Охота на охотников, или Как журналист «Лідскай газеты» выслеживала браконьеров
14 Декабря 2025
13282
С 1 ноября открыта одна из самых популярных охот в Беларуси – на пушных зверьков. Это значит, что помимо копытных животных, сейчас разрешено добывать белку, куницу, норку, ондатру, лесного хорька, а также зайцев русака и беляка. Но все ли охотятся законно? Этот вопрос находится на контроле у инспекторов охраны животного и растительного мира, которые регулярно патрулируют охотугодья Лидского, а также Вороновского и Ивьевского районов. Можно ли найти браконьера с помощью дрона, есть ли в наших лесах рысь и какое главное суеверие у охотников? Об этом и не только журналист «Лідскай газеты» узнала в ходе рейда или, как говорят инспекторы, полевого мероприятия.
Природа – не бесплатный магазинСуббота. Утро. Туман. Наша раритетная, но вездеходная «буханка» неторопливо катится по лесной дороге близ деревни Крупово. Госинспекторы Дмитрий Савкин и Роман Кондратьев внимательно осматривают окрестности. Говорят, браконьеров в последнее время заметно поубавилось, однако алчущих легкой наживы еще хватает, и за ними нужен строгий контроль.
– Порой люди думают, что природа – это бесплатный магазин, где можно брать все, что попадается на глаза. Однако это не так. Браконьерство – преступление, которое дорого обходится не только преступникам, но и окружающей среде. Варварские методы охоты и рыбной ловли наносят природе существенный ущерб, который невозможно возместить материально, – вводят в курс дел мои «коллеги». – Если истреблять редкие виды, охотиться весной, когда звери обзавелись потомством, и ловить рыбу в период нереста, то все это приведет к так называемой дефаунизации, когда численность животных восстанавливается медленнее, чем идет их уничтожение.
«С начала 2025 года сотрудниками Лидской межрайонной инспекции охраны животного и растительного мира выявлено 43 нарушения правил охоты, изъято 4 охотничьих ружья, 3 из которых не были зарегистрированы, а также 9 петель и капканов. Все это использовалось при незаконной охоте».
Но чаще охотники просто пренебрегают правилами: ходят на дичь с просроченным удостоверением, без охотничьей путевки или с неоплаченной государственной пошлиной. Встречаются и те, кто, не боясь ответственности, осуществляют охоту с незарегистрированным оружием. Некоторые хитрецы, получив разрешительные документы на добычу, к примеру, утки, занимаются охотой на копытных животных. Но с виду «идеальный» план может обернуться для нарушителей печальными последствиями. Если вред, причиненный окружающей среде, составляет более 100 базовых величин, на место вызывается следственно-оперативная группа, а в отношении гражданина возбуждается уголовное дело.
Любитель охоты, но только тихойВдруг в поле зрения инспекторов попал мотоцикл, припрятанный под елью. Остановились, присмотрелись. Недалеко от транспортного средства заметили мужчину, который осторожными шагами пробирался сквозь чащу.
– Вот он – наш первый «клиент», – подумала я.
И это действительно оказался любитель охоты, но только тихой… Иными словами, грибник. Потом мы еще не раз встречали на своем пути и грибников, и тех, кто просто наслаждался тишиной и красками осеннего леса. А вот найти настоящих охотников, как оказалось, – это задача со звездочкой. Но на стороне инспекторов охраны животного и растительного мира не только многолетний опыт в задержании браконьеров, но и разные технологичные приспособления. Например, в кабине нашего УАЗика я увидела квадрокоптер, тепловизоры, прибор ночного видения, а еще бинокли, весы, рулетки, палатки, спальные мешки и даже моторную лодку!
