Наши за границей. Испанский город Ла-Корунья приютил семью из Лиды (фото)

27 Февраля 2015 5874

О спортивных подвигах лидчанина Валерия Янчи «Лідская газета» рассказывала еще в прошлом году. Наш земляк, уехавший на постоянное место жительства в Испанию, возобновил там карьеру боксера и стал чемпионом Европы среди бойцов-профессионалов. Недавно Валерий гостил в родном городе. Воспользовавшись этим, мы решили еще раз побеседовать с уроженцем Лидчины. Правда, ныне больше говорили не о его подвигах на ринге, а о жизни в Испании.

– Помню, вы признались, что уехали из Беларуси ради исполнения своей детской мечты…

– Это было одной из причин. Действительно, с самого раннего детства мечтал жить на берегу моря. Помню, в моей комнате висел плакат, на нем был изображен пляж, пальмы. Когда стремишься к чему-то, появляется смысл в жизни, а так барахтаешься постоянно в одних и тех же буднях. Хотя, если бы спортивная карьера сразу задалась, возможно, до сих пор боксировал на родине. Но в один миг все перевернулось. Мой тренер из Гродно уехал на постоянное место жительства в Израиль, а начинать все заново под чьим-то другим руководством желания не было. Правда, попытки в этом направлении делал, но ни с кем не удавалось найти общий язык, что сказывалось на результатах. Звали в Минск, но меня не тянуло в столицу, не очень люблю большие города. Подумал, если с боксом все сложно, нужно стремиться к своей детской мечте, тем более что жизнь и так располагала к кардинальным изменениям.

– Наверное, нужен был какой-то начальный капитал?

– Именно поэтому сначала поехал в Россию, три месяца работал на стройке, вернулся с кое какими деньгами. Потом подался в сторону Германии, где живет мой троюродный брат, но с трудоустройством там было туго. Дошло до того, что просто взяли с женой лист бумаги, на котором начали отмечать предполагаемые плюсы и минусы других стран. Испания была далеко не в приоритете, но там жил мой первый тренер, также лидчанин Александр Иванович Помахо, ныне он тренирует детей в российском городке Нарьян-Мар. То есть было к кому обратиться за советом, помощью, пожить первое время. Поэтому жена с ребенком осталась в Лиде, а я поехал на юг Испании, к Средиземному морю в маленький город Кампоэрмосо. Это был 2001 год.

P4070116

– Работу сразу нашли?

– Без знания испанского языка найти хорошую работу очень сложно. В первое время трудился в теплицах. Что там делал? Выращивал помидоры, все от самого начала – от посадки до сбора. Тяжело было. Поднимался с рассветом, работал до десяти часов утра, потом уезжал и вновь возвращался уже в пять часов вечера. Днем температура воздуха на юге Испании достигала 35-40 градусов тепла, в такую жару делать что-то было невозможно. А представьте, что творилось внутри теплиц.

– Я так понимаю, надолго там не задержались.

– Работа в теплицах – сезонная. Сначала была – потом не стало. Перебрался в туристический город Марбелья, недалеко от Малаги. Подумал, если туристов много, то и трудоустроиться там проще. Так и получилось. Работал официантом, потом на стройке, в принципе, везде, где только можно. Кстати, в Марбелью уже приехали жена и сын. Как-то в свободное время решили мы съездить в соседний городок, на прогулку. Идем по улицам, рассматриваем достопримечательности, глянул – боксерский зал. Сразу внутри что-то зашевелилось, решили зайти. Там познакомился с тренером, он пригласил меня на тренировку. Приехал через неделю уже с формой, поставили меня в спарринги, и я сходу человек пять усадил на ринг. Несмотря на то, что очень много времени отнимала работа, я начал боксировать на любительском уровне, а чуть позже познакомился с моим нынешним тренером, он как раз таки из северной части Испании – города Ла-Коруньи, где ныне живу и я со своей семьей.

PA130084

– Из-за возобновления спортивной карьеры уехали из Марбельи?

– Не только. В Марбелье были и другие проблемы. Мы же иммигранты, и очень долгое время не получалось оформить все необходимые документы. Годы шли, пробовали все, что можно, потеряли много денег, но ничего хорошего их этого не вышло. Как только вновь связался с боксом, переехал с семьей на север Испании, с документами нам помогли. Правда, сначала мы приехали не в саму Ла-Корунью, а в соседний город Луго. Очень старинное место. Там, как и в Лиде, есть своя крепость. Если не ошибаюсь, ее длина составляет около двух километров по периметру, а возраст – около двух тысяч лет. 

FOYOS NUEVOS 090

– Это был последний перевалочный пункт?

