Журналистское расследование «Лідскай газеты»: помогают ли вернуть зрение очки «Лазер Вижн» и чудо-капли из рекламного буклета

28 Июля 2016 3632

1. «Хочу испытать чудодейственные средства»

В «Лідскую газету» пришел наш постоянный подписчик Михаил Иванович – лидский пенсионер, инвалид ІІ группы. В редакции его хорошо знают, в прошлом он не раз подбрасывал журналистам интересные темы для публикаций. На этот раз Михаил Иванович пришел в газету с… газетами. Точнее – с печатной продукцией, наименование которой с ходу было сложно определить (подробнее об этом речь пойдет немного позже, и это тоже имеет отношение к исследуемой теме). Положив газеты (будем пока называть их так) на стол, он поведал о проблеме, которая его очень волнует в последнее время.

Года три назад пенсионер стал резко терять зрение на оба глаза. Левый глаз, по его словам, уже затянуло, и он им ничего не видит. Михаил Иванович обращался в Лиде к офтальмологам, и у одного из них наблюдается в поликлинике, за которой закреплен. Ему поставлены диагнозы – катаракта и глаукома. «У меня нет абсолютно никаких претензий к врачам, к которым я обращался, – подчеркнул он. – Меня внимательно осматривали, выписывали необходимые лекарства. Но меня беспокоит, что, несмотря на выполнение всех рекомендаций врачей, зрение продолжает ухудшаться. Может быть, мои глаза уже в таком состоянии, что препаратами, которые продаются в аптеке, их вылечить нельзя?»

Я поинтересовалась у Михаила Ивановича, предлагали ли ему сделать операцию. «Знаете, может, операция и нужна, – ответил он. – Но это все-таки – очень серьезный шаг. И я к нему пока не готов. К тому же я еще не испытывал другие средства. Я верю, например, что народная медицина может помочь и бабки (целительницы, травницы), но не все, конечно. А еще об очень эффективных средствах пишут в газетах. Я вам как раз такие газеты принес. Видите, вот в этой пишут про очки с дырочками «Супер-Вижн» и о том, сколько людей с их помощью восстановили зрение. И адрес написали, в Ярославле, по которому можно сделать заказ почтой. А в этой – рассказывают о глазных каплях «Экстракт алоэ по Федорову». Пишут, что они тоже очень всем помогают. Я еще не капал эти капли. И, главное, пишут, что эти очки и капли помогают и даже могут полностью вернуть зрение без операции при тех же диагнозах, что и у меня! Вот эти средства я и хочу попробовать».

2. «И пусть прокомментируют специалисты»

Я присмотрелась к газетам. На одной из них была уж больно знакомая шапка – «Удивительная сила природы», – зато не было никаких выходных данных (кто издает, где напечатана?). Подобную печатную продукцию мне надоело доставать из своего почтового ящика, но некто с завидной регулярностью и настойчивостью не оставлял попыток зацепить мое внимание всякими там бальзамами «100 даров», чудесными маслами и суперкаплями, исцеляющими чуть ли не от всех болезней. Эти «Медолии» и «Эффектумы» якобы поднимают парализованных, полностью вылечивают рак и опасные вирусные инфекции, спасают при импотенции и сахарном диабете и, конечно, возвращают зрение без операции при глаукоме и катаракте. И хоть при абсолютно всех заболеваниях рекомендовался подозрительно одинаковый и один-единственный способ применения этих средств («профилактический курс – 2 упаковки; при хронических заболеваниях – от 4 упаковок»), меня в своем чудесном исцелении снова пытались убедить глядящие с многочисленных фотографий странноватые, простоватые лица якобы излечившихся дяденек и тетенек.

– И вы в это верите? – вырвалось у меня. Из прошлого опыта общения с Михаилом Ивановичем я считала его вполне трезвомыслящим человеком.

– Но ведь это же – газета, ее распространяют по почтовым ящикам большими тиражами, как же она может лгать? – продолжал стоять на своем мой собеседник.

– Так неужели вы думаете, – парировала я, – что она никогда не попадала в руки медикам? Тогда почему же они не поспешили внедрить эти средства в официальную медицину? На создание, испытание и внедрение только одного нового препарата иногда уходят миллиарды долларов. А тут и затрат особых не надо. И для населения недорого. И исцеляют от всего! Так почему, по-вашему, их не продают в аптеках и не прописывают врачи?

