В редакции «Лідскай газеты» состоялась «Прямая линия» с главным архитектором района
В редакции «Лідскай газеты» состоялась «Прямая линия», в ходе которой на звонки (без передышки даже на минуту, так как вопрос поступал за вопросом) отвечал заместитель начальника отдела архитектуры и строительства райисполкома – главный архитектор района Виктор Марьянович РУДОЙ. Наиболее интересные и значимые вопросы вместе с ответами мы публикуем ниже.
1. Есть вопрос по благоустройству
– Это «Прямая линия»? Меня волнует вопрос об облагораживании участка на месте снесенного павильона в районе перекрестка улиц Ленинской и Советской. Павильон стоял впритык к жилому дому, в котором размещается магазин, – со стороны двора, напротив аптеки. Когда хозяин павильона умер, наследники его продали, и новый собственник перевез строение в другое место. А на месте сноса остались неприглядная площадка и неокрашенная стена дома. Такое вот необустроенное пятно в центре города. Виктор Марьянович, что здесь можно сделать?
– Я согласен с вами: это пятно не красит центр города. А решение вопроса может быть следующее. Во-первых, надо проконсультироваться с юристами, имеем ли мы право обязать наследников павильона облагородить участок, который после сноса выглядит нелучшим образом. Если да, то будет принято соответствующее решение в отношении наследников. Если нет, тогда вопрос по облагораживанию места сноса надо будет проработать с ГУП ЖКХ. Архитектурная служба изучит его и постарается решить.
* * *
– Добрый день! Я разговариваю с главным архитектором?
– Слушаю вас.
– К вам обращается жительница улицы Криничной. Эта улица неблагоустроенная. Она имеет гравийное покрытие, но самое главное – на ней нет тротуара. Особенно большие проблемы возникают в утренние и вечерние часы: когда машины разминаются, пешеходам не пройти. А там же ходят и дети, и мамы с колясками. Мы раньше уже делали коллективное обращение к руководству города. Нам дали письменный ответ, что гравийное покрытие прогрейдируют. А теперь нам хотелось бы знать, когда запланировано полноценное благоустройство улицы Криничной. В проекте же это раньше, наверное, закладывалось? Мы даже не просим асфальтировать проезжую часть. Но тротуары здесь жизненно необходимы.
– Чтобы конкретно ответить на ваш вопрос, надо уточнить, была ли ранее разработана на эту улицу проектно-сметная документация. Если она имеется, то, можно сказать, полпроблемы решено. Вторая часть проблемы – финансирование. У нас много улиц в таком состоянии, как ваша. И все зависит от того, будут ли изысканы деньги на их благоустройство. Но сначала давайте я уточню, включена ли улица Криничная в списки по благоустройству на ближайшие годы. И если да, то на какой именно год оно запланировано. Мы через газету дадим вам ответ.
(Когда «Прямая линия» готовилась к печати, Виктор Рудой дополнительно ответил: «На улицу Криничную разработана проектно-сметная документация. По одной части улицы проведены работы по благоустройству. Остальная часть будет приведена в надлежащее состояние при возможности финансирования».)
* * *
– Виктор Марьянович, я звоню по такому поводу. Думаю, вы знаете магазин «Криница» по улице Рыбиновского, 24. Рядом с ним расположены почта, банк. Возле этих объектов ходить невозможно, люди в прямом смысле ломают обувь – потому что там практически отсутствует асфальтовое покрытие. В прошлом году мы обращались по этому вопросу в «Лідскую газету», и в ней от компетентного лица был помещен обнадеживающий ответ. Но с тех пор все как было, так и осталось.
– Знаете, сейчас очень непростая ситуация с финансированием.
– Да, я это знаю. Но банк не бедная организация и магазин тоже не нищий. Пора бы уже принять какие-то меры. Кстати, возле мини-рынка, который находится рядом с этими объектами, аналогичная проблема. И там не надо больших денег. Неужели никто не может заставить хозяина мини-рынка купить три машины асфальта и навести возле входа порядок?
– Сначала надо уточнить, кому принадлежат эти необустроенные участки. Если возле мини-рынка земля принадлежит предпринимателям, тогда это возможно сделать. Аналогично и по остальным объектам. Если земля у магазина, почты, банка принадлежит им же, мы можем с ними обсудить это и спланировать там какое-то благоустройство.
