Розы от графского садовника

10 Апреля 2014 2488

Заметный след в истории нашего края оставил граф Дмитрий Маврос. Именно этому человеку когда-то принадлежала часть земель Лидчины с фольварками, в том числе и красивый дворец, построенный на Тарновщине в 1884 году. Сегодня знаменитое «родовое гнездо» – памятник архитектуры XIX столетия. После реконструкционных работ, которые проводились в период с 2009 по 2011 год, здесь живут одиннадцать семей. Давно нет каменных конюшен, ледников, каплицы… И о былых временах можно было бы забыть. Если бы недавно случай не свел меня с Нелли Антоновной Соловьевой. Как оказалось, женщина не только является жительницей известной усадьбы, но и имеет некоторое отношение к истории графской семьи.

 

 

 

В Тарново везли саженцы из Голландии и Америки

– Мой дедушка Андрей Иосифович Богданец долгое время работал садовником в графском имении, – начала рассказ женщина. – Родился он в 1866 году в обычной крестьянской семье на Полесье (сейчас это город Лунинец). Его мать, моя прабабушка Марья, работала у местных богатых помещиков горничной, а прадед Иосиф, как у нас сейчас принято говорить, ходил на заработки и считался хорошим строителем. Как случилось, что судьба привела моего предка в дом к графу Дмитрию Мавросу, точно сказать не могу. Но садовником в округе считался отменным. Поговаривали, что творчеству и фантазии его не было границ. Например, он мог без труда прищепить крупный куст роз так, чтобы, когда придет пора цветения, каждую веточку украшали бутоны бордового, белого, розового и чайного цветов. Этой красотой любовались все без исключения: граф, дети, прохожие, но в особенности сама графиня, очень любившая цветы.

tar1

Кавказская иглица – цветок,  оставшийся в наследство от деда Андрея Богданца

По словам Нелли Антоновны, графом Андрею Богданцу были подарены дорогие книги о садоводстве и огородничестве. Много журналов выписывалось из-за границы. За чтением специальной литературы графский садовник проводил все свободное время: изучал виды редких и декоративных растений. Без труда мог сказать название цветка или кустарника на латинском языке, которым владел в совершенстве. Конечно же, все знания применялись на практике: в огороде, в теплицах, в саду и на клумбах с многочисленными сортами роз. 

– Графиня питала особую привязанность к этим цветам, – продолжает женщина. – Стеблями роз непременно должны были быть увиты находившиеся у дворца качели, на которых каталась вместе с детьми. Частенько брала букет и на лодочную прогулку по озеру. Быть может, поэтому мой дедушка был в постоянном поиске новых сортов. Заказывал семена и саженцы из-за границы – из Голландии, даже Америки. 

Пешком в Лиду и обратно

В угодьях графа Мавроса колосились рожь, ячмень, пшеница, овес. В большом количестве высаживались овощи, из которых, когда приходило время сбора урожая, готовились ароматные блюда и заготовки на зиму. 

– Часть продукции дедушка вместе с бабушкой Станиславой (которая работала в графских покоях горничной) по понедельникам и четвергам продавали на рынке в Лиде. Выезжали рано, и уже к обеду возвращались с разными покупками, в том числе и сладостями. Вообще, дедушка Андрей был высоким и физически развитым человеком. Мог пешком с корзиной клубники сходить за двадцать пять километров в город и вернуться назад. Ко многим его талантам добавлялись и кулинарные. Помню, перед праздником Пасхи в доме стоял чудесный запах. Андрею Иосифовичу доверяли выпекать куличи, булки, печенья, от которых пахло ванилью, корицей, изюмом, гвоздикой, другими ароматами. Эти моменты были самыми запоминающимися для местной детворы. Обычно графиня брала пирог, разрезала его на кусочки и угощала всех без исключения.

Откуда же взялись на Лидчине графья

Доподлинно известно, что Тарновщина вместе с Белогрудой, Банцевичами и другими фольварками была продана Дмитрию Мавросу в 1866 году. В 1876 году генерал-майор русской армии получил титул графа. А уже через год, приняв участие в войне против Турции, вышел на пенсию, вернулся в свое имение и начал возводить в Тарново дворец и другие хозяйственные постройки (конюшню, мельницу, винокурню, ледник, каплицу). Строительство же дворца завершилось предположительно в 1884 году. Это было строение в стиле модерн, главный фасад которого по обе стороны украшали балконы и арочные окна. Просторные покои и этажи в центре здания связывала деревянная лестница с точеными балясинами.

tar

Знаменитый дворец сегодня

– На втором этаже обычно устраивались пышные балы, – говорит Нелли Антоновна. – Тогда в дом приезжало много гостей, одетых в соответствии с модой той поры. Любила супружеская чета путешествовать. Например, бывали в Палестине, часто отдыхали на Средиземноморье, откуда привозили много сувениров, один из которых, раковина, до сих пор хранится в моем доме.Две шкатулки, одна из которых фарфоровая, та самая раковина, а еще самовар и керосиновая лампа… Все эти предметы имеют особую ценность для семьи Соловьевых. Ведь в подарок они достались от самих Мавросов.

tar2

Нелли Антоновна с фарфоровой статуэткой

– Вообще, и граф, и графиня были очень добрыми людьми, – продолжает женщина. – Дмитрий Маврос уважал старость и всех бывших работников содержал до последних дней жизни. Да и сам, когда умирал, приказал служащим сколотить длинные столы и лавки, поставить их вдоль всей улицы и накрыть богато. Мол, пусть приходят все желающие вспомнить и помянуть его. 

tar4

Подарки от графской семьи

Возвращаясь к истокам

В известном имении родились когда-то мать нашей героини и сама Нелли Антоновна. Она помнит многие моменты, связанные с жизнью семьи, еще с той поры, когда была пятилетней девочкой.

– Очень хотелось бы найти родственников графа Мавроса, – говорит женщина, – рассказать им о знаменитом предке. Ведь сегодня, кроме самого дворца, уже ничего не напоминает о том, что происходило на Тарновщине более века назад. Нет ни конюшен, ни ледников, ни каплицы, где были похоронены граф с графиней. Один из местных жителей утверждал, что после войны она была разграблена неизвестными солдатами. А затем и вовсе исчезла с лица земли.

К слову, Нелли Станиславовна вместе со своим мужем Иваном Ивановичем – педагоги, всю свою жизнь проработавшие в Дитриковской средней школе. И уже сегодня, находясь на заслуженном отдыхе, отмечают: вновь вернуться в графский дворец им предложил бывший директор ЛРСУП «Можейково» Казимир Рахатко, выделив благоустроенную двухкомнатную квартиру. Обходятся графские покои по нынешним меркам в триста тысяч белорусских рублей за месяц в отопительный сезон. Но даже не это главное.

tar3

Станислава и Андрей Богданец, работавшие у графа Дмитрия Мавроса

– Я по-настоящему счастлива, что с первого сентября 2013 года могу жить в этом доме, – говорит женщина. – С этим имением связана история не только графской, но и моей семьи тоже. Именно здесь, на этой земле, мой дедушка когда-то заложил красивый сад, а слава о розах, выращиваемых в нем, гремела не только в округе, но и далеко за ее пределами. 

***

Андрей Богданец прожил девяносто два года. Многие факты из жизни графского садовода и о самих Мавросах он часто рассказывал своей внучке. И теперь уже она думает о том, чтоб перенести их на бумагу. Тем более что спустя много лет женщина смогла вернуться в знаменитое имение – туда, где жили и работали ее предки.

Поделиться
0Комментарии
Авторизоваться