«Улица имени героя». Подвиги как у Гастелло, и не только: какие улицы Лидчины названы в честь летчиков?

06 Декабря 2024 1368
Примечательно, что улицы, которые получили имена летчиков, находятся достаточно близко друг к другу. Таким образом, у Лиды получилось объединить солдат, защищавших Родину в небосводе.

Умелый организатор Сергей Герасимов

Сергей Дмитриевич Герасимов родился 7 октября 1915 года в деревне Чижово (Россия). Будущий летчик рос в рабочей семье, в 1929 г. окончил начальную школу, а чуть позже с семьей уехал во  Владимир. Окончил 3 курса Владимирского механического техникума.
 
В 1936 г. Сергей Герасимов был призван в Красную Армию и направлен в авиационное училище. За короткое время он зарекомендовал себя как хороший руководитель, а также умело передавал свои знания подчиненным. Вскоре был выдвинут на должность командира эскадрильи. 

Начало войны лейтенант Герасимов встретил далеко от западных границ. До февраля 1943 года служил в частях ВВС Дальневосточного фронта, был шеф-пилотом командующего фронтом. С февраля по май 1943 года прошел подготовку на Ил-2, а в октябре того же года окончил курсы штурманов полков (г. Соль-Илецк, Оренбургская область).

В составе 655-го штурмового авиационного полка (Южный фронт) капитан Герасимов участвовал в освобождении Донбасса. За 2 месяца он совершил 18 боевых вылетов, и 10 раз в качестве ведущего. Был награжден орденом Красного Знамени. В представлении отмечалось: «…уничтожил 8 танков, 2 автомобиля, 4 зенитные точки». В октябре 1943 года 655 полк преобразован в 136-й гвардейский штурмовой.

После освобождения Крыма полк был переброшен в Беларусь, Герасимов продолжал водить группы штурмовиков на боевые задания в небе Беларуси, Прибалтики. Он умело руководил своей эскадрильей, грамотно организовывал подготовку к боевому вылету, и поэтому в очередном представлении к награждению отмечалось: «…за время вождения групп ни одного случая потери самолетов». 20 апреля 1944 года гвардии капитан Герасимов награжден третьим орденом Красного Знамени.

10 августа 1944 года он и его стрелок-радист Зубков повторили подвиг Гастелло. В тот день командир эскадрильи повел группу Ил-2 в «свободный поиск» с задачей найти и уничтожить вражеские эшелоны с бензином, предназначенным для немецких танков. Два состава цистерн были обнаружены на литовской станции Альвитас. При заходе в атаку самолет Герасимова был подбит зенитной артиллерией. Объятый пламенем штурмовик не свернул с курса. Однополчане услышали в эфире последние слова своего командира: «Иду на таран!» Горящий самолет, подчиняясь воле пилота, врезался в гущу цистерн с бензином. От взрыва цистерн с горючим загорелись и другие эшелоны. На станции Альвитас сооружен памятник летчикам-героям, а одна из средних школ стала носить имя Герасимова. Звание Героя Советского Союза Герасимову присвоено посмертно.

Современная улица Герасимова пролегает вдоль частного сектора, соседствуя со старшей по званию улицей Генерала Леонида Беды. Сейчас на Герасимова проживают люди, переселившиеся сюда не так давно. 

Успешные боевые вылеты Дмитрия Жабинского

Дмитрий Иванович Жабинский родился 3 февраля 1920 г. в городе Чернигове. В ряды армии был призван в 1939 г. Современники характеризовали Дмитрия как человека исполнительного и трудолюбивого, а также как военного, обладающего организаторскими способностями. Примечательно, что Жабинский участвовал в Великой Отечественной войне с первого же дня.  

За время командования его эскадрилья совершила 212 успешных боевых вылетов, в результате чего было уничтожено и повреждено 18 танков, 8 самолетов, 27 артбатарей, 5 самоходных орудий, 80 автомашин. За выполнение 100 успешных боевых вылетов на самолете Ил-2  старшему лейтенанту гвардии  Дмитрию Жабинскому присвоено звание Героя Советского Союза.

9 октября 1943 года в составе 6 самолетов Ил-2 Жабинский штурмовал войска противника в районе Розенталь, где был ранен в грудь, шею и правую руку. Несмотря на плохую управляемость поврежденного самолета и сильное ранение, летчик привел самолет на аэродром. 

К сожалению, подробности того, как Жабинский участвовал в освобождении Лиды, не удалось найти. Однако, судя по количеству и качеству боевых вылетов военного, он весьма успешно выполнял задания во всех населенных пунктах. 

