В Лидском колледже состоялся расширенный совет с предприятиями-заказчиками кадров
Даже в век нейросетей, роботов и облачных технологий кадры решают все! Профессиональные компетенции каждого отдельного сотрудника выходят на первый план. Правда, нередко можно услышать и такое: современное образование оторвано от экономики, вчерашних выпускников приходится заново переучивать у станков и конвейеров. С другой стороны, учреждения образования не всегда получают конкретный запрос, какие специалисты нужны на том или ином производстве. Круг замыкается?.. Нет, из него все-таки есть выход. Целевая подготовка, практикоориентированность, интеграция предприятий в учебный процесс, иными словами – тесное взаимодействие учреждения образования и предприятия-заказчика. Этой теме как раз и был посвящен расширенный совет Лидского колледжа ГрГУ им. Я. Купалы.
К участию в нем пригласили руководителей и специалистов предприятий, учреждений и организаций, на которые распределяются выпускники колледжа. В числе почетных гостей были председатель районного Совета депутатов Инесса Белуш, начальник управления образования райисполкома Ольга Тарасюк и первый проректор Гродненского государственного университета Александр Каревский.
– Конструктивный обмен мнениями позволит нам сформировать эффективные подходы для взаимодействия «колледж-заказчик кадров», – сказал, открывая встречу, директор учреждения Андрей Семашко. – Лидский колледж является многопрофильным учреждением и представляет собой площадку для подготовки специалистов широкого спектра. При этом, нам очень важно дать достойный багаж знаний учащимся для того, чтобы они стали хорошими специалистами.
– «Сильные регионы – сильная страна» – эти слова стали лейтмотивом последних лет. А Лидчина как часть Гродненщины и есть сильный регион, – отметил первый проректор ГрГУ им. Я. Купалы Александр Каревский. – К слову, из всего нового набора студентов-первокурсников в нашем университете 150 человек (это много!) – представители Лидчины. Для нас важно сделать регионы еще более сильными. Сегодня мы здесь, чтобы обсудить траекторию целевой подготовки от заказчика кадров к учреждению. Это непростой путь, особенно, в реальном секторе экономики. Сложно предугадать, как будет востребован специалист через 4 года обучения. Тем не менее, это тот путь, который позволит совместно, грамотно подготовить мотивированного специалиста для работы в конкретно взятом производстве. И мы вместе должны пройти этот путь.
Приемная кампания-2023 в Лидском колледже имела свои особенности. План приема на бюджетную фору (а это 325 человек) выполнен полностью. План на платной основе – на 92 процента. На все специальности был конкурс. Наибольший – по специальности «техническая эксплуатация автомобилей», высокий конкурс также сложился по специальностям «дошкольное образование», «строительство зданий и сооружений». Наиболее высокий проходной бал – по специальности «планово-экономическая и аналитическая деятельность». По сравнению с прошлым годом также высокий бал сложился по специальности «электронные вычислительные средства».
Целевой прием велся по трем специальностям: «дошкольное образование» (14 человек), «начальное образование» (7) и впервые – «техническая эксплуатация автомобилей» (1). Заявлений по целевым договорам было подано гораздо больше и конкурс сложился выше, чем на общих основаниях. К примеру, на специальность «начальное образование» – два человека на место.
– Интерес к целевой подготовке в этом году вырос и у абитуриентов, и у заказчиков кадров, – отметила начальник центра карьеры ГрГУ им. Я. Купалы Ирина Корлюкова. – Предприятия могут заключать договоры с несколькими абитуриентами на одно заявленное место. За счет этого среди целевиков появится конкурс, с помощью которого в колледж (или вуз) на целевые места будут приняты лучшие абитуриенты.
Чем же хороша целевая траектория? Предприятия и организации могут подготовить совместно с колледжем специалиста под свои нужды и с учетом специфики своей работы. Предположим, учащийся получает образование в сфере технического обслуживания автомобилей. Одновременно он внедряется в рабочий процесс организации, с которой заключен договор. Проходит практику, пишет курсовые и диплом по теме, интересующей заказчика. В итоге, после распределения на предприятие приходит специалист с компетенциями данного производства.