– Да, после Луго прочно обосновались в Ла-Корунье. На берегу океана, правда, удовольствие от пляжного отдыха ощущается лишь два месяца в год. На севере Испании намного холоднее, чем на юге. Минусовой температуры, как в Беларуси, практически не бывает, но и жара – не частое явление. Таким образом, моя детская мечта практически сбылась.

P4100080

– Почему почти?

– На данный момент нет стабильной работы. Безработица в Испании – серьезная проблема. Стабильности нет. К примеру, я на данный момент – безработный, моя жена – тоже безработная. До декабря работала официанткой, а потом ушла. Посмотрим, что будет дальше.

IMG-20140429-WA0009– На какие средства живете?

– Живем за счет государства, получаю пособие по безработице. Правда, на него может претендовать не каждый, а только тот, кто до этого непрерывно работал на протяжении двенадцати месяцев. Впрочем, и само пособие выплачивается не постоянно, а лишь два года. Вот у меня год еще остался впереди. Слышал, что этот закон хотят отменить, так что пока пользуюсь моментом (смеется). А если серьезно, то до этого семь лет отработал в такси. Тяжело было совмещать со спортом. 12-14 часов в сутки проводил за рулем, потом бежал тренировку, в итоге оставалось чуть времени на сон. Много дней подряд спал по 3-4 часа, организм работал на износ. В итоге пришлось сделать выбор: дальше работать в такси или рискнуть, бросить все и заняться только боксом, добиться чего-то в спорте. Решил рискнуть. Возможно, благодаря этому и стал чемпионом Европы в 2014 году, а гонорар за титульный поединок немного помог в плане финансов.

– Жилье арендуете или приобрели собственное?

– Приобрели в ипотеку, накопить очень тяжело. Решили, что нет смысла ежемесячно арендовать жилье за 500 евро, а вкладывать эти деньги в собственную квартиру, тем более что у семьи есть желание остаться в Испании. Дом находится в хорошем районе, с видом на океан, двести метров до пляжа. Он делится на блоки. Каждая квартира имеет несколько комнат, но размещены они не на одном этаже, как, к примеру, в типичных домах в Беларуси, а на разных. Вот наша квартира – четырехэтажная. На первом этаже – прихожая, на втором – зал, в третьем – спальные комнаты, на четвертом – просто терраса. Жена долго искала его, молодец, нашла отличное просторное жилье. 

– Коммунальные услуги дорогие?

– Честно сказать, не знаю (смеется). Необходимая сумма снимается со счета автоматически. Точно скажу, что около 50 евро в месяц стоит электроэнергия, вывоз мусора – 30 евро за два месяца… По остальному, боюсь обмануть. Кстати, за отопление также приходится платить, так как напротив океан и зимой в квартире холодновато.

P4090042

– Ваша жена разделяла желание уехать из Беларуси в Испанию?

– Изначально не особо. Она – семейный человек, ей тяжело расставаться родными и близкими, даже теперь, когда приезжаем в Лиду, гостим у моей тещи. Поэтому и думали, годик-два поживем в Испании, денег подкопим, и поедем обратно. Но все оказалось не так хорошо, как рассчитывали. Здесь многое обещают, но не все выполняют. Если процентов двадцать от обещанного сделают, уже хорошо. И зарплаты не такие уж и большие, тем более, поначалу без документов можно было найти лишь низкооплачиваемую работу. Поэтому получалось так: что заработал, то и потратил. Вот и получилось, что год прошел – денег не накопилось, еще один – то же самое. А после жена смирилась, привыкла к такой жизни. Язык за это время хорошо выучили, разговаривали на нем свободно, все-таки уже почти пятнадцать лет живем в Испании.

P3300129

– Тяжело давался испанский?

– Еще со школьных лет у меня были способности к иностранным языкам, поэтому уже через полгода свободно разговаривал на испанском. Как учил? Садился перед телевизором, смотрел местные новости, программы. Услышал знакомое слово – заглянул в словарь, глянул перевод, запомнил. Потом применял знания в общении с местными людьми, кое-как разговаривал на испанском языке на работе. Жена еще и английский язык освоила, так как в Марбелье два года работала в английской семье. Кстати, в Галисии (автономное сообщество Испании, где находится город Ла-Корунья – прим. автора), разговаривают еще и на галисийском языке, он очень похож на португальский. А вообще в Испании четыре национальных языка: испанский, каталонский, галисийский и язык басков. Есть еще и диалекты. В целом, каждая провинция в Испании особенная, как отдельно взятая страна. На севере одна жизнь, на юге совсем другая. В одних местах много туристов, в других – нет совсем. К примеру, Ла-Корунья – портовый город, но туризм здесь особо не развит. Иногда только летом причаливают круизные лайнеры, по два-три за день. Тысячи три туристов выходит на берег, но через пару часов они уплывают вновь. А вот буквально рядом с нами находится город Сантьяго-де-Компостела, где по легенде в кафедральном соборе города захоронены останки апостола Иакова. Он очень популярен у туристов, множество паломников собирается там. 