глаза

– Знаете, меня это тоже смущает. Вот поэтому я и пришел в редакцию. Я как-то задал этот вопрос врачу, но определенного ответа не получил. Эти вопросы я задавал другим больным, когда стоял в очереди в аптеке и на прием к врачу. Я спрашивал, есть ли такие, кто применял эти рекламируемые средства – капли по Федорову, очки-вижн, – и помогли ли они кому. Но таких, кто пробовал лечиться рекламируемыми в этих газетах средствами (в том числе от других болезней), не нашлось. Поэтому хотелось бы, чтобы по поводу этого высказались врачи и другие компетентные специалисты. И очень жду отзывы тех лидчан, которым эти средства помогли (или не помогли). Если эти газеты печатают в таких больших количествах и так часто разбрасывают в ящики, значит, им выгодно это делать и, следовательно, к ним обращается много людей. Пусть те, кто обращался, подскажут, стоит тратиться мне на эти очки и капли по Федорову или нет.

* * *

Хоть мои коллеги уже не раз писали про разбрасываемую в почтовых ящиках печатную продукцию, где рекламируются «бальзамы от всех болезней», было очевидно, что нелишне вернуться к этой теме снова. Лично я отношу себя к сторонникам критического мышления, и чудесами, какого бы происхождения они ни были, себя не заморачиваю. Мой бог – официальная наука. Поэтому печатную продукцию типа этой – «Удивительная сила природы» – просто игнорирую. Но Михаила Ивановича интересовало не мое отношение к этому, а мнения специалистов. И я пообещала, что им будет предоставлено слово на страницах нашего издания.

3. «Чудо-очки» для лохов

Уходя, Михаил Иванович на время оставил мне газеты. Я отложила в сторону уже знакомую мне «Удивительную силу природы» и решила ближе рассмотреть второй экземпляр печатной продукции. Он представлял собой лист (11-ю и 12-ю страницы) одной из официально издаваемых российских газет-сканвордов. На 11-й размещался сканворд, а вся 12-я посвящалась рекламе чудодейственных (так и было написано!) очков «Супер-Вижн». Они якобы излечивают от серьезных глазных заболеваний: катаракты, глаукомы, патологии глазного дна, дистрофии сетчатки, атрофии зрительного нерва и целого ряда других. И, как утверждалось, без всяких операций, при любом количестве единиц (плюс, минус) полностью восстанавливают зрение, достаточно носить чудо-очки 15-40 минут в день. Как и положено, на рекламной странице размещено немало исключительно положительных отзывов от «исцелившихся». И в их числе – известная российская теледива. К ее отзыву прилагались большой снимок, где она рекламирует очки с перфорациями, и автограф. Я не задаюсь вопросом, правду она сообщает или нет. Правда в данном случае состоит в том, что такая реклама хорошо оплачивается. За рекламирование чего бы то ни было знаменитостям очень хорошо платят.

Значительно больше меня интересует текст рекламной статьи. Но не те лежащие на поверхности, хитро состряпанные словесные установки, которые хотят впаять в сознание доверчивым читателям рекламодатели, а то, что за этим на самом деле скрывается. Мне помогает это сделать примитивный лингвистический анализ. Могу поделиться одним из секретов. Он работает всегда! Я не задерживаю внимания на выражениях типа «невероятный эффект», «чудодейственное исцеление», а ищу, когда начнутся ссылки на ученых. И вот – они! «…Отзывы на очки-тренажеры дали известные ученые, а к производству рекомендовали двенадцать НИИ и ведущих офтальмологических клиник». Каких НИИ? Каких клиник? Об этом в рекламе вы не найдете ни слова. Потому что если бы такой НИИ (хоть один!) или клиника существовали на самом деле, на них бы ссылались без конца. Ну, или вот: «Но еще любопытнее отзыв известного офтальмолога Г. А. Бородина, профессора и руководителя Российского Центра «Здоровое зрение». Стоит немного пошарить по Интернету, и становится понятно: никакого профессора Г. А. Бородина не существует в природе. Впрочем, как и некоего учреждения «Российский Центр «Здоровое зрение».

глаза

На мой взгляд, одного этого достаточно, чтобы не доверять информации об очках «Супер-Вижн». Но «лапша» из рекламы так и лезет! Допустим, мы выяснили, что очки-вижн никто официально к производству не рекомендовал. И тут же возникает вопрос: а кто, собственно, их производит? В рекламе – ни намека. Указаны только абонентский ящик и телефон, по которым можно заказать очки-тренажеры. Не буду больше занимать газетное место препарированием недобросовестной рекламы. Скажу лишь, что в этом довольно полезном занятии анализ ссылки на ученых и информации о производителе (распространителе) – лишь два из многочисленных способов узнать, что вас, возможно, разводят.

А теперь – мнения специалистов, которых я предварительно познакомила с газетами, принесенными Михаилом Ивановичем.

