Корреспондент «Лідскай газеты» попытался выявить наиболее «грабежеопасные» места Лиды
Город наш нельзя назвать криминогенным и особо опасным для прогулок. Практически во всех районах хорошее освещение, тротуары, патрульные милиционеры. Но неприятности все-таки случаются. Бывает, идет человек по улице с работы или из магазина, задумается о чем-то – и даже не успеет сообразить, как сумки или кошелька лишится. Либо кто-то доверчивый посочувствует первому встречному, которому срочно потребовалось позвонить, и даст свой мобильный телефон – а того и след простыл.
В таких случаях наш человек из статуса простого прохожего переходит в протокольные потерпевшие. На языке уголовного закона то, что с ним, несчастным, случилось, называется грабежом, а на криминальном жаргоне все это безобразие зовется гоп-стопом. Несколько подобных случаев подряд произошло в нашем городе буквально за последнее время, а в течение прошлого года то и дело в милицейских сводках присутствовала графа «грабеж».
Корреспондент «Лідскай газеты» задумал и осуществил идею – выявить наиболее «грабежеопасные» места и наиболее подверженную нападению грабителей категорию людей с целью предупредить наших читателей, где и кому надо проявлять осторожность и как избежать неприятностей.
Образ жертвы
Кто в основном становится потерпевшим? Смотрим в последние милицейские сводки. Женщина 1952 года рождения. Грабитель вырвал из рук дамскую сумочку. Молодой человек 1989 года рождения: у него отобрали мобильный телефон. Нетрезвый мужчина лишился телефона после совместного распития спиртного с малознакомым человеком.
Продавцов различных магазинов в последнее время тоже можно смело относить в разряд потерпевших: прямо с прилавков некоторая категория наших граждан открыто ворует спиртное. И если в первых случаях ограбления происходят в вечернее время в безлюдных местах, то в последних грабеж может произойти средь бела дня и даже утром в совершенно разных городских магазинах.
До фатальных случаев, слава Богу, доходит редко. Но смерти таки были, за два предыдущих года жертвами грабителей стали три продавщицы: две из магазина по улице Окрестина, одна – из Сельца.
Портрет грабителя
Портрет уличного «гопника» предельно прост: как правило, это достаточно молодой (примерно 1978-1994 гг. р.), нигде не работающий человек, часто злоупотребляющий алкоголем и ранее судимый. Опять же вернемся к милицейским сводкам, регулярно приходящим в редакцию.
Магазинные грабители... Бутылка вина из магазина «Диана» по улице Качана стала добычей 36-летнего мужчины, вторую такую же емкость в магазине по улице Кооперативной добыл молодой человек, которому чуть за двадцать.
Откуда они берутся – грабители? Как одна из причин – воспитание улицей, криминальными боевиками, Интернетом. Как результат – пьянство, наркомания и другие зависимости, на которые требуются деньги, желательно «легкие». Так как к «тяжелым» многие подростки не приучены.
Места надо знать
Странно, но обычно если происходят грабежи на улицах, то их бывает несколько в одном районе, даже если кто-то уже пойман. Например, за последнее время похищения произошли вблизи улиц Черняховского, Мицкевича и Лидского озера. Хотя первый грабитель уже был задержан. Дурной пример заразителен?
Как не привлечь грабителя?
Последствия разбойных нападений большей частью совершенно несоизмеримы с размером преступной добычи. Например, что можно извлечь из сумочки пенсионерки? Нехитрые продукты питания, кроме которых там обычно ничего и нет. Отобранные мобильные телефоны, как правило, также бывают «не первой свежести». В похищенных кошельках редко оказываются крупные суммы. А вот в случае поимки грабителю грозит реальный срок. Но надо помнить, что через некоторое время они снова ходят по одним с нами улицам. Поэтому вопрос, как не стать жертвой, всегда актуален.
Работники милиции советуют: модницам – не одеваться вызывающе и не носить на себе много драгоценностей; пенсионеркам – стараться закупать необходимые продукты в светлое время суток; женщинам-работницам – возвращаясь домой, не сокращать путь через малолюдные места; мужчинам – не находиться на улицах в нетрезвом состоянии.
Вывод один: чем меньше потенциальных жертв, тем меньше преступлений.