– Заодно посмотрите там и дорогу – подъезд к магазинам. Я там живу, и когда приезжают москвичи, бывает очень стыдно.
– Я вас понял, мы проработаем эти вопросы.
* * *
– Здравствуйте! Я живу по улице Свердлова, и там такая проблема. На этой улице отсутствуют пешеходные переходы. Ну ладно, нет финансов на благоустройство, мы это понимаем. Но нарисуйте нам хотя бы «зебру».
– Скажите, а в каком именно месте, по вашему мнению, требуется пешеходный переход?
– А у нас только один переход и есть – возле школы. А так – больше нигде. Выйдешь на остановке – и стоишь, стоишь, пока машины проедут. Особенно, представьте, если вечером, в темноте… А у нас же там пожилые люди. Мы уже обращались в ГАИ. Нам сказали: надо заявление от всех жителей.
– Мы обсудим этот вопрос с начальником Госавтоинспекции и дадим ответ через газету.
(Пока «Прямая линия» готовилась к печати, стало известно, что в настоящее время прорабатывается вопрос о возможности устройства пешеходного перехода по ул. Свердлова.)
* * * – Я живу по улице Гастелло, 47. В нашем дворе также расположены дома №49 и №49, корпус 1. Проблема в том, что через наш двор проложили сквозную дорогу. Она проходит возле нашего дома №47, выходит между домами 49 и 49-1 и идет в сторону улицы Кооперативной, «Евроопта». На улицу Кооперативную через двор постоянно, сплошным потоком, идут машины – грузовые, легковые. После дождя они все кругом и всех обрызгивают. По тротуару не пройти. В общем, мы хотим сделать наш двор тупиковым. Кому в ту сторону надо, пусть пользуются объездной дорогой.
– Наверное, этот вопрос больше относится к компетенции ГАИ…
– А я считаю, что этот вопрос – архитектурный. Скорее всего, по проекту планировалось что-то еще, чтобы люди могли проехать в сторону «Евроопта». Это было бы хорошее решение. А так – не очень…
– Ясно. Я с ГАИ обговорю этот вопрос, и мы через газету ответим.
(Накануне выхода «Прямой линии» в печать Виктор Рудой сообщил, что данный вопрос сейчас находится на рассмотрении. Результат будет сообщен через газету дополнительно.)
* * *
– Я живу в Гудах. И помню, как у нас строили первый агрогородок. Не тот, что в 2010 году, а еще в восьмидесятых. Хозяйство тогда строило его хозспособом, без копейки государственной поддержки. А в 2010-м агрогородок подновили. И тоже были вложены большие средства. Но, к сожалению, сегодня состояние некоторых объектов вызывает беспокойство. Дороги в агрогородке в неважном состоянии. Был сделан хороший асфальт, но техника его ломает. Вокруг детского садика нет благоустройства. Разрушаются бывшие совхозные объекты: лет 10 не работает котельная, пустует пожарное депо. Неужели нельзя передать эти не нужные РСУП «Совхоз «Лидский» объекты кому-то другому, кто мог бы их использовать?
– Но я не уполномочен указывать сельхозпредприятию, как ему использовать собственность. Могу только наказать за неприглядный вид фасадов…
– Вот-вот. В том-то и дело, что у нас и внешне не все хорошо. Виктор Марьянович, не могли бы вы подъехать в Гуды и посмотреть все сами? Хотелось бы узнать об этом ваше мнение как архитектора. И, может, вы, как архитектор, что-то порекомендуете…
– Хорошо, я подберу время и подъеду в Гуды.

2. Новое строительство: одни его очень ждут, другие…
– Это вас беспокоит молодая семья из агрогородка Дитва. Виктор Марьянович, скажите, планируется ли в Дитве строительство нового многоквартирного жилого дома?
– Я уточню в райисполкоме информацию по планируемым благоустройству и ремонту и сообщу через газету.
– И еще: будут ли в Дитве выделяться участки под гаражи?
– Об этом мы тоже вам сообщим.
(Когда материал готовился к печати, главный архитектор района дополнительно сообщил, что на данном этапе прорабатывается вопрос о долевом строительстве многоквартирного жилого дома в агрогородке Дитва. После решения этого вопроса будет рассмотрена возможность выделения участка под строительство гаражей для легковых автомобилей.)
