Житель Лиды считает, что не своего сына воспитывал с самого его рождения

05 Февраля 2015 4331

Когда немолодой мужчина, обратившийся в редакцию, начал рассказывать свою историю, мы сначала подумали: «Бразильский сериал какой-то. Такого в Лиде быть не может. Насмотрелся человек сюжетов программы «Пусть говорят», вот и переложил на себя один из них, поселил в своем сердце червя сомнения». Но чем больше говорил собеседник, тем больше и нас одолевали сомнения: «А может, и правда?»

Дальше в материале мы расскажем, о чем велось повествование, только, по этическим соображениям, без фамилий, дат, чисел и т. д., словом, без всего того, что указывало бы на конкретных людей. Ведь вопрос-то щепетильный. А газета не вправе вмешиваться в личную жизнь. Если попытаться распутать узел ситуации, могут измениться судьбы, нарушится привычный уклад жизни семей. Эту мысль поддержал и сам мужчина, который обратился в редакцию. Но вместе с тем настаивал на своем: «Пусть газета все же даст ответ на вопрос, что мне предпринять, постарается внести хоть какую-то ясность». Последнее мы и попытались сделать.

(Справка. В дальнейшем в статье мы будем называть человека, обратившегося в редакцию, просто: мужчина).

Откуда сомненья?

Итак, вот о чем рассказывал мужчина. Мол, он давно сомневается, своего ли ребенка воспитал. Возможно, в Лидском родильном доме более тридцати лет назад (а это было еще советское время) перепутали его сына с другим младенцем.

Во-первых, сын, как утверждает мужчина, вообще не похож не только на него, на мать, но и на другого, старшего, сына и на кого-нибудь из родственников.

«Во-вторых, задавшись целью, – говорит лидчанин, – я выяснил, что вместе с моей женой рожала женщина, фамилия которой начинается на такие же две буквы и заканчивается на такие же суффикс и окончание, как и наша фамилия. А вдруг кто-то по невнимательности взял да и перепутал бирки у младенцев? Вспоминаю и такой факт. Через некоторое время, когда жену увезли в больницу рожать, ко мне пришли соседи, знакомые. Мол, накрывай, счастливый отец, на стол, мы звонили в больницу, там сказали, что твоя жена сына родила. Я, конечно, подсуетился, а потом думаю: схожу к телефонному автомату, сам позвоню в роддом, узнаю, как состояние жены и ребенка. А мне отвечают на том конце провода: «Пока не время праздновать, папаша. Ваша жена еще рожает». Значит, уже изначально имела место какая-то путаница?»

«Затем сомнение посеяла и сама жена, – продолжает рассказ мужчина. – Говорила, мол, принесли ей в роддоме ребенка, распеленали, а она чувствует, будто это не наш мальчик. Ну совсем не похож на сына-первенца. Честно сказать, поначалу я на россказни жены не особо обращал внимание. Шутил: «Может, не мой, но твой-то точно, раз нагуляла». Хотя я знаю и даже уверен, что забеременела жена от меня».

«Все рассказанное выше – это изначальные единичные сомнения, и они быстро гасли, – говорит дальше мужчина. – Сыновей, старшего, в отцовстве которого не сомневались, и того, что не похож на нашу родню, мы с женой растили, как растят детей в обычной семье. Но тут пришло время идти второму сыну в армию. Когда проходил медкомиссию, ему сделали анализ на установление группы крови, и тут выяснилось, что она не совпадает ни с моей группой крови, ни с группой крови матери».

«И еще. Неласковым сын вырос, да и его сын, мой внук, ко мне держится бочком. Может, потому, что не чувствуют родства крови?» – вздыхает собеседник.

По словам мужчины, он проводил собственное расследование: обращался в некоторые организации (правда, по его словам, толка особо не добился), узнал также, где живет предполагаемый сын…

«А с какой целью вы хотите удостовериться, своего ли сына воспитали?» – поинтересовались мы у обратившегося в редакцию мужчины.

«Хочу узнать, на самом ли деле своего сына воспитал. И это не значит, что я от него откажусь или буду наследства лишать. Меня, перво-наперво, пока родство как факт волнует. Думаю, жена, которая уже умерла, меня бы не осудила», – пояснил он.

Брат – и точка

Что могла сразу ответить редакция мужчине? Какие советы дать? Попробуй разберись, где тут правда в его рассказе, а где обычные случайности, совпадения!

Мы решили связаться с различными организациями и инстанциями. Но до этого позвонили старшему сыну мужчины. Действительно ли в семье поднимается тема родства? Есть ли у него сомнения, что младший брат – кровный сын его родителям, а ему кровный брат?

«Действительно, эта тема муссируется в семье давно, а не возникла у отца лишь под впечатлением историй телевизионной программы «Пусть говорят». О том, что отец рассказал вам, известно и мне, – ответил собеседник. – Конечно, мне интересно было бы узнать, подтвердятся ли сомнения. Но узнать – и только. При любом раскладе от брата, с которым вырос, я никогда не откажусь. Он всегда мне как был, так и останется братом».

Что скажут профессионалы?

Первой из организаций, в которую обратилась редакция, стала станция переливания крови. Заведующая станцией переливания крови Татьяна Жданук на вопрос: «Доказывает ли несовпадение группы крови ребенка с группой крови родителей – матери или отца – отсутствие родства с ним?» – рассказала следующее:

«Вопрос наследования группы крови не такой простой, как может показаться. Требуется определение ее не только у ребенка и у его родителей, но и у бабушек, дедушек. (Кстати, сделать это можно на станции переливания крови (ул. Кирова,19) ежедневно, кроме субботы, воскресенья, на платной основе.)

