Жизнь с тремя аргументами – «Вера. Надежда. Любовь»
«Есть день рождения у женщин, а возраста у женщин нет...» Не знаю, кто автор этих строк, но применить их хочется к юбилярше – Антонине ЛУКИНОЙ. Лидчанке со сложной, но интересной судьбой, не обделенной талантом, умом и добрым сердцем, которая к тому же в последние годы объединяет вокруг себя таких же, как и сама, активных, энергичных, любознательных и оптимистичных людей почтенного возраста.
С Антониной Федоровной мне приходится встречаться довольно часто, да и знакома я с ней давно. Во-первых, она ведет активную деятельность, и многие мероприятия в возглавляемом ею любительском объединении «Вера. Надежда. Любовь» Дворца культуры г. Лиды, невозможно не посетить. Несмотря на то что мне до пенсии еще о-го-го, бываю на них с удовольствием. Вторая причина – в том, что она умеет собирать вокруг себя интересных людей, каждый из которых достоин как минимум газетной статьи. Наконец, в-третьих, Антонина Федоровна была когда-то моей учительницей химии. Скажу честно, химия не мой предмет. Но преподававший ее учитель, Антонина Федоровна Лукина, до сих пор ассоциируется с образцом учителя. Безупречна во всем: одежде, внешности, манере – и всегда: на уроке, мероприятии и даже дома. Именно такой, на мой взгляд, и должна быть настоящая учительница – у которой всему можно учиться. А в канун юбилея мне посчастливилось побывать у Антонины Федоровны в гостях и перевернуть страницы ее жизненного романа.
– Родилась я на Смоленщине в 1942 году, и с рождением моим была связана интересная история, – рассказывает Антонина Федоровна. – Наша деревня стояла на тракте. С одной ее стороны были немцы, с другой – русские. Шла перестрелка. Родилась я вечером, а утром основные силы немцев погнали русских вперед. В нашей деревне осталась лишь какая-то группа. Всех людей выгоняли из домов в один большой сарай. В нашей семье не знали, что со мной делать. Был февраль, холод, мороз. И тогда дедушка сказал: оставляйте ее на печке. Как будет, так будет. Меня завернули, и я пролежала, ни много ни мало, двое суток. Через двое суток немцы еще раз проверяли дома и нашли меня. Выстроили всех людей на улице и спросили, чья это дочка, а потом долго отчитывали маму за то, что оставила меня. Вот так началась моя жизнь: не успела я родиться, как сразу столкнулась с войной…
Отец Антонины Федоровны с первых дней был на войне. Оказался в партизанах на Лидчине и партизанил до самого освобождения. После войны был представлен к ордену Героя Советского Союза. Как коммунист, остался в Беларуси. Чуть позже к нему приехала семья. В Лиде Антонина Лукина пошла во второй класс СШ №3. Позже в городе открыли СШ №8 (сейчас на ее месте – музыкальный колледж), куда целым составом перевели их класс. «У меня были хорошие, бесподобные учителя, – рассказывает Антонина Федоровна. – На всю жизнь мне запомнился математик СШ №3 Анатолий Алексеевич. Он учил нас понимать математику. Позже я сама стала педагогом, видела разных учителей, но такого…»
А после школы Антонина Лукина вместе с подругами решила поступать. И все вместе они хорошо сдали экзамены в Витебский институт, но не прошли по конкурсу. Целый год надо было где-то работать, и она пошла в торговлю: сначала – ученицей продавца, от нее доросла до заместителя директора только что открывшегося магазина «Комсомольский». Чуть было не осталась в торговле, проработав вместо одного четыре года. Ей даже направление дали на учебу в «нархоз», но… Антонина Федоровна, имевшая самостоятельный характер, решила иначе и поступила в БГУ на биофак. Год отработала в Логойске. Потом вышла замуж и приехала в Лиду. В городских школах вакансий не было, пришлось устроиться в восьмилетнюю школу в деревеньке Дайнова. А далее – личная жизнь не сложилась, и она решила все перестроить.
– В то время начиналось строительство БАМа, а у моей двоюродной сестры в Иркутской области были родственники. Я решила поехать, посмотреть, – рассказывает Антонина Федоровна. – Оказалась в городе Усолье-Сибирское. Это городок, как Лида, в сто тысяч жителей, в котором уже тогда было семнадцать школ.
Сегодня Антонина Федоровна вспоминает, что работа в одной из усолье-сибирских школ была лучшим периодом ее педагогической биографии: «Директором школы была молодая, интересная женщина, она уговорила меня быть ее заместителем и научила работать. Не только по теории, но и на практике. Она шла вперед: ее перевели в другую школу, а я осталась в этой директором. После она забрала меня к себе завучем. Ее забрали в исполком, а меня – директором школы. Школа была большая, за тысячу человек. В соцсоревновании я вывела ее с четырнадцатого на второе место. У нас был принцип: сделать как можно лучше, невзирая ни на что. Школа была на высоте!.. Но после, по ряду серьезных обстоятельств, мне пришлось оставить Сибирь и вернуться в Лиду».
А здесь – снова в городских школах не нашлось для нее места. Некоторое время Антонина Федоровна работала в СПТУ №136, после была переведена в РОНО инспектором по трудовому обучению и профориентации. «Работа была сложная, ответственная, но не такая, как в школе, более однообразная», – признается Антонина Лукина.
После выхода на пенсию ей довелось перенести тяжелейшую операцию. Она выкарабкивалась… В это время ей предложили посещать хор «Майские зори» Дворца культуры г. Лиды. И только с этого момента жизнь начала складываться несколько иначе. Она преобразилась. Через какое-то время Антонине Федоровне предложили возглавить любительское объединение «Вера. Надежда. Любовь» во Дворце культуры. Она не отказывалась, хотя, как сама признается, еще и не знала, что и как делать… «Я старалась разнообразить нашу жизнь, организовать мероприятия, пригласить на них интересных людей. Всегда получала в этом поддержку сотрудников Дворца культуры», – рассказывает Антонина Лукина. Сегодня в объединении более двадцати лидчан почтенного возраста. Многие из них активны, жизнерадостны, энергичны… Неудивительно, что в такой компании многое получается. Да и сама Антонина Федоровна иначе не может, не умеет.
В кругу своих друзей завтра Антонина Лукина встретит свой юбилей. Достойную и красивую дату, когда есть повод оценить то, что прожито, и когда еще многое впереди и есть возможность строить планы… «В своей жизни я все делала от начала до конца: если работала, то с 8 утра и до 8 вечера, если что-то не так, переделывала. Единственное, о чем немного жалею, – что не смогла построить свою личную жизнь. Для меня всегда была на первом месте работа, а нужно было ставить на это место личную жизнь. А в остальном… Я хотела стать педагогом – стала. Всегда была с детьми, заботилась о них, любила, и они отвечали мне тем же. Сегодня меня окружают хорошие люди, вместе с которыми мне интересно и благодаря которым хочется еще искать, творить, делать».