Три эпохи комсомола
18 Мая 2024
396
Это значит, что уже 80 лет мы живем в мирной стране. Рожаем и растим детей. Развиваем промышленность и сельское хозяйство, здравоохранение и образование, спорт и культуру. В прямом смысле слова стремимся к звездам и достигаем их, что совсем недавно всему миру доказала Марина Василевская, ставшая первым белорусским космонавтом в новейшей истории нашей страны.
Хотела написать еще и о том, что уже 80 лет не ступала вражеская нога на белорусскую землю, но осеклась. Исправила предложение на «вооруженного врага» и задумалась опять. Ведь сегодня понятие «оружие» гораздо шире, чем автомат, граната или даже ракета. События последних десятилетий ярко показывают нам, насколько мощным оружием бывает слово. И да, к сожалению, в гостеприимную Беларусь приезжают люди не только с добрыми помыслами (а для работы, словом, сегодня даже не обязательно пересекать границу страны). Объектами деятельности этих «гостей» чаще всего становятся молодые люди, чье морально-психологическое состояние еще довольно пластичное. И даже если они обладают некими теоретическими знаниями об истории (в целом), то недостаток жизненного опыта не позволяет теоретическую основу «одеть» в собственную эмоциональную окраску. Но, умело манипулируя, данную эмоцию легко можно заложить в их неокрепшее сознание. И вот тут важно, кто и с какой целью это сделает первым. С какими моральными устоями в результате молодой человек вступит во взрослую жизнь, придет в социум, чему будет учить своих детей…
Эпоха первая.
Война. Давайте вернемся в прошлое, в годы Великой Отечественной войны. Возьмем пример комсомольцев-подпольщиков, которые сражались против оккупационного режима в Лиде.
Исторические факты свидетельствуют, что Лиду начали бомбить буквально в первые часы войны. А утром 27 июня 1941 года в город вошли немецкие войска и установили оккупационный режим, так называемый «новый порядок».
Следует отметить, что уже в то время, как и сейчас, Лида была важным железнодорожным узлом, через который ежедневно проходили десятки составов с различными грузами военного назначения и живой силой. Естественно, этот участок дороги стал служить врагу. Участок дороги – да (он бездушен), а вот люди…
Уже осенью 1941-го начали объединяться местные патриоты. Центром подполья стала партийно-комсомольская группа на железнодорожном узле, которую организовали коммунист Михаил Игнатов и комсомолец Александр Климко. Со временем подпольная организация разрослась до 35 человек. К концу 1943 года в городе работали четыре самостоятельные подпольные группы: на железнодорожном узле, в авиамоторных мастерских, в немецком госпитале и даже в самом гебитскомиссариате. Подпольщики совершали диверсии на предприятиях, железной дороге, электростанции, собирали и прятали оружие, боеприпасы, оказывали помощь военнопленным, распространяли среди населения листовки, сводки Совинформбюро, экземпляры газеты «Уперад», поддерживали связь с партизанскими отрядами «Искра», «Балтиец», имени Ворошилова, которые действовали на территории Лидского района.
Лидские подпольщики осуществляли в городе и вооруженные диверсии против глав оккупационной власти. В результате их деятельности немцы в прямом смысле слова жили как на пороховой бочке.
Михаил Игнатов, работая машинистом паровоза, брал с собой в рейс мины замедленного действия, которые в пути следования подкладывал под другие паровозы, выводя их из строя. В 1942 году подпольщики сожгли построенное гитлеровцами вагонное депо и завод по изготовлению конструкций для бункеров и блиндажей, подорвали поворотный круг в депо. В феврале 1943-го Александр Климко и Леонид Холевинский взорвали бензосклад. Летом того же года магнитной миной, подложенной Климко, был подорван восстановленный поезд. В феврале 1944 года «неуловимые мстители» подорвали министерский салон-вагон Восточной железной дороги, уничтожили бронированный вагон на станции Лида, а также дом на улице 17 Сентября, в котором располагалась железнодорожная охрана.
К сожалению, весной 1944 года удача покинула отважных ребят. 4 мая фашисты арестовали связную партизанского отряда «Балтиец», которая, не выдержав пыток, раскрыла явочные квартиры подпольщиков…
Михаила Игнатова гестаповцы арестовали и жестоко пытали, требуя раскрыть имена всех подпольщиков и связных, однако ничего от него не добились. 23 июня 1944 года после истязаний (у него были раздроблены суставы рук, выбиты зубы, искалечены лицо и тело) его расстреляли во дворе тюрьмы. Ему было всего 33 года…
А за пять дней до освобождения Лиды, 3 июля 1944 года, в двух километрах севернее города на опушке леса (нынче — микрорайон Рыбиновского) фашисты устроили массовый расстрел комсомольцев-подпольщиков — более сорока человек. Среди них погибли Александр Климко, Анатолий Качан, Матрена Наказных, Зоя и Леня Кудачевы. В 1966 году на месте их расстрела установлен памятник.
