Лидская «ночлежка» и ее постояльцы. Репортаж из районного дома временного, ночного пребывания лиц без определенного места жительства
Такая нужная перестройка
Признаюсь, до того как в качестве журналиста посетила Государственное учреждение «Лидский районный дом временного, ночного пребывания лиц без определенного места жительства», «ночлежку» представляла несколько иначе. Наверное, оставила свой отпечаток прочитанная в свое время в школе пьеса Горького «На дне». Там действие происходит в убогом, грязном подвальном помещении. А тут, за дверью одноэтажного здания по улице Энгельса, 122, оказались хоть и небольшие, но современные, очень уютные, аккуратные помещения.
Директор лидской «ночлежки» Павел Петрович Макуцевич стоял у истоков ее основания. Когда в 2014 году ему предложили возглавить это социальное учреждение, первым делом предстояло заняться капитальным ремонтом здания. Здесь некогда размещалась баня, потом помещение долгое время не эксплуатировалось, поэтому, безусловно, требовалась кардинальная перестройка. Но буквально через три месяца после начала ремонта, в сентябре, чтобы с наступлением холодов иметь возможность предоставлять приют тем, кто в нем нуждается, жилище для временного проживания было сдано в эксплуатацию. Помывочная, душевая, раздевалка и т. д. были переделаны в комнаты, кухню, кабинеты. Появились новые потолок, окна, пол, осовременились стены, заменены батареи, электропроводка, сантехника и прочее. В ремонт было вложено 240 миллионов рублей бюджетных средств.
По словам Павла Петровича, поначалу желающих воспользоваться услугами дома ночного пребывания оказалось немного. Это были бомжи, которые при определенных обстоятельствах потеряли свое жилье. Например, бывший «афганец», который в свое время для создания семьи переехал к женщине из Вороново в Березовку. После того как березовчанка умерла, ее дети выставили мужчину из дома. Или, например, постояльцем дома ночного пребывания оказался мужчина, которому для того, чтобы погасить долг сына, пришлось продать квартиру. Сын затем уехал в Москву, и там его след затерялся, а отец остался в Лиде без крыши над головой.
Позднее, уже к Новому году, временное пристанище в «ночлежке» стали находить те, кто вернулся из мест заключения. Правда, первый такой постоялец не прожил здесь и недели, поскольку, только освободившись, по дороге до Лиды, в Барановичах, совершил кражу и, соответственно, получил очередной срок наказания.
Чистая постель и горячий душ
Всего с 2014 года через районный дом временного, ночного пребывания для лиц без определенного места жительства прошло 72 человека. 28 человек находили здесь пристанище в 2015 году, 36 – в прошлом, 2016-м. Кто-то, узнав о существовании «ночлежки», приходит сюда сам, кого-то направляют соответствующие службы.
Руководитель дома временного, ночного пребывания из имеющейся в милиции информации, со слов самого человека узнает о его жизненной ситуации. Затем, согласно заявлению лица без определенного места жительства, с ним заключается договор (сначала на месяц) на проживание в «ночлежке». Будущего постояльца знакомят с правилами проживания, а также отправляют пройти медкомиссию – получить заключение терапевта, нарколога и, обязательно, врача кожвендиспансера о возможности нахождения в коллективе. К слову сказать, фельдшер, который ведет прием с шести часов вечера в доме ночного пребывания, также ежедневно осматривает постояльцев, не принесли ли с собой чесотку или педикулез. Кроме того, к медицинскому работнику проживающий может обратиться и при недомогании.
Условия в ночлежке под стать гостиничным. Все помещения обустроены для нормального проживания постояльцев. Часть мебели, оборудования «перекочевала» сюда из Лидского детского дома после его закрытия.
В комнате «ночлежки».
Смена постельного белья в «ночлежке» – один раз в десять дней. У постояльцев есть возможность приготовить себе еду, имеются плита и холодильник. Можно в «ночлежке» постирать свою одежду: здесь установлена стиральная машина. Безусловно, оборудована в доме временного, ночного пребывания и душевая комната. Так что ходить грязным можно лишь из-за своей лености.
Судьба – злодейка?
Некоторые постояльцы «ночлежки» рассказывали журналисту о своих судьбах.
Пожилой завсегдатай поведал, что когда-то жил в одном из домов, которые находятся по соседству с домом временного, ночного пребывания. А мама даже работала в этом здании, когда здесь размещалась баня.
