Для Лидского района проблема пустующих домов в сельской местности не теряет актуальности
Недавно в редакцию «Лідскай газеты» позвонил мужчина. С возмущением в голосе он пояснил, что дом на хуторе, когда-то принадлежавший его отцу, несколько лет назад семья отдала на баланс сельского Совета. И вот спустя время, когда он навестил на местном кладбище могилы родственников, перед его глазами предстала удручающая картина: строение разобрали, и на его месте остался мусор. «Кощунство! Почему не убрали как следует?! – возмущался мужчина. – Сносить – так подчистую! Или продать кому-нибудь!» Понять бывшего наследника, переживавшего за «разрушенное» родовое гнездо, с одной стороны, можно. Но с другой, очень хотелось спросить, что все-таки мешало людям оставить участок с домом себе или другим родственникам, использовать его под дачу, ухаживать за ним должным образом. В конце концов, самим решить судьбу ненужного строения.
Второй дом для хищных птиц
К сожалению, проблема пустующих домов сегодня актуальна как никогда. В небольших деревеньках ветхие строения без окон и дверей не часто, но все-таки встречаются. Неприглядную картину усугубляют непроходимые заросли бурьяна и кустарника, давно ставшие вторым домом для хищных птиц и других представителей местной фауны. Возьмем для примера деревню Хлусы-Субочи Ходоровского сельсовета (объединены названия двух разных деревень, находящихся неподалеку друг от друга). Дома, что когда-то строились с любовью и теплом, хозяйственные постройки с кучками оставшегося сена и соломы наследниками сегодня заброшены. В черных дырах оконных и дверных проемов завывает ветер, а отсутствующие стены и разобранные практически до основания печи наталкивают на мысль, что все, что могло еще пригодиться в хозяйстве, давно растащили предприимчивые люди из окрестных деревень. К сожалению, в Хлусах давно не осталось ни единой живой души (лишь на отшибе в Субочах проживает пожилая супружеская пара), поэтому постройки, служившие кровом для когда-то счастливых семей, медленно уходят в небытие под натиском природных стихий. Еще несколько лет – и уже мало что будет напоминать о прежнем существовании деревни.
А вот на берегах Немана...
…жизнь течет своим чередом. В деревнях Бурносы, Докудово, Огородники, Ганцевичи, Селец, Понемонцы, Мотевичи, Шавдини, Збляны, агрогородках Белица и Песковцы, раскинувшихся на берегах третьей по величине реки Беларуси, дома не пустуют. А значит, участь Хлусов-Субочей их не постигнет. Оценили эти места по достоинству любители рыбалки и тихой охоты. Спрос даже на ветхие избушки здесь никогда не падает. Причем не пугает людей и приличная, исчисляющаяся десятками, а то и сотнями километров их отдаленность от крупных населенных пунктов. К примеру, чтобы добраться от Лиды до Песковцев, придется преодолеть путь в сорок три километра, а из Минска (жители столицы также не упускают случая приобрести дом в нашем районе) – в двести девять километров.
По словам председателя Песковского сельского Совета Валентины Карась, удачно расположенные деревни всегда будут населены людьми, чего не скажешь, например, об отдаленных.
– На территории Песковского сельсовета насчитывается одиннадцать населенных пунктов, – рассказывает Валентина Тадеушевна. – Самые крупные из них – это агрогородок Песковцы (численность населения – 335 человек), деревни Бутилы (135 человек), Ванги и Мотевичи (более 90), Корытница и Понемонцы (более 50). В Шавдинях сегодня проживают 28 человек, в Чеховщине и Андрашовщине – 5-7. И если, например, в Песковцах, Понемонцах дома активно «атаковали» дачники, приезжают отдыхать на лето наследники, то в населенных пунктах, находящихся на границе со Щучинским районом, желающих купить домик в деревне уже нет. К сожалению, пустуют и многие строения в Мостовлянах, Белевцах, есть одно пустующее в Вангах. Дети и внуки ехать в родительские дома не спешат. Вот если бы речка рядом была, быстро бы нашли применение наследству. А пока участки зарастают, приходят в неприглядный вид. Понятно, что такое соседство неприятно живущим рядом людям. Да и нам, работникам сельского Совета, оно не в радость.
«Нужно наказывать рублем!» –
возмущенно призывают жители деревень. Но достучаться до сердец домовладельцев Валентина Тадеушевна вначале старается по-хорошему, как говорится, по-свойски.
– Начиная с весны, вместе со специалистами землеустроительной службы Лидского района объезжаем все деревни, – продолжает разговор председатель сельисполкома. – Если видим, что дом давно не посещался родственниками, территория не обкошена, захламлена мусором, – согласно Указу Президента Республики Беларусь от 23 февраля 2012 года № 100 «О мерах по совершенствованию учета и сокращению количества пустующих и ветхих домов в сельской местности», готовим предписание, которое подлежит обязательному исполнению наследниками. В этом году их было составлено сорок девять. Ничего не скажу, домовладельцы откликнулись: кто-то сразу же приехал, кто-то позвонил и предупредил, что будет позже. В итоге порядок на участках навели.
По словам моей собеседницы, люди должны понимать: уход за родительскими домами – прямая обязанность наследников, а не органов местной власти. На благоустройство территории Песковского сельсовета ежегодно выделяется определенная сумма из районного бюджета. За эти деньги нужно и скосить траву в деревнях, и починить покосившиеся заборы, и следить за порядком на кладбищах, и решать другие насущные проблемы. Почему же вопросы наведения порядка на земельных участках, находящихся в собственности граждан, должны также стать головной болью местного органа власти?
– Может ли сельский Совет снести пустующий дом, куда наследники не являются годами? – интересуюсь у Валентины Тадеушевны.
– Если известно, что в течение последних трех лет владельцы проживают в доме в совокупности менее одного месяца, строение переходит в категорию пустующего, – поясняет председатель. – Распорядиться им на свое усмотрение мы не имеем права. Признать ли дом бесхозным, передать ли его на баланс сельского Совета для продажи на публичных торгах – решает суд. Снести же строение разрешается только в том случае, если хозяева умерли, не оставив завещания (а наследники так и не объявились), или в случае нецелесообразности его использования в дальнейшем и с согласия собственников. К счастью, пока в Песковском сельсовете данная проблема остро не стоит.
***Решить судьбу оставшегося без хозяина строения – дело не одного месяца и даже года: уж очень длительный этот процесс. В свою очередь, заросших бурьяном участков с каждым годом становится все больше: неперспективные с точки зрения горожан деревни остаются без внимания. Хотя именно в таких населенных пунктах зачастую встречаются добротные постройки «окнами в сад» из хорошего дерева. Остается лишь надеяться, что и они вскоре обретут новых хозяев. Ведь бесхозных домов и бесхозной земли быть не должно.