* * *
– Я живу в доме №2, корпус 1 по улице Космонавтов. Обращаюсь к вам по поводу недавней публикации в «Лідскай газеце» о планирующемся строительстве десятиэтажки в районе путепровода. Эта газета сейчас прямо передо мной, и я на картинке вижу, что дом запроектирован прямо под окнами нашего восьмого подъезда. Со стороны двора у нас уже стоит очень близко дом. А если еще встанет эта десятиэтажка, то мы света белого видеть не будем.
– Я понял: вас волнует вопрос инсоляции вашей квартиры. По нормам инсоляции в течение дня хотя бы в одну из жилых комнат прямой солнечный свет должен поступать непрерывно не менее 2,5 часа. Ваши окна, которые выходят на пустырь (где планируется строительство дома), – это южная сторона. И даже если на пустыре построят дом, из-за этого нормы инсоляции у вас не нарушатся. Тень от дома будет недолго, ведь он по площади небольшой, примерно 30 на 20 метров, и в нем всего один подъезд.
– А на каком расстоянии от нашего дома он будет?
– Около 25 метров.
– Так близко! И что нам эти нормы инсоляции? Может, минимальные и будут соблюдаться. А солнца станет меньше. Мы считаем, что из-за новостройки в квартирах нашего дома значительно ухудшится качество жизни.
– А в вашем понимании ухудшение качества жизни – это что именно? Проектом же предусмотрено не только строительство дома, но и благоустройство территории. У вас под окнами будет красиво.
– На картинке – да, красиво. Мы считаем, что это – неприемлемое для нас соседство. Это же проектируется не для одного поколения. Как бы ошибки не допустить. И если уже решили строить дом именно в этом районе, то рассматривалась ли в качестве альтернативного варианта поляна по ту сторону путепровода?
– Нет. Дело в том, что на этой стороне между поляной и путепроводом стоит еще здание редакции. А к той поляне с одной стороны вплотную примыкает путепровод, а с другой – проезд, и сразу за ним – жилой дом. Поэтому на той площадке уже ничего строиться не будет.
– Но если строительство рассматривают именно на нашей поляне, то почему напротив наших окон? Неужели нельзя построить десятиэтажку хотя бы на месте снесенного дома? И у детей футбольное поле забираем… Ничего не останется.
– Не соглашусь с вами. С возведением дома заполнится и вся поляна: появятся детские площадки, зеленые насаждения, которые прикроют ваш дом от проезжей части, путепровода, железной дороги…
– …и от света.
– Ну, не переживайте вы так за это. Ведь тень в течение дня движется. Побудет у вас час-полтора – и уйдет. И не станет здесь хуже.
3. Дела гаражные
– Я живу в микрорайоне Молодежный. Хочу построить там гараж, так как купить существующий мне не по карману. Присмотрел свободный участок под строительство и был по этому вопросу в архитектуре. Виктор Марьянович, можно ли мне его выделить?
– Да, там есть небольшой свободный участок, но мы не можем его вам выделить, так как он не предусмотрен под строительство гаражей. Но, не исключено, для вас там можно подобрать участок в другом месте. Надо еще раз посмотреть. Могу предложить вам и такой вариант. Дело в том, что в существующем гаражном кооперативе есть такие участки, которые позарастали травой, и видно, что теми гаражами давно не пользуются. Возможно, среди них есть бесхозные. Если вы обнаружите такие гаражи, для начала можете сделать запрос в архитектуру, найти председателя кооператива и обговорить этот вопрос с ним. В перспективе, после определенных процедур, вы можете стать собственником такого гаража.
* * *
– Моей женой был получен в дар от отца гараж в гаражном кооперативе (звонивший назвал, в каком именно). Но председатель и члены гаражного кооператива, ссылаясь на устав, отказались принять в него мою жену, к тому же предъявляют какие-то немыслимые платежи, подают в суд. При этом устав кооператива полностью противоречит требованиям Указа Президента Республики Беларусь №43 от 28.01.2008 г. «О деятельности организаций застройщиков, гаражных кооперативов и кооперативов, осуществляющих эксплуатацию автомобильных стоянок». Мы уже обращались в архитектуру по этому вопросу. Скажите, может ли архитектура посодействовать, чтобы был переработан устав этого кооператива, а его председатель поставлен в определенные правовые рамки?