Нужно знать, что в настоящее время известно более 300 антигенов группы крови, объединенных в 30 систем в соответствии с закономерностями их наследования. Наиболее значимая – система АВО и резус.

Различают три вида генов, отвечающих за группу крови АВО, – А, В, О. Каждый человек имеет два гена группы крови: один получен от матери, а другой – от отца. Это генотип.

В зависимости от генотипа (учета признаков, полученных от обоих родителей), могут проявляться не оба антигена, а только самый сильный, который будет характеризовать группу крови человека.

Есть четыре основные правила наследования группы крови: у ребенка не появляются групповые признаки А и В антигена, если они отсутствуют у родителей; факторы А и В, имеющиеся у родителей, могут отсутствовать у ребенка; если один из родителей или оба относятся к группе крови О (1), то ребенок не может принадлежать к группе АВ (4); если один из родителей относится к группе АВ (4), то ребенок не может принадлежать к группе О (1).

И главное, что пояснила Татьяна Люциановна: ребенок необязательно должен иметь группу крови отца или матери. Например, если у матери группа крови О (1) и у отца О (1), то ребенок родится с группой крови О (1) в 100% случаев. А если у матери группа крови А (2) или В (3) и у отца группа крови А (2) или В (3), то у ребенка может быть любая из 4-х групп крови.

В управлении Государственного комитета судебных экспертиз по Гродненской области, управлении лабораторных исследований вещественных доказательств биологического характера журналисту объяснили, что только по группе крови нельзя судить о наличии отцовства или его отсутствии. Необходимо провести генетическую экспертизу установления родства. Отец, мать и ребенок должны сдать для анализа кровь и слюну. Услуга платная. Стоимость экспертизы на данный момент – 2 миллиона 300 тысяч рублей. Если, как в данном случае, для экспертизы может быть предоставлен биологический материал ребенка и только одного из родителей, то для ее проведения необходимо обратиться в Главное управление специальных экспертиз государственного комитета судебных экспертиз Республики Беларусь (Минск, ул. Володарского, 2а).

«После получения соответствующего результата генетической экспертизы человек вправе поступать по своему усмотрению в соответствии с действующим законодательством», – услышал журналист ответ помощника председателя суда Лидского района Натальи Радевич на вопрос «Вправе ли мужчина обратиться в суд, если экспертиза покажет отсутствие родства с сыном?»

Заместитель прокурора Лидского района Андрей Сакомский объяснил следующее. Если даже допустить тот факт, что в роддоме перепутали сына мужчины с другим ребенком, деяния не подпадают под статью 162 Уголовного кодекса РБ «Ненадлежащее исполнение профессиональных обязанностей медицинским работником». Ведь, согласно ей, наказывается штрафом, или лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, или исправительными работами на срок до двух лет, или ограничением свободы на тот же срок медицинский работник за ненадлежащее исполнение профессиональных обязанностей, повлекшее причинение пациенту по неосторожности какого-либо тяжкого или менее тяжкого телесного повреждения. Поэтому подобный рассказанному случай – случай служебной проверки. А принятие решения – по ее результату.

Заместитель главного врача по акушерско-генетической помощи Лидской ЦРБ Татьяна Дронова внимательно выслушала историю, которую рассказывал мужчина. Она не бросилась обвинять мужчину в лжефактах, навеянных сюжетами программы «Пусть говорят», а лишь заметила, что доказать правоту, на чьей стороне она ни была бы – сотрудников роддома или мужчины, – сейчас трудно. Более тридцати лет прошло с того времени. Давно сменились работники, а журнал регистрации новорожденных хранится только 25 лет.

* * *

Вот такую информацию получил журналист. Исходя из нее, как ему поступать, мужчина должен решить сам.

И все же мы не можем не привести еще одно мнение профессионала, которое обязан услышать отец взрослого сына, которого воспитал.

«В народе говорят: «Слишком много воды утекло». И это верно. Зачем ворошить прошлое, копаться в грязном белье, если таковое есть? Зачем тянуть на себе груз прошлых обид, которые не дадут вам твердо стоять на земле и смотреть в будущее? – считает психолог Галина Кондратьева. – Обиды будут тормозить вас, съедать изнутри и не дадут возможности наладить отношения, не дадут любить всем сердцем вашего внука, сына и дарить им тепло, заботу и свой жизненный опыт. Даже если и произошла ошибка – замена детей – это было давно. У вас есть внук, и вам есть о ком и о чем думать, надо налаживать отношения с сыном (даже если он по крови не ваш).

Помните пословицу: «Не та мать, которая родила, а та, которая воспитала»? То же самое можно сказать и об отце. Самое главное – как вы воспитывали ребенка в детстве, как он чувствовал ваше тепло, вашу поддержку. Вы дали ему путевку в жизнь. Зачем же и ради чего все ворошить? Не факт, что при выяснении всех обстоятельств вы не нанесете моральный урон молодому человеку, которого считаете своим родным сыном, его семье. Захочет ли человек, которого считаете родным по крови, нарушить свой уклад жизни и повернуться к вам?

Может, вам не стоит искать призрачные подтверждения родства с другим ребенком, а пересмотреть отношение к сыну, которого воспитали? Откуда истоки прохладных отношений между вами? Может, вы обижали сына тем, что говорили: не наш, не похож, не такой, – тем самым отгораживая его от себя, сея в нем обиду, злость?

Когда вы наладите отношения с сыном, к вам потянется и внук. Вы близкие, родные люди, даже если допустить, что сын вам, как вы думаете, не родной по крови.

Поверьте, родство по крови – это еще не все. Иногда бывает так, что действительно родные по крови люди ненавидят друг друга, а чужие, наоборот, становятся самыми близкими, настоящими родственниками по крови».

Поделиться
0Комментарии
Авторизоваться