«Однажды даже бочку в соседнее село доставляла». Журналист провел один день с сельским почтальоном
09 Октября 2021
1681

И хотя письма на бумаге в последнее время люди пишут все реже, а новости все чаще читают в сети, работы у представителей этой профессии все равно меньше не становится. В этом я убедилась, проведя один день с сельским почтальоном Галиной Будевич из отделения почтовой связи в агрогородке Тарново.
Вот кого ноги кормят!
— Только смотрите, будем работать до самого вечера, — предупреждает Галина Юрьевна, но потом вдруг спохватывается: — Вы не подумайте, обеды в графике у нас есть. Просто мне домой идти далековато, а на почту возвращаться — лишний круг. Стараюсь все разнести поскорее, а вот потом можно уже и поесть.
Несмотря на раннее утро, на почте людно. Кто-то из местных денег на телефон положить пришел, кто-то — коммунальные услуги оплатить, кто-то — пенсию получить. А кому-то просто захотелось бесплатно полистать прессу. Здесь это не возбраняется.
А вот и свежую корреспонденцию из райцентра привезли. Три почтальона отделения уже наготове: нужно разобрать газеты, журналы, письма. Пересчитать, все ли на месте, распределить по наименованиям, затем — по адресам. Процесс для меня интересный, для почтальонов — привычный. Курьер на стол большими стопками выкладывает «СБ. Беларусь сегодня», «Рэспубліку», «Сельскую газету», «Друга пенсионера»… Среди газет вижу и родное издание.

Бочка с доставкой на дом
Потратив минут сорок на рассортировку корреспонденции, готовимся выйти на маршрут. Смотрю в окно, и мое рвение освоить новую профессию растворяется в дожде, противно моросящем за окном.
– Тогда до весны ждать придется, – заливисто расхохоталась Галина Юрьевна и накинула на себя дождевик. Точно такой же плащ протянула и мне. Но я поспешно от него отмахнулась (о чем, конечно, потом пожалела). Пробую поднять сумку с прессой — тяжелая.
– У нас есть норма по весу: женщина-почтальон может носить в сумке не более семи килограммов, – вводит в курс дела моя визави.
– Юрьевна, ты еще не ушла? – окликает Галину ее коллега. – Звонила Валентина Севец, просит продуктов ей заодно принести. Вот список.
Только сейчас замечаю, что почтовые прилавки укомплектованы не хуже, чем в райпо. Чего на них только нет! Кастрюли всех объемов, халаты, пижамы, полотенца, лампадки, всевозможные продукты…

– А на что в основном заказы поступают?
– Да самые разные! Вот сейчас Валентина Николаевна попросила уксус, кетчуп, макароны и мыло хозяйственное поднести. А вообще, люди все, что угодно, заказывают: комбикорм, банки трехлитровые, ковры, краску, тазики... А однажды даже бочку в соседнее село доставляла.

– Да нет. У нас раз в месяц мотодоставка есть. Все крупные заказы мы развозим на машине. Но если честно, чаще товары на своих двух ношу, потому что людям ведь всегда нужно доставить их как можно быстрее…
Семь килограммов? Легко! Двадцать километров? Не вопрос!
Я так увлеклась разговором с Галиной, что опомнилась только тогда, когда мы уже подошли к калитке нашего первого «клиента». Антонина Цыдик ждала нас на пороге.– Прабачце, даражэнькiя жанчынкi, але ў хату вас не пушчу: учора каранавiрус пацвердзіўся. Таму стойце паводдаль, а прадукты i газеткi пакiньце на лаўцы. Грошыкi я таксама там пакладу.
Разумеется, просто так, не побеседовав, от пенсионерки уйти мы не могли. Стоя на безопасном расстоянии, слушали ее рассказ о наболевшем. Антонина Марьяновна рассказала, что, несмотря на положительный тест «по ковиду», чувствует себя нормально. Один минус – скучно дома сидеть: ни в магазин не выйдешь, ни к соседке. Очень обрадовалась свежей прессе и заказанным продуктам. На прощание от души благодарила:
– Наша Галечка – сапраўдны скарб. Заўжды ветлiвая, безадказная, працавітая, як пчолка! Дай Бог ёй здароўечка!
Следующее подворье – дом Валентины Севец. Той самой, что в последний момент оформила доставку продуктов.
– Николаевна, вы дома? – приоткрыв дверь, почтальон окликнула хозяйку и принялась выкладывать содержимое пакета на стул в прихожей.