4. «Глаукому с катарактой «Лазер Вижн» не лечит. А подделки – тем более»

Сначала, прихватив газетную полосу с рекламой очков-тренажеров «Супер-Вижн», я пошла в магазин оптики, расположенный в торгово-сервисном центре. И от заведующей магазином УЧТПП «Кварц» Ольги АВРАМЧИК услышала следующее:

– Сейчас в ассортименте нашего магазина очков-тренажеров с перфорациями нет. Но лет 8-10 назад они у нас продавались. Это были лицензионные очки-тренажеры производства США (американской фирмы «Лазер Вижн»). Мы официально работали с производителем – получали очки через представительство фирмы «Лазер Вижн» в московской компании «Ньюком». Их особенность состоит в том, что у них вместо линз – нештампованные пластмассовые пластины с дырочками. Само по себе ношение этих очков вреда не принесет, а в некоторых случаях (если нет запущенной близорукости) действительно может помочь – снять напряжение и усталость глаз, расслабить их, задержать падение остроты зрения. Но только при условии, что это – лицензионные очки «Лазер Вижн». Ведь это – не просто очки с дырочками. Имеет значение, из чего они сделаны, очень важна точность лазерной насечки (перфорации наносятся в определенном порядке и имеют определенные диаметр и форму). Стоили, к слову, очки «Лазер Вижн» не очень дешево – 50 долларов.

А «Супер-Вижн» и очки с другими названиями – скорее всего, подделки. Штамповка сомнительного качества неизвестного производителя (они и не стремятся себя афишировать). И никто в этом случае не поручится, что эти поддельные очки не нанесут вред зрению и всему здоровью.

Но даже оригинальные «Лазер Вижн» глобально решить проблему глазных заболеваний не могут. Глаукому с катарактой и другие серьезные заболевания они не лечат! В этих случаях поможет только врач.5. «Зрение – слишком дорогая вещь, чтобы этим шутить»

Компетентный комментарий о том, как относиться к рекламируемым каплям «Экстракт алоэ по Федорову», очкам «Супер-Вижн», а также некоторым народным методам лечения глазных заболеваний, дал заведующий офтальмологическим отделением УЗ «Лидская центральная районная больница» Олег САЧКО:

– Сейчас шарлатанов очень много. Зрение – слишком дорогая вещь, и не стоит им шутить и рисковать, доверяя сомнительным лекарям и распространителям чудо-средств. А теперь – конкретно о некоторых средствах. Что собой представляют капли «Экстракт алоэ по Федорову»? Во-первых, глазной микрохирург, академик Святослав Федоров к ним никакого отношения не имеет. Это просто спекуляция на имени человека, который давно ушел из жизни. А что касается непосредственно самих капель, то в них, может, ничего плохого и нет. Скорее всего, это дистиллированная вода с глюкозой. Глазам она не навредит. Но и не поможет (если только не брать в расчет эффект плацебо, когда определенный эффект улучшения самочувствия достигается при помощи самовнушения). Это – в лучшем случае. А в худшем – человек с больными глазами просто упускает драгоценное время для обращения в официальные медицинские учреждения, где ему могли бы поставить точный диагноз и назначить соответствующее лечение, а возможно, и операцию.

glll1

Что касается листовок в подъездах с призывами приобретать чудодейственные средства от всех болезней (причем не так уж и дешево), то они никакого отношения к официальной медицине не имеют. В этой сфере действуют люди, которые четко выучили свою роль и работают по отлаженной схеме: распространить в подъезде листовки с предложением подойти туда-то и туда-то (обычно это арендуемое помещение какого-либо общественного здания) и всучить доверчивым потребителям за определенную сумму свои, скорее всего, бесполезные «снадобья». Вряд ли эти «врачи» покажут вам свои дипломы и сертификаты распространяемых ими псевдолекарств, назовут адреса фармацевтических фирм, институтов, где их производят. В листовках адресов и телефонов этих учреждений тоже нет. Вся обратная связь заключается в том, чтобы принудить в определенное время прийти с деньгами в назначенное место.

Я также отрицательно отношусь к тому, что некоторые люди с больными глазами пытаются их лечить у знахарей, бабок, травников. Одно дело, когда травники, например, советуют для укрепления организма пить чай из зверобоя. Об этом чае все знают. И совсем другое – когда рекомендуют капли из трав для глаз по народным рецептам. Даже если допустить, что в той траве и содержится какой-то эффективный компонент, как навскидку можно определить концентрацию? Концентрация действующего вещества в каплях для глаз – это не шутки!