– Несмотря на кажущуюся монотонность, каждый рейд – это непредсказуемая череда событий. Никогда не знаешь, что ждет тебя за следующим поворотом лесной дороги: то ли грибник с полным лукошком, то ли браконьер с незаконным оружием. Поэтому с собой у меня всегда пистолет, рация, перцовый баллончик, наручники, фонарик и много других «прибамбасов», – рассказывает старший инспектор Дмитрий Савкин, который в Лидской межрайонной инспекции охраны животного и растительного мира работает уже четвертый год. – По образованию я эколог. И моя предыдущая работа была в основном кабинетной, с бумагами. Другое дело здесь – всегда на свежем воздухе, в гармонии с природой. Порой приходится ночевать в лесу, закутавшись в спальные мешки, но в этом есть своя прелесть, – улыбается инспектор.
Дмитрий признается: его работа сопряжена с личными рисками, ненормированным рабочим днем и походными условиями жизни. Несмотря на это, стоять на страже лесного и водного богатства страны – именно то, что действительно по душе.
Под контролем охота и не только…Кроме охраны животного и растительного мира, инспекторы могут пресекать и другие правонарушения, если таковые попадаются в их поле зрения. В качестве свежего примера Роман Кондратьев приводит случай задержания контрабандистов, которые с помощью дронов пытались переправить сигареты через границу:
– Во время патрулирования мы увидели подозрительный транспорт, следовавший на хутор, и поехали за ним. Дальше действия разворачивались как в настоящем триллере с погоней: нарушители попытались скрыться, однако врезались в дерево. Но сдаваться они не планировали и поэтому снова попытались улизнуть. И попали в еще одно ДТП. В результате все равно были задержаны и переданы пограничникам.
Но это далеко не единственный случай, когда специалистам ведомства приходилось пускаться в погоню за нарушителями. Роман вспоминает, как однажды вышел на мужчину, охотившегося в местах покоя дичи. Тот тоже пустился бежать, а когда был настигнут – попытался бороться. Но в большинстве случаев нарушители сдаются добровольно: знают, что оказание сопротивления только отягощает вину.
Тут наш разговор прервался: водитель Александр Кувин остановил машину, чтобы «послушать лес». Оказывается, пять минут тишины бывают очень даже информативными: можно услышать выстрелы или определить направление движения транспорта – все это может сигнализировать о потенциальных нарушениях.

Не клевое место
На контроле у инспекторов не только лесные, но и водные богатства нашего края. Поэтому, проезжая мимо небольшого водоема в Ивьевском районе, внимание рейдовой группы привлек мужчина на надувной лодке. Свернув с маршрута, мы направились к нему.
– На что рыбачите? «Телевизоры» у вас какого размера? – интересуются проверяющие.
– На обычную удочку, «телевизоры» не ставил, – отвечает рыбак.
– А запрещенные орудия в машине имеются? Откройте, пожалуйста, багажник…
Инспекторы поясняют, что согласно законодательству Беларуси рыбачить можно только на удочку и спиннинг. А вот бучи, мережи, сетки и другие подобные орудия рыбалки использовать не разрешается. Сетные экраны, или так называемые рыбацкие «телевизоры», тоже должны быть установленных размеров. К счастью, никакой запрещенки у местного рыбака обнаружено не было.
«Раньше окуни и толстолобики попадались, а теперь тут даже красноперка не ловится», – с досадой рассказывает мужчина. Но потом признается, что в такую прекрасную осеннюю субботу грех не порыбачить, пусть даже и без улова.
Рыбак, явно заскучавший без хорошего клева, был не против пообщаться. Инспекторы провели с ним профилактическую беседу, напомнив, что хранение, изготовление, приобретение или сбыт незаконных орудий лова чреваты административной ответственностью.
– Вообще, мы стараемся работать ненавязчиво, вести свой надзор скрыто. Ведь не каждый охотник или рыбак – браконьер. Преобладающее большинство – добропорядочные люди, которые приезжают на охоту, чтобы перезагрузиться, отдохнуть. И мы не хотим им мешать. Тем более, охотники в этом плане очень суеверные. Считают, если встретили инспектора, то хорошей добычи уже не видать.
«Ату его, ату!»