8 июля 1944 года город Лида был освобожден…
Имена организаторов и руководителей одной из самых многочисленных подпольных групп, созданной на железнодорожной станции, коммуниста Михаила Игнатова и комсомольца Александра Климко, а также еще одиннадцати подпольщиков и партизан увековечены в названиях улиц Лиды. Более десятка улиц названы в честь участников боев за освобождение райцентра и героев Великой Отечественной.
Эпоха вторая. Восстановление.
Отгремела война, оставив руины на месте городов и сел. Началась эпоха восстановления. Шло восстановление как физическое, так и моральное. И если в первом случае строились жилые дома, заводы, фабрики, животноводческие комплексы, больницы, школы, дома культуры и стадионы, то во втором случае процесс восстановления проходил у людей гораздо сложнее. В их душах жила боль от многочисленных утрат близких, а в памяти прочно застряли голод и картины унижений, которые чинили фашисты с нашими, советскими людьми.
Конечно, была радость от наступившего мира, радость Великой Победы, и пожалуй, именно благодаря масштабным стройкам, которые уверенными темпами шли по всей стране, удалось немного притупить душевную боль.
Вместе с жилыми домами и производственными корпусами люди строили новую, мирную жизнь.
Вспоминает Любовь Мусик, которая в 1977-1984 годах работала секретарем Лидского райкома комсомола: «Конечно, к тому времени было уже много восстановлено, но нам хотелось, чтобы наша страна продолжала развиваться. Поэтому комсомольцы с воодушевлением работали в стройотрядах (в том числе на строительстве Байкало-Амурской магистрали), где, к слову, не только могли хорошо заработать, но и находили свою любовь, создавали семьи. Школьники объединялись в производственные бригады и оказывали значительную помощь полеводам. Мало было людей, в том числе и молодых, которые игнорировали общественное дело. Большинство активно брали на себя общественную нагрузку…».
Эпоха третья. Современность.
Чем живет молодежь сегодня? Чем будет жить завтра? Этими и другими вопросами сегодня занимается самая крупная общественная молодежная организация – «Белорусский республиканский союз молодежи», которая является приемницей комсомола. К слову сказать, лучшие традиции советского комсомола прочно обосновались в этой организации и стали центром притяжения молодежи. В первую очередь речь идет о сохраненном студотрядовском движении. В современных реалиях это не только возможность узнать цену заработанного своим трудом рубля, но и под иным ракурсом посмотреть на труд других людей. Например, поработав в ЖКХ, вряд ли поднимется рука выбросить мусор мимо урны, либо потоптаться по клумбе с цветами. А поработав смотрителем в замке, можно еще и расширить свой кругозор…
Кроме того, благодаря данной организации сегодня есть возможность заявить о своих достижениях, интеллектуальных и творческих способностях не только всей Беларуси, но и всему миру. Для этого ежегодно организуется конкурс «100 идей для Беларуси».
Ну, и, безусловно, участие в патриотических акциях, творческих конкурсах, интеллектуальных играх позволяет быть в курсе происходящих политических и общественных процессов, грамотно их оценивать.
***
Недавно в сети интернет посмотрела ролик латыша, который в марте этого года впервые побывал в Беларуси. К слову сказать, это человек достаточно зрелого возраста, способный формировать и высказывать свое мнение. Так вот, помимо возмущения беспринципной ложью европейской пропаганды в отношении Беларуси, восклицанием «Я хочу жить в такой «диктатуре»!» и восторженных комментариев по поводу чистоты, широких проспектов и улиц Минска, спокойно гуляющих людей (в том числе мамочек с детьми, потрясающе красивых девушек), многочисленных дорогих автомобилей на дорогах, он уделил внимание наличию большого количества высших учебных заведений – «это значит, что в Беларуси образованный народ, здесь есть с кем и о чем поговорить!». А еще, гуляя по ночному Минску, и опять-таки восхищаясь порядком и спокойствием, он сказал одну фразу, которая, признаюсь, царапнула меня, но помня события 2020 года, пришлось признать, что он прав: «Такое ощущение, что некоторые белорусы привыкли ко всему этому (чистоте, порядку, миру, социальным гарантиям) и перестали ценить это. Они думают, что так было всегда и так будет…» От себя хочется сказать: конечно будет! Если будем помнить уроки истории... В статье использованы материалы, предоставленные сотрудниками Лидского историко-художественного музея.
0Комментарии
Авторизоваться
Для отправки отзыва нужно авторизироваться.