Диалог о патриотизме и духовности
10-е епархиальные образовательные чтения собрали в Лиде духовенство, военнослужащих, педагогов из нескольких регионов области. Тема юбилейных чтений – «80-летие Великой Победы: память и духовный опыт поколений».
Казалось бы, о Победе сказано так много!.. Но говорить об уроках войны, патриотизме и цене Великой Победы сегодня, пожалуй, еще более необходимо, чем вчера или позавчера. Не только в преддверии юбилейной даты – 80-летия Великой Победы, и не только потому, что с нами остается все меньше ветеранов войны. Говорить на эту тему важно для молодого поколения, нашего будущего. Действительно, о войне и о Победе много сказано… Но еще очень и очень много не сказано. А порой говорится, но неправильно. Актуальна проблема исторической правды. Требует острого внимания патриотическое воспитание. Причем, воспитание настоящих, а не мнимых патриотов. Наконец, мы должны просто знать – знать имена и подвиги своих героев. Понимать роль православного духовенства в той войне и той Великой Победе. Эти и многие другие проблемы были в центре внимания участников образовательных чтений.
– Вот уже десять лет на площадке епархиальных чтений мы обмениваемся мнениями по наиболее актуальным темам современности. А в этом году выбрана наиважнейшая тема для нас, белорусов, о которой важно и нужно говорить, – 80-летие Великой Победы. Отрадно, что для этого вместе собрались педагоги и представители силовых структур, священнослужители и представители районной власти, – отметил в интервью корреспонденту «Лідскай газеты» епископ Лидский и Сморгонский Порфирий. – Нам, действительно, очень важно не просто сохранить память, но и передать молодежи опыт того, какой ценой мы имеем мир – возможность созидать, творить, работать, приходить в храмы, радоваться нашей прекрасной Беларуси. Мирной, межконфессиональной атмосфере в нашей стране. В сердце звучат слова благодарности Богу, руководству нашей страны и церкви за этот мир. Уверен, что и нынешний опыт обсуждения важнейших аспектов в рамках епархиальных чтений принесет добрые плоды.
Председатель районного Совета депутатов Инесса Белуш приветствовала участников и поблагодарила организаторов за выбор столь актуальной и важной темы, которая является краеугольным камнем идеологии нашего государства. Подтверждает это и тот факт, что Днем Независимости нашей страны является День освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков.
В числе приглашенных гостей были начальник управления образования Лидского райисполкома Ольга Тарасюк и главный редактор журнала «Ступени», кандидат богословия, преподаватель Минской духовной семинарии протодиакон Павел Бубнов.
Протодиакон Павел в своем выступлении рассказал о православной церкви в годы Великой Отечественной войны и подвиге пастырей, которые стали ярким примером христианского самопожертвования. В условиях оккупации священник зачастую был единственным человеком, который мог защитить простого человека. Так кто он? Патриот. Можно привести не один пример настоящего героизма священнослужителей. Один из таких – наш земляк, протоиерей Николай Устинович, священник Гончарской церкви. Личности этого человека и его подвигу посвятила свою исследовательскую работу учащаяся лицея №1 Юлия Талайковская (преподаватель Иосиф Залесский).
Пленарное заседание чтений завершилось тематическим концертом, подготовленным учащимися и педагогами. А продолжением чтений стала работа в секциях. Так, в секции образования и катехизации, руководит которой протоиерей Ростислав Лемачко, обсуждались такие глубокие вопросы, как роль совести в жизни человека, соотношение свободы и ответственности. В секции социального служения, возглавляет которую протоиерей Владимир Яромич, была представлена тема профессионального выгорания, его причин и методов восстановления. В секции по молодежному и миссионерскому служению, руководит которой иерей Николай Охотницкий, продолжилось обсуждение темы личности педагога. Активно шла работа в секции по взаимодействию церкви и Вооруженных сил, руководит которой иерей Александр Шелест.
В завершение чтений участниками был принят итоговый документ, в котором говорилось о главных аспектах гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания молодежи.