Мы пробыли в полях уже полдня, но отыскать хоть одного охотника никак не удавалось.
– Может, женщина на судне к невезению? – подшучиваю в продолжение нашего разговора про суеверия.
Но в это время инспекторы уже поднимали в воздух квадрокоптер, чтобы просмотреть территорию с высоты птичьего полета. Высокие технологии не подвели – экран монитора показал, как на опушке леса блуждает человек с ружьем. Уже через минуту проверяющие были возле него.
– Здравия желаю! Лидская межрайонная инспекция, Кондратьев Роман Александрович. Предъявите разрешение на право охоты, – рапортовал коллега.
В камуфляжном костюме, с двустволкой на плече и в компании небольшого пса – вот он, настоящий охотник! Да такой колоритный, что хоть картину пиши. От встречи с проверяющими Сергей (так звали мужчину) особо не смутился. Он предоставил им все необходимые документы, показал оружие и патроны к нему. Проверка показала: охотник добропорядочный, нарушений нету.
– Взяли что-нибудь? – я умышленно употребляю термин «взяли», потому что охотники избегают слова «убил». Опять же из-за суеверия.
– Мой пес только лисицу поднял. А зайца на чернотропе выследить нереально. Мне кажется, в наших лесах они вообще перевелись. В позапрошлом сезоне я аж семь ушастых добыл, а в прошлом – только одного. Оказалось, Сергей – потомственный охотник. Впервые пошел с отцом за добычей, когда ему было всего 10. Говорит, стрельба по зайцу – настоящее искусство. Дело в том, что он способен развивать скорость до 50 километров в час и при этом передвигаться большими скачками. Если заяц бежит прямо на стрелка, целиться необходимо по его передним ногам. Выстрел в грудь или голову будет неэффективным – дробь попросту пролетит над головой зайца. Если же он уходит, целиться надо по ушам.
У ног Сергея преданно ждет его верный спутник на всех охотничьих вылазках – эстонская гончая Жуля. Собака хоть и не дипломированная, но благодаря хорошему верхнему чутью прекрасно справляется с ролью загонщика.
– Охота для меня – это отдушина, – поделился Сергей. – На день уезжаю в лес и возвращаюсь уже другим человеком. Попутно грибов наберу, природой родного края полюбуюсь. Да и для фигуры полезно: пока по следу хожу, несколько тысяч шагов намотаю.
– А на рысь пойдете? – интересуюсь неспроста, ведь в Беларуси охота на рысь была под запретом около 40 лет. Но из-за роста численности с октября этого года разрешена законодательством в отдельных регионах страны.
– Не пойду, страшно, – смеется охотник. – Страшно дорого! Аж 300 рублей за охоту.
Разговорившись, Сергей признался, что презирает тех, кто варварски относится к природе: устраивает свалки, вырубает деревья, стреляет в редких птиц и зверей, ловит, давит, травит, убивает электрическим током…
– Если не подводит память, еще лет 20 назад инспекции охраны животного и растительного мира не существовало. И тогда в лесах и на водоемах творился самый настоящий беспредел. Порядок удалось навести лишь тогда, когда по решению Главы государства образовалось такое ведомство, и за охотниками установили жесткий контроль. Поэтому я всегда с пониманием отношусь к подобным рейдам, считаю, что это действенная мера.
От редакции. В случае, если вы располагаете информацией о лицах, занимающихся браконьерством, осуществляющих незаконную охоту, информацией о хранении незаконных орудий добычи диких животных, в том числе оружия и боеприпасов, а также незаконно добытой продукции охоты, сообщите на горячую линию Государственной инспекции охраны животного и растительного мира при Президенте Республики Беларусь по телефону 8(017) 390 00 00 или в Лидскую межрайонную инспекцию по телефонам: 8(0154) 62-38-14, 8(0154) 62-38-12. Конфиденциальность гарантируется.0Комментарии
Авторизоваться
Для отправки отзыва нужно авторизироваться.