А насчет очков с перфорациями, как врач, могу сказать следующее. Принцип их действия заключается в том, что с помощью перфораций (очень маленького диаметра, просверленных в форме конуса) улучшается фокусировка изображения. Если очки не подделка, то, в принципе, ими можно пользоваться. Они снимают усталость глаз, напряжение. По своему опыту (у меня когда-то были такие очки) могу сказать, что в них довольно комфортно смотреть телевизор. Кстати, изобретены они были в США – для летчиков, чтобы те с их помощью снимали напряжение глаз после полетов. У меня были очки именно американского производства. Но, возможно, сейчас по лицензии их выпускают и другие производители. Не могу точно сказать. В любом случае, нужно обязательно поинтересоваться производителем, проверить сертификаты. Подделок очков-тренажеров (китайских или вообще неизвестного происхождения) много. Дешевизна – первый признак подделки. А пользоваться подделкой чревато проблемами со здоровьем. Но даже лицензионные очки рекомендуются преимущественно в профилактических целях. Не исключено, что их использование может несколько улучшить зрение (если в нем имеются небольшие отклонения). Но никакую катаракту или глаукому они не уберут и серьезные заболевания не вылечат!

Поэтому мое мнение однозначное: если у человека появились проблемы с глазами, необходимо, не затягивая время, обратиться к врачу-специалисту в официальное медицинское учреждение. Само не пройдет! И чудо-капли с чудо-очками не спасут. А необратимые изменения в органе зрения могут произойти запросто.

Особенно опасно затягивать с лечением при глаукоме (при которой повреждение нерва и потерю зрения невозможно обратить, можно лишь замедлить или остановить прогрессирование заболевания), катаракте, злокачественных образованиях, прогрессирующей близорукости, глазных заболеваниях, являющихся осложнением сахарного диабета. Вообще, все заболевания лучше лечить в начальной стадии. Поэтому, даже если диагноз еще не поставлен, но глаза начали беспокоить (появились рези, покраснение, резко начало падать зрение), необходимо также, не откладывая, обратиться к врачу-офтальмологу. Последствия халатного отношения к своим глазам могут стать непоправимыми.

6. Ищите на «Tabletka.by»

Насчет того, реализовывались ли когда-нибудь капли «Экстракт алоэ по Федорову» через аптечную сеть и можно ли их (и подобные снадобья, рекламируемые неизвестными производителями и продавцами) считать лекарственными средствами, я решила узнать у заведующей центральной районной аптекой №146 Регины ЛОПАТО. Она, в частности, пояснила:

– Если человек сомневается в лечебных свойствах того или иного средства, необходимо прежде всего убедиться, что он действительно имеет дело с лекарственным средством, а не с чем-то иным. Как это узнать? Лекарственное средство в обязательном порядке должно быть зарегистрировано в Министерстве здравоохранения Республики Беларусь. При этом каждая серия (партия) лекарственного средства, реализуемого в аптеках, должна иметь сертификат качества. Иначе это – не лекарственное средство.

Всем, кто серьезно относится к своему здоровью, также необходимо знать: лекарственные средства реализуются только через аптеки!

Даже если допустить, что интересующий вас препарат зарегистрирован в Российской Федерации, его реализация на территории Беларуси, если он не зарегистрирован в Минздраве нашей страны, является незаконной. И, кстати, в России лекарственные средства реализуются также исключительно через аптеки.

Что же касается экстракта алоэ как такового, то это – биостимулятор, который способствует росту клеток и обладает другими лечебными свойствами. Но кто поручится за то, что этот экстракт содержится в каплях, о которых спрашивает читатель газеты? Лично я не припомню, чтобы глазные капли «Экстракт алоэ по Федорову» продавались когда-либо в аптеке. Не продаются они и сейчас. Это очень просто может определить любой пользователь Интернета, зайдя на сайт «Tabletka.by».* * *После разговора с Региной Ивановной я из любопытства зашла на сайт «Tabletka.by». В поисковике, в графе «наименование», набрала «глазные капли «Экстракт алоэ по Федорову», а в графе «регион поиска» набрала сначала Лиду, потом Гродно, Минск. Но ответ был всегда один: «Ничего не найдено». Хотя если набрать, ну, скажем, тот же аспирин, сайт «Tabletka.by» выдает очень подробную информацию. Причем вначале просит уточнить, какой именно аспирин вы хотите и какого производителя, а потом выдает целый список лидских аптек и цены, по которым они реализуют имеющийся у них препарат.

