учителями я понял, что одна из проблем – это заполнение журнала. Говорят, иногда оно занимает больше времени, чем сам учебный процесс…

– Действительно, это очень долгий процесс, к тому же я еще и классный руководитель, поэтому основная нагрузка по заполнению журнала ложится на меня. Мне дали пятый класс, причем эти ребята самые шустрые, громкие и активные. Можно сказать, что у меня сейчас тридцать деток. 

– Каково тебе, когда ты стала второй мамой для тридцати ребят?

– В первые недели было очень непросто. Самое сложное – всех запомнить. В классе есть три рыжеволосых мальчика, три блондина, иногда я их путала. Запоминаются чаще всего либо отличники, либо самые вредные. 

– А кого у тебя больше?

– В моем классе большинство учеников – отличники. У них есть цель – учиться на отлично. Они стараются исправлять даже девятки, чтобы в журнале стояли одни десятки. 

– Много ли у тебя остается свободного времени для себя?

– Вначале вообще не было. Сейчас я втянулась в рабочий процесс и научилась распределять время и задачи, поэтому стало проще. 

– Как предпочитаешь проводить выходные?

– Клубы и бары меня уже перестали интересовать – я лучше проведу свободное время с мужем или с мамой. Думаю, на первых двух курсах университета я нагулялась – сейчас хочется спокойной жизни. 

– Ну, и последний вопрос: если не профессия учителя, то какая?

– Если честно, сложно на данный момент себя представить в другой профессии.
Текст: Николай Пейц.Николай Пейц.
Поделиться
0Комментарии
Авторизоваться