От "мерила" до "стандарта"

24 Августа 2025 401
15 сентября 1925 года постановлением Совета Народных Комиссаров СССР был создан Комитет по стандартизации при Совете труда и обороны CCCР. Введение государственного управления стандартизацией в стране послужило началом планомерной и систематической работы в этом направлении во всех отраслях народного хозяйства. 
 
Стандартизация всегда была связана с важнейшими народнохозяйственными и экономическими задачами, решаемыми на разных этапах развития страны, служила и служит мощным средством ускорения технического прогресса, улучшения качества продукции, роста производительности труда, повышения эффективности производства.

ПЕРВЫЕ ШАГИ

Стандартизация и метрология существуют столько же, сколько существует человек, ведь измерять и взвешивать что-то требовалось всегда. Длина локтя, ступни, ширина кисти ‒ все это служило человеку мерами длины. При строительстве пирамид египтяне применяли в качестве основной меры длины локоть. Он равнялся приблизительно 46,3 сантиметра.

Сохранился памятник древнего римского права ‒ Кодекс двенадцати таблиц ‒ своего рода сборник стандартов на дорожное строительство. Этот документ регламентировал ширину дорог: для пешеходов ‒ один римский фут, для всадников ‒ три римских фута, для коляски ‒ четыре римских фута.

В Англии основными мерами длины были ярд, дюйм, фут. Указом короля Генриха I ярд был определен как расстояние от кончика носа до конца большого пальца вытянутой руки ‒ 91,44 сантиметра. В 1496 году был изготовлен основной эталон ярда в виде латунного стержня восьмиугольного сечения.
Упоминание о русских мерах встречается в "Русской правде" и в грамотах русских князей. При Иване Грозном были приняты "печатные (медные) меры", которые являлись хотя и несовершенными, но все же образцовыми мерами. Элементы стандартизации и метрологии можно отыскать и в эпоху Петра I, вводившего взаимозаменяемость и единообразие при изготовлении оружия.

Развитие систем стандартизации и метрологии в России связано с такими известными именами, как А. Я. Купфер, Д. М. Менделеев, Н. И. Лобачевский, Д. Б. Шостакович и др.

Развитие массового производства и железнодорожного транспорта привело к возникновению промышленной стандартизации. В 1889 году в России были приняты первые технические условия на проектирование и сооружение железных дорог, а в 1898 году – единые технические требования на поставку основных материалов и изделий для нужд железнодорожного транспорта.

Тогда же русские слова "образец" и "мерило" были заменены английским словом "стандарт".

В первой четверти ХХ века во всех практически странах были созданы национальные организации по стандартизации для формирования и реализации единой технической политики.

В СССР Комитет по стандартизации был создан 15 сентября 1925 года, первым председателем стал В. В. Куйбышев. Именно в 20-е годы произошло становление дела стандартизации как целостной системы. Число стандартов росло от месяца к месяцу, от года к году. Если в январе 1927 года было утверждено 42 стандарта, то в середине 1928 – уже 287. Так началась история Госстандарта СССР.

Одним из первых шагов Комитета по стандартизации было официальное утверждение 7 мая 1926 г. первого общесоюзного стандарта – ОСТ 1 "Пшеница. Селекционные сорта зерна. Номенклатура". Вслед за ним в последующие три года было утверждено более 300 общесоюзных стандартов на наиболее ходовые продовольственные товары (хлеб, соль, спички, растительное масло), продукцию химической промышленности (серную и азотную кислоту, минеральные удобрения, ряд резиновых изделий и др.), на рациональный сортамент стального проката, инструмент, крепеж, на хлопок, нефтепродукты, объекты в области строительства и т. д.

Характерно, что с самого начала централизованного развития стандартизации в стране во главу угла были поставлены задачи борьбы за качество продукции и прогнозирования разработки стандартов, глубины их проработки. Показательны в этом отношении статьи и высказывания первого председателя центрального органа по стандартизации В. В. Куйбышева, не потерявшие актуальности и сегодня.