7. Листовка или газета? Или сомнительная печатная продукция…

В общем, не стоит уповать на чудеса исцеления, когда на вас элементарно, не гнушаясь никаким обманом, хотят заработать. Впрочем, уши этого обмана торчат отовсюду, надо только не лениться его видеть. Лично для меня он становится очевидным с той минуты, как я достаю очередную «Удивительную силу природы» (или что-то похожее) из почтового ящика. О содержании говорить больше не будем – мы уже это подробно обсудили. Самая же первая и очевидная ложь заключается в том, что эту сомнительную печатную продукцию даже не знаешь, как назвать. Листовкой? Но как-то по форме не похожа. Газетой? Тогда где выходные данные, государственная регистрация? Тут же сам собой моментально рождается следующий вопрос: почему учредитель и издатель скрывают себя? И так далее…

Но так как Михаил Иванович хотел знать мнения именно специалистов, я положила в сумку «Удивительную силу природы» и отправилась через дорогу – в типографию. Не скрою, в данном случае меня саму обуревал чисто профессиональный интерес. И от инженера по организации производства ГОУПП «Лидская типография» Валентины НИЧИПОР я на самом деле узнала немало интересного.

– Это – листовое издание, – сразу сказала Валентина Владиславовна, взяв в руки «Удивительную силу природы». – Листовое издание представляет собой один или несколько листов печатного материала любого формата без скрепления. К ним относятся газеты, листовки, афиши, плакаты, буклеты, этикетки и другое. Всем перечисленным листовым изданиям, кроме газеты, не требуется государственная регистрация. К какому же из них можно отнести данную продукцию из почтового ящика? Это однозначно – не плакат, так как он печатается лишь на одной стороне бумажного листа и имеет мало текстовой информации. И не буклет, который представляет собой сфальцованный в два и более сгибов лист печатного материала и должен отвечать определенным требованиям. Листовкой это не назовешь ни по верстке, ни по подаче информации. Тогда, получается, это – газета?

По виду – похоже. Напечатано на газетной бумаге и сверстано в виде газеты, соблюдены форматы газетной полосы. Но это далеко не все требования, которые предъявляются к данному виду печатной продукции. Газета в обязательном порядке должна быть зарегистрирована и иметь выходные сведения, в которых указываются: учредитель, порядковый номер и дата выхода в свет, тираж, идентификационный штрихкод, цена, адреса редакции и типографии. В выходных данных обязательно указывается орган государственного управления, зарегистрировавший газету (в нашей стране это – Министерство информации Республики Беларусь), и выданный министерством номер регистрационного свидетельства. А здесь этого нет. Сразу вызывает подозрение, почему это скрывается. Неясно и с периодичностью этого издания (периодичность – тоже основной признак газеты).

Газету можно издавать и без регистрации, но – тиражом не более 299 экземпляров. Что же касается продукции типа «Удивительная сила природы», то все знают, в каких больших количествах она разбрасывается по почтовым ящикам в Лиде и других городах. Счет идет далеко не на три сотни.

Возможно еще и такое: газета издается за рубежом и привозится оттуда. Но и в таком случае в ней должны быть размещены выходные данные и, кроме этого, ссылка, где это издание можно распространять.Но вернемся снова к изданиям, для печати которых не требуется лицензия. Таковыми являются, к примеру, издания научно-методического характера – оперативная информация, в том числе препринты докладов и сообщений, рекомендации научных советов, описания принципов устройства приборов и методики пользования ими, авторефераты диссертаций и подобные издания. А теперь сравним с печатной продукцией из почтового ящика. Где же здесь наука? Одна реклама.

К слову, когда в типографии размещает заказ юридическое или физическое лицо, мы за содержание рекламного или иного текста ответственности не несем. Но обязательно обращаем внимание на определенные моменты. Например, смотрим, чтобы в тексте не содержалось запрещенной к распространению информации, чтобы не рекламировались нелегальные товары и услуги. Для этого мы требуем подтверждение (лицензию), что рекламодатель имеет право заниматься данным видом деятельности.

На издании в любом случае должна быть ссылка, кто распространяет размещенную в нем информацию.

В общем, можно сделать вывод, что эта печатная продукция с рекламой лечебных средств, которую принес ваш читатель, производится неизвестно кем и где. Невозможно даже определить вид этой печатной продукции. А тот, кто ее произвел, не желает себя назвать и, следовательно, нести ответственность за размещенную в ней информацию.

Эпилог

С каждым может случиться, что по каким-то причинам для него вдруг потускнеют, станут видны в искаженном свете (визуально или в переносном смысле) все краски и оттенки окружающей действительности. И во многом от самого человека зависит, прозреет ли он и насколько эффективным окажется выбранный им путь к прозрению. Но в любом случае, этот путь лежит не через чудеса.

Поделиться
0Комментарии
Авторизоваться