Как определить готовность ребенка к обучению в школе?

27 Октября 2022 1797


Время подавать документы в школу для зачисления ребенка в первый класс. Но в нашей семье до сих пор не улеглись споры, стоит ли делать это в нынешнем году. Дело в том, что сыну только в июле исполняется 6 лет. Он достаточно развит, умеет считать, писать, посещал детский сад. При этом мальчик очень скромный, застенчивый, трудно сходится с детьми. Я считаю, что еще год в саду – лучшее решение в нашем случае. Но муж категорически против. Посоветуйте, как правильно поступить?

Анастасия


Татьяна Каральчук:Дети, по стандартам, в 6 лет уже могут отправиться учиться в школу, но на практике эта цифра очень условная. и ориентироваться родителям нужно не столько на фактический возраст малыша, сколько на его готовность начать обучение. Некоторые дети проявляют такую готовность и в неполные 6 лет, а другие приходят к этой фазе развития к 7-8 годам.

Говоря о готовности к школе, важно оценить не отдельные умения и знания, а их определенный набор, в котором присутствуют все основные компоненты. Нельзя не признать, что обучение может быть эффективным только в том случае, когда первоклассник обладает необходимыми и достаточными для обучения качествами. Готовность к школьному обучению складывается из многих составляющих:
1. Физическая готовность к школе определяется физическим развитием ребенка и его соответствием возрастным нормам, то есть ребенок должен достичь физической зрелости, необходимой для учебного процесса.
2. Психологическая готовность  подразумевает определенный уровень сформированности общей осведомленности и социально-бытовой ориентировки; знаний и представлений об окружающем мире; умственных операций, действий и навыков; произвольной регуляции деятельности и поведения; познавательной активности, проявляющейся в соответствующих интересах и мотивации; речевого развития, предполагающего владение довольно обширным словарем, основами грамматического строя речи, связным высказыванием и элементами монологической речи.
3. Эмоциональная зрелость представляет собой умение регулировать свое поведение, включающее возможность достаточно длительное время выполнять не очень привлекательное задание.
4. Социально-коммуникативная готовность к  школе складывается из умений ребенка строить взаимоотношения в коллективе сверстников.
Кроме того, ребенок должен хотеть идти в школу. И здесь взрослые должны уметь отделять внутреннюю мотивацию ребенка от внешней. Дошкольник должен идти в школу, потому что хочет много знать, ожидает, что там будет интересно, а не потому, что ему купят за это новый конструктор или приставку.
Если у вас как родителя возникают сомнения по поводу готовности ребенка к школе, вы можете обратиться за профессиональной помощью. К примеру, могу привести спектр вопросов, с которыми вам поможет разобраться детский психолог:

• Первое и, пожалуй, самое главное – произвольность (умение волевым усилием себя регулировать). Именно этот навык позволяет ребенку спокойно сидеть на уроке, концентрироваться на выполнении задания.
• Второй аспект – мотивация. К моменту похода в школу на смену игровой мотивации должна прийти учебная – то самое желание учиться.
• Также на соответствие возрасту проверяются все познавательные процессы: память, мышление, внимание и др.
• Еще психолог тестирует моторику, речь и коммуникативное развитие.

 Из всего вышеназванного делается заключение о психологической готовности ребенка к школе. И здесь важно отметить: то, что ребенок показывает неготовность к школе, еще не говорит о том, что он плохо развит. Ему просто требуется больше времени. Задача родителей – не подгонять его (тем самым нервируя и формируя комплекс неполноценности), а создать условия для «дозревания». Ведь обучение в школе – это длинная дистанция, а цыплят, как известно, по осени считают.
Поделиться
0Комментарии
Авторизоваться