Война, объявленная спайсу, дает результаты

27 Мая 2014 2961

Цифры говорят: в 2010 году в Минске было зарегистрировано десять пациентов с острым психозом после употребления синтетических наркотиков, в 2013-м таких пациентов стало уже 380, только за январь 2014-го – 37, за февраль – 81. Около пятнадцати процентов из них – школьники, половина всех обратившихся за помощью – молодые люди до 25 лет.

В Беларуси спайсу объявили беспощадную войну, которая дает результаты. Днями столичной милицией задержаны пятеро минчан, у которых изъято 15 килограммов порошков для приготовления миксов и «марок» на миллионы долларов, не говоря о тысячах молодых жизней, которые они могли бы унести. Пристальное внимание проблеме уделяется и на Лидчине.

– Проблема потребления курительных смесей типа «Спайс» на территории Лидского района появилась в конце 2012-начале 2013 года, – рассказывает оперуполномоченный подразделения по наркоконтролю и противодействию торговле людьми Лидского РОВД Дмитрий Озем. – Все усилия сотрудников подразделения были направлены на предотвращение распространения курительных смесей, проведен комплекс профилактических, оперативно-розыскных и иных мероприятий.

Так, за прошлый год возбуждено порядка двадцати уголовных дел за незаконный оборот психотропных веществ и их аналогов. В апреле 2013 года нами был задержан один из первых на территории района сбытчиков курительных смесей типа «Спайс», который различными хитростями пытался избежать уголовной ответственности. Он был приговорен к восьми годам лишения свободы. В 2013 году задокументирована преступная деятельность еще двух сбытчиков, которые были задержаны в начале 2014 года. Одному из них на момент задержания было 18 лет, а второму – 19. Процесс сбора доказательной базы на них был достаточно трудоемкий, проводился комплекс оперативно-розыскных и иных мероприятий. В итоге судом Лидского района в отношении одного из преступников в мае текущего года вынесен обвинительный приговор – 8 лет 7 месяцев лишения свободы. Второму грозит уголовное наказание в виде лишения свободы на срок от восьми до тринадцати лет.

«Сегодня таких крупных сбытчиков в Лиде больше нет, – говорит Дмитрий Озем. – В основном сырье приобретается вне Лиды: в Минске, Гродно – или завозится из России. Так или иначе, но всех потребителей этих веществ мы стараемся держать в поле зрения. И если кто-то из них пытается совершать незаконные действия с наркотическими средствами, психотропными веществами и их аналогами, пресекаем такие деяния». 

***

Для Лиды и Лидского района острота проблемы в данный момент снята благодаря усилиям сотрудников подразделения. И все-таки сбрасывать ее со счетов не стоит. Врач-психотерапевт Лидского психоневрологического диспансера Анатолий Финский говорит: «Ожидать следует чего угодно: уйдут спайсы, появится что-то новое. Производители идут на опережение. Нужно учитывать и тот факт, что в курительных смесях кустарного производства намешано невесть что». 

Далее в разговоре Анатолий Михайлович замечает: 

– Мой коллега Владимир Иванов, заведующий реабилитационно-наркологическим отделением больницы в Минске, рассказывает, что за последний год примерно 20 процентов находящихся в стационаре – это юноши, девушки, подростки и даже дети, потребители спайсов. Так вот, они признают, что употребление спайса не дает кайфа, а вызывает возбуждение и в полном смысле – одурманивание. Кроме того – моментальную зависимость, потребность пробовать еще раз. 

Анатолий Михайлович рассказывает и о своем клиническом опыте:

– Скорая помощь, милиция, родственники привозят человека лет тридцати. Налицо – психически больной. Возбужденный, он ходит у меня по кабинету и говорит, что, дескать, вон там, на стене, стоят «жучки», нас подслушивают… «Что вы, не видите? Вон по улице едут машины с локаторами... Уже несколько дней Лида захвачена инопланетянами, идут серьезные разборки». Он это действительно видит и слышит. У него яркие галлюцинации, мания преследования, он прячется, не спит ночами. То есть перед нами признаки опасного психоза, который может привести к тяжелым последствиям: человек может выпрыгнуть из окна, броситься под колеса, напасть на окружающих. Я начал расспрашивать его и узнал, что в прошлом он наркоман, когда-то состоял на учете, но после перестал систематически употреблять наркотические средства. Мужчина признался, что недавно курил спайс. Один раз попробовал – произошли какие-то изменения, потом другой – развился психоз. 

«Я вижу эту проблему много лет и в разных ракурсах, – говорит Анатолий Михайлович. – То, что на ней недавно акцентировал внимание Президент Беларуси, абсолютно правильно: спайс и подобные вещества должны быть запрещены, а ответственность за их распространение – ужесточена. У производителей и распространителей на первом месте стоят деньги: быстро произвести, быстро распространить и быстро заработать. Чем больше зависимых, тем больше заработок. Это откровенная нажива на горе людей. Я считаю, для тех, кто производит и продает эти вещества, уголовная ответственность должна быть приравнена к ответственности за убийство. По существу, это и есть убийство личности – целенаправленное и осознанное». – Жертвами часто становятся дети, – говорит врач. – И виной здесь безответственность родителей. Иногда ввиду занятости зарабатыванием денег они не видят своего чада. Однако несовершеннолетний ребенок должен быть контролируем: родители обязаны знать, чем он интересуется, каким приходит, что смотрит в компьютере. И наказание никто не отменял, наказание – важнейшее условие воспитания. Это как прополка огорода: если жалеть сорняки, то не будет толку. И не следует считать, что ребенок неуправляемый. Все управляется, особенно если есть в семье отец. А нет контакта с ребенком – проконсультируйтесь с психологом.

Поделиться
0Комментарии
Авторизоваться