– Данный кооператив является юридическим лицом. У него есть руководитель (председатель) и утвержден устав, на основании которого этот кооператив действует. Даже в самом Указе №43 расписано, что все возникающие правовые вопросы (в том числе включения в кооператив, несоответствия устава этому указу) решаются в судебном порядке. Архитектурная служба выявила небольшие отклонения в уставе кооператива, и мы написали рекомендательное письмо его председателю, чтобы он привел устав в соответствие с Указом №43. Большее мы с юридической точки зрения сделать не можем. А вообще, на этого председателя к нам поступает немало жалоб. Но в вашем случае попробовать решить вопрос можно только в судебном порядке.
Хочу еще добавить: скоро к Указу №43 будет дополнение. Посмотрим, что в нем будет. Не исключено, что и какие-то новшества или обновления по вопросу деятельности гаражных кооперативов.
– Большое спасибо.
* * *
– Я живу в частном доме и хочу построить гараж. Подскажите, пожалуйста, сколько мне надо от границы соседа отступить?
– Прежде всего, вам надо прийти в архитектуру и оформить, как положено, все документы на строительство гаража.
– И только потом начинать строить?
– Безусловно. Иначе это будет самовольное строительство, за которое предусмотрен штраф, а если оно будет осуществляться еще и с нарушением строительных норм – то даже и снос.
– Скажите, а с какими документами нужно к вам подойти?
– Возьмите с собой документы на землю, технический паспорт на дом и подойдите в отдел архитектуры, в кабинет №2, в понедельник или вторник с 8.30 до 17.30 (с 13.00 до 14.00 – перерыв на обед). Мы посмотрим на месте и все вам разъясним.

4. Что волнует собственника жилья
– В своей квартире я хочу сделать небольшую перепланировку. А именно – сместить в сторону дверной проем, который ведет из одного помещения в другое (для чего придется разобрать часть стены), и сделать его в виде арки. Подскажите, с чего мне начинать.
– Первое, что нужно сделать, – определить, в какой стене находится дверной проем. Если стена несущая, перепланировку делать нельзя. Если не несущая, перепланировка возможна. Но окончательное заключение может сделать только специалист, поэтому вам в любом случае надо сначала обратиться в отдел архитектуры за получением разъяснений. Если перепланировка возможна, мы подготовим и вынесем проект решения на рассмотрение районного исполнительного комитета. Райисполком рассмотрит его и примет решение. И если оно будет положительным, только после этого можно будет начинать перепланировку.
* * *
– Я живу в частном доме. Мне 81 год. Я завещал дом детям и привел в порядок все документы, чтобы они потом не бегали по инстанциям. И вот на что обратил внимание. В старых документах на чертеже нарисованы участок, все строения на нем и подъезд к дому (это наш общий с соседом подъезд). А в новом документе, который делал не так давно, нарисованы только 4 линии – границы участка. И все. Как будто он на хуторе, и нет никаких проездов, ничего.
– Дело в том, что старый документ – это технический паспорт на ваш дом. Техпаспорт – это как бы два документа: на землю и на строения. В нем есть описание строений, участка. И все есть на чертеже, в том числе подъезды. А ваш новый документ – это документ на землю. В нем указываются только границы вашего домовладения. А подъезд – это общегородская земля, так как он обслуживает не только ваш дом, но и соседей. Если бы проезд был только к вашему дому, эту землю могли бы добавить к вашему участку, но вам и платить больше пришлось бы. А так – пользуйтесь подъездом вдвоем с соседом. Но вам его не поделят.
– А нам и не надо. И земли дополнительной не надо. Я только хочу, чтобы на чертеже участок в воздухе не висел и был привязан к подъезду, чтобы было обозначено, что это дом такой-то, на улице Окрестина. Может, все же надо дорисовать подъезд?
– Но в документах на землю это не указывается.
– Понимаете, я переживаю, чтобы этот проезд не пропал. Вдруг его кто-то захочет перегородить или еще как использовать. Как потом докажешь, что он был?
– Не переживайте. Этого не случится. А если что – сразу обращайтесь в землеустроительную службу.







