Привычные способы взаимодействия больше не работают…

22 Октября 2020 1000
«Моей старшей дочери 14 лет. Когда ей исполнилось 13, она стала очень агрессивной. Я думала, что это все из-за переходного возраста (гормоны и все такое), и какое-то время молчала. Учебу она совсем забросила. Когда я спрашивала, как дела в школе, например, что с английским, который она раньше усиленно изучала, дочь отвечала, что это ненужный предмет и в жизни он ей не пригодится. Я пыталась ее уговаривать, но со временем мне это стало надоедать, и мы начали ругаться, потому что, когда я ей объясняла спокойно, она делала вид, что меня не существует. 

В следующем году она заканчивает 9-й класс, впереди выпускные экзамены. Постоянно говорит, что учеба ей не дается, и так с каждым предметом. Меня не подпускает посмотреть ни дневник, ни тетрадки. 

У меня еще маленький сын, ему полтора года. Он, естественно, отнимает много времени, и я не могу максимально заниматься воспитанием старшей дочери. Но и домашними делами ее не обременяю, не прошу помогать по дому – прошу только делать уроки. Но в итоге она ничего ни делает – просто лежит целыми днями на диване и говорит, что она и так устала, она же из школы пришла…»

Ирина.

На вопрос отвечает психолог Татьяна Каральчук:

– Вы правильно понимаете, что сложности в ваших отношениях обусловлены проблемами ее переходного возраста: гормональной бурей, физиологической перестройкой организма, нестабильностью в эмоциональной сфере. Несомненно, вы хотите своему ребенку добра. Но привычные способы взаимодействия больше не работают. Так, как было раньше, уже никогда не будет. Вам нужно учиться взаимодействовать иначе. Возможно, агрессию вы вызываете сами, обращаясь с дочкой как с маленьким ребенком. 

Чтобы улучшить взаимопонимание, вам нужно увидеть в своей девочке отдельную личность. Самая главная цель воспитания – сделать ребенка самостоятельным, научить его обходиться без родителей. Только в этом случае у ребенка появляется возможность стать взрослым. При высоком уровне контроля вы не даете дочке возможности научиться быть самостоятельной, то есть вы своим контролем уроков мешаете ей взрослеть.

В девятом классе вы своей строгостью и проверками уже не улучшите ее способность учиться, а можете надолго разрушить ваши отношения. Ребенок в подростковом возрасте должен иметь возможность ошибаться, нарушать правила, исследуя социум и свои возможности в нем. От вас в этот период требуются понимание, снисхождение, защита и поддержка. Вашей дочке в этот период очень трудно. Кроме гормональной бури в теле, в ее психике идет процесс самоидентификации, поиска своего места в социуме. Она должна решить, кто она в этом мире, куда идет, какие у нее жизненные цели, какие возможности. Ваш ребенок в это время выбирает свои жизненные ценности, формирует свои убеждения. Это очень непростые процессы. И все это – на фоне постоянно меняющегося настроения, от эйфории до отчаяния. 

К тому же когда у вас появляется второй ребенок, старший ребенок может чувствовать себя одиноким. Самое лучшее, что вы можете сделать, – это как можно чаще показывать дочке свою любовь. Ежедневно находите время, чтобы пообщаться с дочкой в спокойной обстановке. Знаете ли вы, что ее беспокоит в данный момент? В чем она испытывает трудности? Как чувствует себя среди одноклассников? Нравится ли она себе? Что бы она хотела изменить в своей внешности? О чем она мечтает? Чего боится? 

Запомните: нельзя быстро и без труда разрешить все проблемы подросткового возраста. Нужно набраться терпения и продолжать работать, разговаривать, любить друг друга. В этот период все должны как бы заново познакомиться друг с другом. Все будет зависеть от того, что преобладает в семье: любовь или страх.
Поделиться
0Комментарии
Авторизоваться