К 76-летию Великой Победы. Семейный портрет на фоне войны: военврач и медсестра

27 Апреля 2021 1013
Далеко в прошлое ушла Великая Отечественная  война. А я с душевным трепетом и болью держу в руках фотографию своих родителей – ее участников. 

Как смолчать, если молчать нельзя?.. Ветераны Великой Отечественной совершили невозможное. Они отстояли страну в битве с врагом и своей жизнью дали жизнь нам. Мне кажется, в этом есть некая божественная сущность таких людей. О них надо не только рассказывать – об их подвигах нужно писать рассказы, повести, книги, чтобы правду о войне знали и никогда не забывали внуки и правнуки.

На фотографии моя мамочка – Анна Андреевна Виноградова – держит на руках мою старшую сестру, которая родилась за два с половиной месяца до Победы, и отец – Федор Федорович Виноградов, капитан медицинской службы. 

Их уже нет в живых. Мама умерла шесть лет назад, папа – когда мне было всего 4 года. Мамочка часто говорила слова педагога и поэта Льва Васильева: «Каждый день я принимала как подарок». Да, в последние годы жизни она нередко сокрушалась незавидным положением квартирной затворницы. У нее болела правая нога, прогулки от кровати к окну совершались с помощью «прутика» (трости) – подарка от внука. Нога стала пошаливать не от ранения, а от полученной травмы во время падения с машины вместе с раненым, которого вытащила с поля боя. 

…Я подхожу к хронологии военной истории моей семьи. Для мамы начало ей положила Ивановская школа медсестер, куда она поступила на учебу, как только началась война. По окончании весь курс был направлен на фронт. Анна Андреевна попала на 3-й Белорусский фронт. Там, где проходил с боями фронт, она спасала раненых. Сколько их вытащила на себе или на плащ-палатке, под пулями, подвергаясь риску, счета не вела. «Жалко ребят – столько их положила фашистская гадина!» – сокрушалась мама, и в глазах ее вспыхивали негодующие искорки.

Часто вспоминала она один эпизод из военного времени. Она вытаскивала с поля боя на плащ-палатке своего командира. Он получил тяжелое ранение в живот. Мама, хрупкая девушка, тянущая грузного мужчину, крывшего отборным матом от боли, которую она причиняла ему, внезапно приподнялась во весь рост – и тут же сама получила вражескую пулю. Она была вместе с командиром доставлена в передвижной госпиталь (где уже работал капитаном медицинской службы мой отец). Командир умер, а мама долго лежала на излечении. После выписки из госпиталя она вышла замуж за отца, военврача Федора Виноградова. Папа окончил до войны Витебский мединститут. 

Семейная чета спасала раненых бойцов, возвращая их к жизни. В составе 3-го Белорусского фронта мои родители прошли вместе через всю Беларусь, участвовали в освобождении Минска. Затем была Польша, где наши войска радушно встречали как освободителей. Дальше – штурм Кенигсберга (ныне Калининград). В нашей семье рассказывали, что армия никак не могла взять этот сильно укрепленный город. В решающий момент в расположение частей приехали священники и с высоко поднятой иконой Божьей Матери пошли навстречу врагу. Орудия умолкли. Так был завоеван неприступный город-крепость.
  
А после капитуляции Германии мои родители были направлены на Дальний Восток – на войну с милитаристской Японией. После войны работали в Молдавии, затем переехали в г. Дубровно Витебской области. Папа работал врачом в районной больнице, мама – медсестрой. Мой отец был очень чутким человеком, боль каждого пациента воспринимал как свою собственную. Вот сердце его и не выдержало. Рано, когда ему было всего 46 лет, умер, оставив на попечение мамы четырех дочерей. 

Я самая младшая. Старшая сестра, изображенная на фотографии, умерла в прошлом году. Она тоже была врачом, продолжив семейную династию медиков.

Перебираю награды своей мамочки. За проявленные мужество и отвагу она награждена орденом Отечественной войны, медалями «За отвагу», «За Победу над Германией» и многими другими.

Я преклоняюсь перед подвигом родителей, благородством и мужеством настоящих патриотов своей Родины!

Текст: Валентина Дорошенко.Валентина Дорошенко.
Поделиться
0Комментарии
Авторизоваться