Во  время штурмовки вражеского аэродрома в Восточной Пруссии зенитным огнем противника был поврежден мотор самолета Жабинского, после чего самолет загорелся. Спасти самолет было невозможно, а прыгать с парашютом бесполезно, т.к. высота была небольшая. Поэтому старший лейтенант направил горящий штурмовик на немецкие самолеты. Таким образом, Жабинский погиб, повторив, как и Герасимов, подвиг Гастелло.

Незадолго до Дня Победы, 5 мая 1972 г., было решено переименовать лидскую улицу, назвав ее в честь героя: «В связи с 27 годовщиной со дня Победы над фашистской Германией и 30-летием со дня сформирования Гвардейской, Волгоградской, ордена Ленина, дважды Краснознаменной, орденов Суворова и Кутузова воинской части» исполком переименовал улицу Загороднюю в улицу Героя Советского Союза, командира эскадрильи 75 гв. Сталинградского штурмового авиационного полка Жабинского Дмитрия Ивановича.

Оказалось, что улица Жабинского достаточно оживленная. Только прибыв на Жабинского, я повстречала Геннадия Тимошина – человека, прожившего в доме на данной улице уже 69 лет. О Жабинском местный житель, конечно же, знает. 

– Это был летчик, – с уверенностью сказал Геннадий.  

Со слов Геннадия стало известно, что с левой стороны улицы расположились дома, где живут коренные жители улицы, а вот с правой – так называемые переселенцы. Здесь им было предоставлено жилье, когда на территории, где они ранее проживали, началось строительство промышленных и других объектов. Жителей переселили на Жабинского. 

Еще одну историю об улице рассказала лидчанка Регина, которая шла в гости к сыну. Дом, в котором проживает ее сын, раньше принадлежал монахине польского ордена. Как рассказали Регина и Геннадий, в то время жизнь в доме была интересной, здесь проходили встречи местных жителей, сюда же приезжали и другие католические монахини.  Все изменилось, когда та самая монахиня, которой принадлежал дом, попала в аварию и погибла. С тех пор дом был долгое время заброшен, успел обветшать и зарасти бурьяном. Но в 2009 году пришли новые хозяева, и дом получил шанс на вторую жизнь. 

Поразительная меткость Николая Малахова

Николай Михайлович Малахов родился осенью, 14 ноября 1921 г., в селе Шелоболиха Павловского района Алтайского края. Рос в простой семье, где отец был крестьянином, а мать – домохозяйкой. У Николая было две сестры – Мария и Прасковья. 

Деятельность летчика не сразу стала основным делом Николая. Поначалу целый год он работал монтером центральной телефонной станции в Барнауле, затем был студентом Барнаульской транспортно-технической школы. И только в 1940 г. Малахов стал курсантом Омской военно-авиационной школы пилотов. 

В 1943 г. 19 июля самолет Малахова в районе с. Степановка был сбит, в результате чего летчик попал в плен. Однако уже 3 августа храброму солдату удалось бежать. 

Сохранившиеся воспоминания Малахова о боях характеризуют его как человека, обладающего даром художественного слова. Наверное, частое пребывание в небе открыло в нем творческую натуру. Вот такие образы можно найти в его строках: «На горизонте бескрайней голубой чаши показались черные точки, за которыми расходятся приметные «усы». Один заход, другой… Отчаянно огрызаются корабли. Пространство вокруг них представляет собой некую взвесь горячего рваного металла». 

Родителям Николая Малахова пришлось крайне нелегко: и не только потому, что сын участвовал в боевых действиях и ежесекундно рисковал жизнью. Дело в том, что трижды на Малахова приходила похоронка. Но летчик-штурмовик выжил во всех тяжелейших испытаниях военного времени. 

Летное мастерство Малахова поражало: каждый снаряд, пущенный его «Ильюшиным», находил цель. Младших товарищей Николай Михайлович умело обучал искусству управлять летательным боевым аппаратом и поражать вражеские самолеты. 

Н. М. Малахов участвовал в битве за Севастополь, в штурме за Гродно. О битве за Севастополь он вспоминал так: «Группой из семи самолетов мы шли на Севастополь. Я находился справа от своего командира, дважды героя Советского Союза Ивана Воробьева. Маневрируя под огнем зениток, я проскочил над Севастополем и попал под сильный огонь. С подбитым мотором и четырнадцатью пробоинами приземлился на «живот» за 40 км от места боевых действий, почти зайдя за линию фронта». 

В архивах Лидского историко-художественного музея о командире эскадрильи 692 штурмового авиационного полка хранится множество характеристик: служебных, боевых и политических. Благодаря им в воображении рисуется портрет человека дисциплинированного, организованного, компетентного.

