Когда колбаса и хлеб бывают… небезопасны, или Какими нарушениями «грешат» магазины

28 Апреля 2017 2730

Недели две-три назад в сетевом магазине купили хлеб «Лидский зерновой» нашего хлебозавода. И вскоре выбросили. Вообще, он у нас в перечне любимых сортов хлеба, так как содержит цельные зерна и вкусный. У него приличный срок годности, и продается он в очень плотно облегающей упаковке. Если его купить в тот день, когда он испечен, то можно с удовольствием есть на второй и даже на третий. Почему же мы его выбросили? В принципе, виноваты сами.

Взяв «Лидский зерновой» в руки в магазине, я сразу обратила внимание, что он в непривычной, очень свободной упаковке. «Может, производитель другой?» – пришла первая мысль. Но нет, с упаковки смотрела знакомая этикетка Лидского хлебозавода. Осталось посмотреть дату выпечки, что должно было решить, окажется ли буханка в нашей корзине. Но даты… не было. Взяла другую упаковку – то же самое. После третьей подозвала продавца. Она стала уверять, что «Лидский зерновой» только что поступил в магазин и поэтому – свежайший. Но когда ни на одной из упаковок не нашла даты изготовления, быстренько подкатила к прилавку тележку, сгрузила туда весь «зерновой» и увезла. Вот и нам бы отказаться от него. А дома оказалось, что цвет мякоти у него другой, вкус совершенно никакой, запах тоже, консистенция крохкая (что для этого сорта вообще нехарактерно). Назавтра утром он просто раскрашивался под ножом и последовал в мусорное ведро.

По поводу этой покупки (как и других, не таких уж редких, случаев приобретения продуктов ненадлежащего качества) у меня есть свои версии. Но ходить с этим по инстанциям – жалко времени, да и не любитель я. А так как тема все же есть, я договорилась о встрече с заведующей отделом гигиены ГУ «Лидский зональный центр гигиены и эпидемиологии» Людмилой КИЕВИЧ.

Киевич

По вышеописанному случаю она сразу сказала:

– Потребитель, который столкнулся с покупкой не отвечающего требованиям товара, может попросить его заменить, получить пояснения. Но если дело не просто в элементарной замене и продавец не может больше ничего предложить, пояснить или его пояснения не устраивают, можно попросить пригласить заведующего секцией, магазином. И, естественно, можно воспользоваться правом сделать запись в книге жалоб и предложений. С претензиями по качеству потребитель может обратиться также в отдел торговли и услуг райисполкома, в зональный ЦГиЭ. В случае, когда имеются вопросы, например по рыбе, птице, мясу, можно обратиться также в службу ветеринарного надзора.

– Если обыватель на подобные факты может махнуть рукой, то для санитарной службы проведение работы по защите рынка от небезопасной пищевой продукции – прямая обязанность. Какую вообще продукцию вы имеете право проверять? И только ли в магазинах и общепите? Или также проводите проверки на предприятиях, которые производят эту продукцию?

– И в магазинах, и на предприятиях. Причем эти проверки касаются как продукции отечественного производства, так и импортной.

– На что в основном обращается внимание в ходе проверок?

– При проведении проверок на соответствие санитарному законодательству проверяются и товары, и условия их реализации. А также – санитарное состояние магазинов. Товары проверяются, в первую очередь, на безопасность (на наличие микробиологических загрязнений, солей тяжелых металлов, радионуклидов, остаточных количеств пестицидов и др.). Также при проверке товаров оценивается наличие и соответствие требованиям сопроводительной документации, температурный режим хранения продуктов питания, наличие на них маркировки, соблюдение сроков годности, санитарно-техническое состояние торгового оборудования.

– По каким показателям больше всего фиксируются нарушения? В каких магазинах они чаще встречаются – в сетевых, шаговой доступности?

– Нам приходится сталкиваться со всеми вышеуказанными видами нарушений. Но чаще в 2016 году фиксировались: реализация продукции без соответствующей маркировки, с истекшими сроками хранения; нарушение температурных режимов хранения; наличие признаков порчи товаров; ненадлежащее санитарно-техническое состояние торгового оборудования.

Причем нарушения выявлялись как в небольших магазинах, так и в в крупных сетевых. Сложно сказать, где ситуация лучше.

Наибольшее количество нарушений было выявлено в магазинах: «Огонек» (ОАО ТПФ «Лида») по ул. Ленинской, «Гаспадар» по бульв. Гедимина, «Родны кут» (Лидского филиала Гродненского облпотребобщества) по пр. Победы. На уровне райисполкома даже рассматривался вопрос о возможном приостановлении деятельности этих торговых объектов в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 05.12. 2014 г. №567 «О дополнительных мерах по защите прав потребителей».

Недоброкачественная продукция по показателям безопасности (в части микробиологических загрязнителей) выявлялась в магазинах: «Евроопт» по ул. Машерова (изюм), «Корзинка» по ул. Советской (сухофрукты), «Гринфудс» ООО «Зеленые продукты» по ул. Чапаева (окорочка цыпленка).

В целом в 2016 году по фактам выявленных нашей службой нарушений требований санитарно-эпидемиологического законодательства к административной ответственности в Лидском районе привлечено 42 юридических и 363 должностных лица, вынесено 381 предписание о запрете реализации свыше 2 тонн продовольственного сырья и пищевых продуктов. В том числе было сделано 86 предписаний о запрете реализации 573 килограммов пищевой продукции с истекшим сроком годности.