«Когда возникают конфликтные ситуации, по-доброму улыбаюсь. Это обезоруживает»
– Иногда мне кажется, что для сельских людей я больше, чем просто почтальон. Одни ждут продукты, другие – важное письмо или любимую газету, третьи просто хотят поговорить, излить душу, – разоткровенничалась Галина Будевич. – И хотя в почтальонах я всего год, успела всей душой полюбить свою работу. Когда выхожу с сумкой на улицу, испытываю чувство свободы. Каждый новый день не похож на предыдущий. Много с людьми общаюсь.Вот так, дом за домом, мы обошли частный сектор агрогородка Тарново, доставили корреспонденцию в больницу, сад, школу… Теперь путь наш лежал в деревню Белогруда, до которой порядка трех километров. Пока шли до пункта назначения, стали с Галиной почти подругами. Она рассказала, что окончила Лидский техникум, 24 года проработала дояркой в Можейково, а когда серьезно заболела мать, была вынуждена уволиться, чтобы за ней ухаживать. Спустя два года мамы не стало, нужно было что-то думать насчет работы. По воле случая узнала о вакансии почтальона в Тарново. Общительная, ответственная, неконфликтная… В этой профессии женщина сразу почувствовала себя как рыба в воде.
– Как и в любой работе с людьми, порой сталкиваюсь с агрессией. Но я не любитель спорить, ругаться, грубить. Обычно промолчу или улыбнусь. Вы даже не представляете, как улыбка обезоруживает людей! Обычно они смягчаются, умеряют свой пыл, а порой даже виноватыми глазами смотреть начинают.
– А на что обычно жалуются люди?
– На погоду, – почти с ходу ответила почтальон. – Для пожилых людей она постоянно не такая, как нужно: то слишком жарко, то слишком холодно. Еще на детей иногда сетуют, что редко приезжают, не звонят, забыли. Ну и, конечно, на здоровье. Кто сейчас им доволен? А я как психотерапевт: постою, послушаю, учтиво со всем соглашусь. Глядишь – и человеку легче становится: выговорился, настроение улучшилось. А я со спокойной душой иду к следующему дому.
На работу в Тарново Галина Будевич добирается из соседней деревни. Живет она в Радивонишках. Встает еще затемно, готовит завтрак на всю семью, собирается (выглядеть почтальон всегда должен опрятно), садится на велосипед – и через 20 минут уже на месте.
Ноша почтальона не каждому по плечу
За душевной беседой дорога в деревню Белогруда показалась совсем короткой. Впереди уже виднеется костел Святого Михаила Архангела. Неподалеку от него живет 83-летняя Ирина Шимуль, которая много лет проработала заведующей местным магазином. Любимое занятие женщины на заслуженном отдыхе – чтение.– Сейчас я вас познакомлю с очень интересной женщиной! – по негласной традиции, перед каждым домом Галина вкратце рассказывает мне о его хозяине, причем плохо ни о ком не отзывается (добрые люди ведь такие: в других тоже замечают только хорошее). – Ирина Алексеевна от из-за болезни потеряла один глаз, зато другим видит как орел! Читает дни напролет, одних только газет и журналов у нас выписывает на немалую сумму.

– Вы, главное, поздоровайтесь с песиком – и он никогда вас не тронет, – советует Галина. – Я со всеми собаками в округе дружу!
И вправду, увидев почтальона, пес весело замахал хвостом, а касательно меня – чужой – сделал вид, что не заметил.

– Ну что, Наталья, ваша карьера почтальона на этом закончилась? – подтрунивала надо мной Галина. В отличие от меня, она выглядела по-прежнему бодрой и готовой свернуть горы.
Впереди – еще две деревни, где ждут свежую корреспонденцию. Туда Галина отправилась уже без меня. Вся почта в тот день была доставлена вовремя.
Ежегодно 9 октября свой профессиональный праздник отмечают почтовые работники. В этот день в 1874 году был подписан Бернский договор, ставший основанием для образования Всемирного почтового союза – международной организации, которая сегодня объединяет почтовые администрации 192 стран. 74 года назад Беларусь тоже стала полноправным членом ВПС.








0Комментарии
Авторизоваться
Для отправки отзыва нужно авторизироваться.