В статье "О качестве продукции" (1930 г.) В. В. Куйбышев писал:

"О плохом качестве промышленной продукции мы говорим уже давно... Внутреннего контроля за продукцией в отношении исполнения стандарта на многих заводах нет. Например, на заводе "Двигатель революции" установлено, что не соблюдаются общесоюзные стандарты на метрическую резьбу, на зев ключа и целый ряд других. Остальные стандарты на детали общего машиностроения заводом соблюдаются лишь с недавнего времени. Плана внедрения ОСТов на заводе нет... Мы недопустимо небрежно, халатно относимся к вопросам качества. В большинстве объединений работа по улучшению качества продукции поставлена весьма слабо. Отделы технического контроля, созданные для решительной борьбы с браком, борьбы за лучшее качество продукции, до сего времени на большинстве предприятий слабы, работают без необходимой им поддержки... Надо во что бы то ни стало добиться того, чтобы каждый завод, каждый цех имели ясный и твердый план борьбы за качество продукции, надо добиться, чтобы в каждом цехе было должностное лицо завода, персонально ответственное за состояние борьбы за качество продукции, надо добиться того, чтобы это лицо эту свою ответственность сознавало и чувствовало".

В Республике Беларусь Комитет по стандартизации, метрологии и сертификации при Совете Министров Республики Беларусь был образован 17 апреля 1992 г., что положило начало государственному управлению в сферах стандартизации и метрологии в стране.

За прошедшие годы был пройден большой и сложный путь, который тесно связан с решением актуальных задач экономической и социальной жизни страны.
Сегодня Госстандарт является республиканским органом государственного управления по проведению единой государственной политики в области технического нормирования, стандартизации, обеспечения единства измерений, оценки соответствия и аккредитации, энергоэффективности, по осуществлению надзора в строительстве и проведению государственной экспертизы проектной документации, а также надзору за техническими регламентами и стандартами, рациональным использованием топлива, электрической и тепловой энергии.

Структура Комитета состоит из центрального аппарата, включая Департамент контроля и надзора за строительством и Департамент по энергоэффективности, и 53 подведомственных организаций, расположенных во всех регионах страны. 

Флагманами развития основных направлений деятельности Госстандарта являются национальные институты: по стандартизации – Белорусский государственный институт стандартизации и сертификации; в области метрологии – Белорусский государственный институт метрологии. 
Функции национального органа по аккредитации выполняет Белорусский государственный центр аккредитации. 

Недавно созданная Академия качества реализует образовательные программы с учетом современных тенденций и технологий. 

В регионах проводниками государственной политики в сферах деятельности Госстандарта являются территориальные центры стандартизации, метрологии и сертификации, а также инспекции и дочерние предприятия, расположенные в областных центрах и крупных промышленных городах. 

ИТОГИ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Ближайшие перспективы развития Республики Беларусь можно интегрировать по таким основным направлениям: создание условий для обеспечения качества и безопасности белорусских товаров и услуг, повышение их конкурентоспособности на внутреннем и мировом рынках, повышение эффективности защиты внутреннего рынка от недоброкачественной и опасной продукции, содействие расширению экспорта белорусской продукции за счет повышения уровня взаимосогласованности систем стандартизации, метрологии и оценки соответствия с международно признанными.

Когда мы говорим о поиске резервов для нашей экономики сегодня, то должны понимать, что один из самых важных – это техническое регулирование. Именно оно дает в развитых странах значимый прирост ВВП. В Германии, например, – до одного процента в год, что составляет около 16 миллиардов евро.
Человечество не знает на сегодняшний день других формальных критериев инновационного развития экономики за исключением общего ежегодного количества новых стандартов. Цифры говорят не в нашу пользу: в советское время принималось от 3 до 4 тысяч стандартов в год, а сейчас в Республике Беларусь в среднем принимается в год всего около 600. 

Поэтому работа Госстандарта в настоящее время нацелена на вовлечение производителей в работы по стандартизации. И речь в данном вопросе идет не о наличии материальных ресурсов, а о том, как ими распорядиться и сделать нашу продукцию конкурентоспособной.


Дарья ПУРЧАЕВА, начальник отдела Лидского центра стандартизации, метрологии и сертификации
Поделиться
0Комментарии
Авторизоваться