«Но вот так судьба распорядилась», – вздыхает собеседник. Впрочем, учитывая, что человек сам кузнец своего счастья, узнав некоторые моменты из биографии пожилого завсегдатая ночлежки, журналист понял, почему в итоге так «выковалась» его жизнь. Как-то церковь «Благодать» предложила ему поехать в реабилитационный центр. «Поехал, – рассказывает мужчина. – Но сразу понял: такие учреждения не для меня. Я свободу люблю, а там курить нельзя, а спиртное употреблять и подавно».
Еще один постоялец ночлежки рассказывает, что только недавно вышел из мест заключения, теперь ищет работу и не теряет надежды сойтись с женой, которая давно выставила его за порог квартиры.
«Я из ЛТП вернулся, некоторое время в «ночлежке» перекантовался, и вот опять в ЛТП направляют», – называет «вехи» своей жизни следующий постоялец дома временного, ночного пребывания лиц без определенного места жительства.
«Сам я из деревни Лидского района, – рассказывает еще не старый мужчина. – Когда жена умерла, подался в Москву на заработки. Вернулся, а в доме все разворовано. Ведь он остался без хозяев: родителей государство определило на социальные койки в больницу. Я и уехал в Лиду. То в одной фирме подработаю, то в другой. Когда хозяева квартиры, которую снимал, отказали мне в дальнейшем проживании, пришел в «ночлежку».
На кухне можно приготовить еду. Для продуктов постояльцев – холодильник.
Нашли пристанище в доме ночного пребывания и две женщины. В свое время лидчанка с сыном продали в Лиде квартиру и уехали в Украину. А недавно решили вернуться назад, хотя не осталось у них здесь, как говорится, ни кола, ни двора. Первой приехала мать. Устроилась на работу сиделкой. Пока временное пристанище нашла в «ночлежке», но лелеет надежду стать на ноги, обустроиться и позвать к себе семью сына.
На лучшее надеется и еще одна постоялица «ночлежки», которая пришла сюда после освобождения из мест заключения. Последнее время женщина просыпается в пять часов утра, чтобы успеть на смену на одно из предприятий города. Руководство предприятия пообещало, что предоставит ей место в общежитии. Эта лидчанка когда-то имела жилье, мужей, детей, а сейчас осталась у разбитого корыта.
«Безусловно, у каждого в биографии, поведении есть темные пятна (о них он предпочитает умалчивать), иначе не оказался бы в числе лиц без определенного места жительства. Но как бы ни было, это – человек, и без помощи его не оставишь», – говорит Павел Макуцевич.
Не высокомерное, а сочувственное отношение к «ночлежникам» и у других сотрудников дома временного, ночного пребывания. Беседуя с ними, журналист узнал, что, оказывается, даже если приходится приструнить кого-то из постояльцев за ненадлежащее поведение, оскорблений в его адрес не допускается. Нередко сотрудники приносят посетителям «ночлежки» вещи, продукты. Так, вахтер-сторож Владислав Жегздрин взял за правило снабжать жильцов «ночлежки» своими соленьями, а заведующий Павел Макуцевич и санитарка Ольга Пильтюк принесли в «ночлежку» свои бывшие в употреблении телевизоры.
Чтобы вернуть к нормальной жизни
Не случайно в официальном названии «ночлежки» есть слова «временного пребывания». Постояльцы должны покинуть ее в восемь часов утра, а вернуться назад – к шести вечера, когда начинает работать фельдшер. Ибо те, кто имеет право на проживание, должны выполнять и обязанности. Одна из них – не приходить в «ночлежку» пьяным. Проверка ведется посредством алкотестера. И это в определенной степени дисциплинирует проживающих. Также в «ночлежке» не предоставляется питание. Человек должен позаботиться сам о хлебе насущном, не быть иждивенцем, а для этого искать работу. Безусловно, есть спонсорская помощь учреждению, например, со стороны Красного Креста, ряда предприятий (РСУП «Совхоз «Лидский» подсобило картошкой, ОАО «Лидахлебопродукт» – макаронами). Также помощь во многих вопросах готовы оказать человеку в государственном учреждении «Лидский районный дом временного, ночного пребывания лиц без определенного места жительства». Словом, первоначальная опора есть. К сожалению, упав, не все стремятся, опершись на нее, вновь подняться.