Особо хочу отметить, что в прошлом году активизировалась работа по защите внутреннего рынка от недоброкачественного импорта. Проведенная экспертиза продукции зарубежного производства вскрыла ряд проблемных вопросов. Были установлены факты, когда отсутствовали документы о легальном происхождении продукции, о соответствии ее установленным требованиям. За 2016 год специалистами Лидского зонального ЦГиЭ вынесено 410 предписаний об изъятии такой продукции.

kolbasa

– Вы уже говорили, что основной критерий качества продуктов – их безопасность. Насколько мы можем быть в ней уверены?

– Забота о безопасности продукции начинается непосредственно там, где она производится. Почти на всех лидских предприятиях, выпускающих пищевую продукцию, имеются производственные лаборатории, где осуществляется контроль качества. Из них наиболее оснащенная – на молочно-консервном комбинате, так как они вовлечены в процесс экспорта и у них очень жесткие требования по качеству отгружаемой продукции. Хорошие лаборатории в ОАО «Лидапищеконцентраты», ОАО «Лидахлебопродукт», ОАО «Лидское пиво». Но бывает, что и в хорошо оснащенных лабораториях можно провести исследования не на все показатели. Тогда производители обращаются в сторонние аккредитованные на данный вид исследований лаборатории. Например, Госстандарта или Минздрава (в частности, лаборатория Лидского зонального ЦГиЭ относится к Минздраву и достаточно хорошо оснащена). Но есть предприятия, которые не имеют собственной лаборатории и не предусматривают ее даже в перспективе. К ним относится недавно введенное в строй ИООО «Арвибелагро» по производству и переработке мяса индейки. Кстати, такова общеевропейская тенденция. Дело в том, что иметь сегодня собственную, оборудованную по последнему слову лабораторию со специально обученным персоналом – очень дорогое удовольствие. Экономически просчитано, что им выгоднее выполнять лабораторные исследования в сторонних лабораториях по договорам.

Но как бы сам производитель ни контролировал качество своей продукции, она, кроме этого, проверяется на безопасность и другими, уполномоченными на это, службами. Так, в 2016 году зональный ЦГиЭ исследовал в Лидском районе 376 проб пищевой продукции (и на предприятиях-производителях, и в торговле). При этом было выявлено только два несоответствия, и в обоих случаях – в ОАО «Лидский мясокомбинат». Причем в этих обоих случаях нарушение было идентичным – несоответствие по микробиологическим показателям в импортном (российском) меланже, используемом для производства собственной продукции.

В целом же по Гродненской области нарушения по микробиологии выявлялись в основном в российских специях и приправах. Также были выявлены нарушения по содержанию плесеней – в импортных сухофруктах. Буквально в этом году зафиксированы случаи несоответствия по микробиологическим показателям в продукте «Палочки из мяса цыпленка» (г. Москва) и таких российских продуктах, как «Коржи бисквитные» (по содержанию консерванта – сорбиновой кислоты) и «Перец красный молотый» (по микробиологическим показателям).

– Среди нарушений, наиболее часто выявляемых в магазинах, вы называли и не соответствующую требованиям маркировку...

– Вы и сами с этим столкнулись, когда купили некачественный хлеб без даты изготовления, о чем рассказали в начале беседы. Бывает, что маркировка случайно стирается, а бывает, что ее отсутствие – неслучайно. В любом случае, такую продукцию обязаны снять с реализации. На эту тему можно говорить много, но мне хотелось бы, в качестве ликбеза для покупателей, остановиться на паре моментов. Вот, например, как убедиться в свежести развесных конфет? Или колбасы, если часть батона, на котором была маркировка, уже кто-то до вас купил?

– А в самом деле – как?

– Если батон колбасы продается по частям разным покупателям, то по правилам резать его надо так, чтобы маркировка досталась последнему из них. Если данное правило не соблюдено, это – нарушение. Как действовать в случае выявления нарушения, мы уже говорили выше.

– О колбасе я этого не знала. А что с развесными конфетами?

– Маркировка развесных конфет размещается на ящике, в котором они поступили в магазин. Конечно, ящик обычно на прилавок не выставляют, но по требованию покупателя маркировку на нем должны показать. А вообще, по правилам эту информацию (в том числе по срокам годности) продавец обязан размещать в доступном для покупателя месте.

– Какие виды продукции (по разным показателям: маркировке, истекшим срокам, признакам порчи и т. д.) чаще всего забраковывались в магазинах вашей службой в последнее время?

– Чаще всего нарушения встречались по плодоовощной продукции, колбасам, кулинарной (салаты, чебуреки, беляши и т. д.) и рыбной продукции, кондитерским изделиям (торты, пирожные).

– То, что вы назвали, – сигнал нам, покупателям, при покупке каких товаров надо быть особенно бдительными. Но принципиальность контролирующих служб тоже очень важна. Хотелось бы знать, а как часто специалисты зонального ЦГиЭ бывают в магазинах не как покупатели, а как проверяющие?

– У нас установка – хотя бы раз в год побывать на каждом объекте. Если нарушений много, имеем право проверить повторно. Кроме этого, практикуем мониторинги в торговом зале. Их проще организовывать, чем плановые проверки. В зависимости от результатов предыдущих мониторингов, один и тот же объект может проверяться два раза в год, а если потребуется – и больше. Так что безопасность – под контролем.

Поделиться
0Комментарии
Авторизоваться