В ходе заседания расширенного совета колледжа прозвучали и мнения самих предприятий-заказчиков кадров: как они оценивают качество подготовки выпускников колледжа и что хотели бы изменить?
Вера Стефанович, заведующая детским садом №40 г. Лиды:
– 69 процентов сотрудников нашего учреждения – выпускники Лидского колледжа. Я также в свое время заканчивала это учреждение. Каждый год к нам приходят молодые специалисты и мы с удовольствием их принимаем. Что могу о них сказать?.. Молодые, креативные, активные, члены БРСМ. Повышают свой образовательный уровень, поступают в вузы, причем, продолжают учебу по своей специальности «дошкольное образование». Ну а для нас первостепенная задача – их поддержать, помочь стать хорошими педагогами. Я вижу, что они неравнодушны к профессии, которую выбрали.
Светлана Ивуть, главный бухгалтер ОАО «Лидский молочно-консервный комбинат»:
– В 2021 году к нашему предприятию присоединились два хозяйства и в них нужны экономисты и бухгалтеры. Я благодарна за приглашение на эту встречу. Впредь, думаю, мы будет сотрудничать с Лидским колледжем.
Евгений Гарашко, начальник транспортного цеха ОАО «Лакокраска»:
– При приеме на работу молодых специалистов обращаем внимание на компьютерную грамотность (поскольку приходится работать с оформлением электронных путевых листов, в автомобилях установлена навигация) и умение работать в команде. В идеале хотелось бы получить специалиста со знанием китайского языка: к нам поступает новая техника, а инструкции – на китайском. А поскольку у нас есть участок железнодорожного полотна, то востребованы и специалисты данного профиля. В целом же, хочу сказать, что Лидский колледж – это бренд качества.
Владимир Андрукевич, заместитель начальника отдела-начальник отдела средств и систем охраны Лидского отдела Департамента охраны МВД:
– В прошлом году к нам пришли 12 выпускников колледжа. Это ребята разных отделений. Можно отметить достойный уровень подготовки. В соответствии со спецификой нашей организации, хотелось бы акцентировать внимание учащихся на изучение оборудования охранной, пожарной сигнализации и систем видеонаблюдения.
Ольга Тарасюк, начальник управления образования:
– С гордостью говорю: я закончила Лидское педагогическое училище (ныне – гуманитарное отделение Лидского колледжа). Также я закончила ГрГУ им. Я. Купалы, магистратуру ГрГУ им. Я. Купалы. И еще такой факт: из 11 работников аппарата управления образования семь закончили Лидское педагогическое училище. Могу с уверенностью сказать: практические навыки, которые дает среднее специальное учебное заведение, не уступают, а порой и выше тех, которые дает вуз. Мы очень высоко ценим коллег, которые приходят после окончания Лидского колледжа. Призываю: уважаемые заказчики, позиционируйте и напрямую работайте с этим учреждением!
«На Лидчине проводится большая профориентационная работа, – отметила Ольга Зигмундовна. – Еще на VI Всебелорусском собрании председатель райисполкома Сергей Ложечник говорил о том, что сегодня стало лейтмотивом: «Сильные регионы – сильная страна». Сергей Васильевич инициировал проект «Экономика. Личность. Будущее», нацеленный на то, чтобы показать молодым людям, какая богатая, развитая у нас промышленность. Наша главная задача – чтобы молодые люди возвращались на родину, трудились на наших предприятиях, делали наш регион сильным. Заказчик кадров также должен прийти в учреждения образования. И не только на 3 ступени (в 10-11 классы), но уже на 2 ступени. Приведу такую цифру: 56 процентов наших детей уходят из школы после 9 класса для получения среднего специального образования. А на предприятиях нужны рабочие специальности. Поэтому надо начинать работать с потенциальными кадрами со школы».
Лидский колледж представил интерактивные площадки своих отделений и дал слово преподавателям и учащимся. А поскольку событие проходило в канун Дня учителя, оно по праву приобрело торжественную ноту. В адрес преподавателей прозвучали слова признательности за труд, им были вручены награды районного Совета депутатов, ГрГУ им. Я. Купалы, Лидского колледжа, управления образования райисполкома. Благодарности вручены также представителям предприятий за активную совместную работу по воспитанию кадров.