FOYOS NUEVOS 089

– Что можете сказать о коренных испанцах?

– Жители каждой провинции не очень дружелюбно относятся друг к другу. Некоторые из автономий и вовсе борются за собственную независимость. Это Каталония, страна Басков. Я живу в Галисии, и здесь тоже есть националисты. Галисийцы – не очень доверчивый народ, но если ты им понравишься, готовы отдать тебе все. В принципе белорусы, наверное, такие же. На севере Испании более работящий народ. Не скажу, что на юге – бездельники, просто многое в этом вопросе зависит от климата. Когда на термометре +40, то какая там работа.

2012-04-07 12.21.12

– Много иммигрантов?

– Русскоязычного населения очень мало, много южноамериканцев. Хотя еще несколько лет назад не было и их. А потом хлынула волна, даже не знаю, почему так случилось. Возможно, для них упростили въезд на территорию Испании. Теперь едут из Колумбии, Эквадора, Чили, Перу, Венесуэлы, Аргентины. И это еще одна проблема. Они готовы работать за копейки, знают испанский язык, тем самым значительно снижают стоимость оплаты за рабочий труд. Кстати, официально любой колумбиец через два года может претендовать на испанское гражданство. Иммигрантам из Европы нужно для этого десять лет прожить в Испании. 

PB300074

– Госаппарат, социальные службы, строительство, общепит, туристические услуги… А чем еще занимаются жители Ла-Коруньи?

– Может быть, слышали о такой испанской компании – «Inditex»? Она владеет крупной сетью магазинов, торгующих одеждой. Эта фирма объединяет около семи тысяч магазинов в десятках стран, выпускает одежду под брендами «Zara», «Bershka», «Massimo Dutti» и другими. Так вот, одна текстильная фабрика этой компании находится и в Ла-Корунье, вернее, немного в стороне от города. Фабрика очень большая, огромная. Много людей работает именно там. Кстати, владелец компании в 2012 году был признан богатейшим человеком в Европе, а в 2013-м третьим в мире по версии журнала «Forbes». 

– К испанской кухне привыкли сразу?

– Изначально старались покупать более естественную для белорусов еду: макароны, курицу. Варили как-то местную картошку, но она постоянно разваливалась (смеется). На юге Испании, несмотря на жару, очень много жареного, приготовленного на фритюре, там практически не едят супов. Естественно, в рацион входят морепродукты, овощи. На север кухня более привычная для нас, и, как мне кажется, более полезная, натуральная.

P3300059– Можете сказать, что останетесь в Испании навсегда? 

– Желание есть, но загадывать трудно. У наших людей не совсем правильное понимание: думают, если живешь за границей, значит, как сыр в масле катаешься. Это не так. Точно также встаешь ранним утром, работаешь, приходишь вечером домой. И все так повторяется постоянно. Хорошо тем иммигрантам, которые смогли открыть здесь свой бизнес. Или вот, наши друзья, работают в государственных структурах. Они музыканты. Есть и стабильный заработок, и социальные гарантии. У нас же нет ничего. Наша проблема в том, что никак не удается собрать начальный капитал. Вот три с половиной года назад родился второй ребенок, а содержать детей в Испании намного дороже, чем в Беларуси. Потом жилье взяли в ипотеку, ремонт, постоянные траты, а работы нет. В принципе, если ты – человек работоспособный, у тебя есть желание трудиться, работу в Испании, впрочем, как и везде, найдешь. Да, она будет тяжелая, плохо оплачиваемая, но она будет. К примеру, я уже завтра могу пойти на стройку, но пока не хочу этого делать, тренируюсь. Рассчитываю еще чего-то добиться в спорте. Мне 37 лет и здоровье позволяет боксировать. Тем более, занимаюсь тем, что нравится.

– Все равно когда-либо придется завязать…

– Ближайшая моя цель все еще связана с боксом. Я хочу вернуть себе титул чемпиона Европы, который уступил англичанину. Быть может, судьба еще разок меня сведет с ним же, постараюсь надавать ему по костям сильнее, ведь титул отобрали не совсем честно, засудили. Есть и еще одна мечта – попасть на чемпионат мира. Годы летят, травмы сказываются, но я верю, что смогу покорить и эту вершину. А что потом? Подумываю и о тренерской работе, хотя в Испании бокс – не очень популярный вид спорта. Это страна футбола, все виды спорта здесь задушил именно футбол. Но и бокс приносит свои плоды, три-четыре чемпиона Европы – испанцы. Кстати, есть и еще одна мечта. Хочу, чтобы моя жена нашла нормальную работу. Она – умная, способная, а вот с трудоустройством постоянно не везет.

Поделиться
0Комментарии
Авторизоваться