В 70-80-е гг. Малахов вел активную общественную деятельность: занимался воспитанием подрастающего поколения, был участником клуба революционной, боевой и трудовой славы при Лидском городском комитете КПБ. 

Умер герой-летчик 21 сентября 1993 г. Похоронен на Лидском городском кладбище.  

Улица Малахова – это улица противоположностей. Здесь дорогостоящие дома соседствуют с забытыми наследниками строениями, похожими на нежилые. Наверное, поэтому она кажется пустынной. Но и на ней посчастливилось встретить собеседника – Анатолия Викторовича. И это не простой прохожий. Оказалось, что повстречавшийся мне человек был знаком с Малаховым – они часто виделись в городе и вместе вспоминали военное время, ведь оба были в составе частей  1-й гвардейской дивизии.  А еще Анатолий Викторович являлся членом комиссии по организации похорон Николая Михайловича. На них, со слов боевого товарища, присутствовало много гражданских и военных. Символично, что поминки проходили в столовой возле Лидского замка – достопримечательности, которая ассоциируется со сражениями и боевыми действиями.  

Дерзкая тактика Бориса Окрестина

Борис Семенович Окрестин родился в феврале 1923 года в семье московского рабочего. Окончив 7 классов, поступил учиться в аэроклуб «Метростроя», затем работал авиатехником и летчиком-инструктором в аэроклубе. В 1942 году Окрестин был призван в ряды Красной Армии. Во время битвы за Сталинград летал на самолете По-2 в полку ночных бомбардировщиков, на котором совершил 300 боевых вылетов. Затем переучивался на самолет Ил-2.

На легендарном самолете Ил-2 он увлекал других летчиков за собой своей храбростью, атаковал танки с присущей ему дерзостью. Каждый боевой вылет командира 74-й гвардейского штурмового полка Окрестина насыщен примерами беззаветной храбрости и настойчивости в выполнении задания. Например, в архивных данных описан такой случай: «При высоте облачности 100-150 мт и видимости 2-3 км Окрестин в составе 6 Илов-2 атаковал артиллерию на огневых позициях, скопление танков и автомашин в районе Удачное. Тремя заходами в течение 10 минут, снижаясь до 10-15 мт бомбами, огнем из пушек и пулеметов он в упор расстрелял и уничтожил одну артбатарею и одну самоходную пушку». 

Похожие истории сложены почти обо всех боях Окрестина. Его подчиненный, Афанасий Золотарский, сохранил на бумаге воспоминания о совместных операциях. 

Одна из историй такова. Гвардейцам-штурмовикам предстояло принять участие в операции «Багратион». За три дня наступления войска 3-го Белорусского фронта взломали оборону противника и продвинулись на 30-50 км, а 26 июня подвижные части фронта вышли на Минское шоссе западнее Орши. Дивизия получила задание не дать уйти на запад железнодорожному эшелону противника, застопорить его движение на участке Орша – Борисов. На этом этапе и вступает в дело группа под руководством Окрестина, которая совершает разведку. Оценив ситуацию, группа Окрестина начала штурмовать головные эшелоны на станции Толчин. Борису Семеновичу лично удалось уничтожить паровоз противника. 

За операции по защите железнодорожных путей летчики Бориса Окрестина были награждены орденами и медалями, а начальник Белорусской железной дороги наградил солдат грамотами и форменными железнодорожными фуражками. 

Следующим этапом после освобождения Орши и Борисова стали бои за Минск. К 3 июля 1944 г. столица Беларуси была освобождена. А 6 июля в 20 километрах юго-восточнее Минска, направив горящий самолет на скопление войск противника, Борис Окрестин героически погиб. Его подчиненный, все тот же Афанасий Золотарский, писал, что эта трагедия навсегда осталась в памяти бойцов. Приказом 1 воздушной армии он посмертно награжден орденом Отечественной войны I степени.

Улица в честь Бориса Окрестина, некогда выложенная брусчаткой, небольшая. Однако встретить здесь жителя не составило труда. 


Леокадия Аркадьевна живет на улице Окрестина 45 лет. Правда, до того как улица получила имя героя, она называлась 2-й Московской, к этому названию и привыкла моя собеседница. Поэтому однажды произошел курьезный случай: когда у нее поинтересовались, где находится улица Окрестина, не сориентировалась и сказала, что попросту не знает. Но теперь имя летчика красуется на ее собственном жилье. Кстати, дом Леокадии интересен еще и тем, что к нему прикреплены сразу две таблички: Беды, 42 и Окрестина, 36. Так что, можно сказать, ее дом «под опекой» сразу двух героев.

Текст: РедакцияРедакция
Поделиться
0Комментарии
Авторизоваться