Как построить забор, не испортив отношения с соседями? Разбираем на личной ситуации жительницы Лидского района
Споры между соседями – явление частое, неприятное и, увы, нередко затяжное. Многие владельцы смежных участков чуть ли не годами делят 20-сантиметровую полоску территории. Почему так происходит?
Дать однозначный ответ на этот вопрос сложно. Как бы там ни было, разбираться в этих конфликтах (как и в любых других) – дело всегда неблагодарное, потому что никто кроме самих участников точку в этих спорах поставить не может. Но здесь чаще всего все зависит от нравственности людей, от их готовности вести диалог, желания идти на взаимные уступки и компромиссы и нежелания портить нервы себе и другим.
Поводом в очередной раз обратиться к теме соседских отношений стало обращение жительницы деревни Горни Владиславы Доминиковны Шмигеро. По ее мнению, сосед строит забор, «захватывая» ее участок. Чтобы разобраться в ситуации, на место выехали журналист «Лідскай газеты», представители управления землеустройства Лидского райисполкома, председатель Третьяковского сельского Совета.
– Участок в моей собственности уже не один десяток лет, – 81-летняя пенсионерка ведет нас к месту спора, по дороге эмоционально рассказывая о происходящем. – Этот деревянный забор когда-то мой муж покойный строил! Да, теперь все развалилось, штакетины погнили, но это мое! Пусть строит себе свой забор, а моего не трогает. Даже сантиметра не уступлю!
Как выясняется на месте, Владислава Доминиковна «работает» на опережение, то есть ничего существенного пока еще не произошло. Сосед действительно начал возводить забор: установил несколько деревянных опорных столбов, – но, во-первых, дальше этого дело пока не пошло и когда пойдет, не может сказать даже сам владелец соседнего участка. А во-вторых, то немногое, что уже сделано, находится в пределах границ его земельного участка.
– Дом я купил несколько лет назад, по мере возможности ремонтирую его, благоустраиваю территорию, – объясняет мужчина представителям управления землеустройства и местной власти. – На участок соседки не претендую. Я готов ей часть своего отдать! Земли-то хватает. Чтобы у Владислава Доминиковна не возникало вопросов, при установке нового забора даже отступлю несколько десятков сантиметров от старого… Гнилые штакетины даже убирать не буду – пусть стоят.
– А с кустами и деревьями что будешь делать? Ведь они мешать будут, – не унималась пенсионерка.
– Спилю и выкорчую, все равно собирался закладывать новый сад, – парировал мужчина.
Владислава Доминиковна лишь недоверчиво качает головой, повторяя: «Своего не отдам! Это моя земля…» – и не желает услышать, что никто, собственно, на эту землю и не претендует.
Еще один вопрос, который был поднят уже мужчиной, – небезопасность старых деревьев, растущих вплотную к забору: «Ветки свисают на мой участок. Мало того что яблоки и листья падают, а потом гниют, так еще и ветки могут обломаться… А у меня дети».
– Владислава Доминиковна, ветки, свисающие над соседским участком, нужно спилить, – обратился к пенсионерке председатель Третьяковского сельского Совета Александр Хвойницкий.
– Не дам! А без моего согласия не имеете права! – бескомпромиссно сказала женщина.
Точки над «i» расставит закон
Ситуация, сложившаяся между двумя соседями в Горнях, показательная. Кирпичные, бетонные, деревянные, проволочные или из подручных средств заборы нередко становятся причиной конфликта между владельцами смежных участков.
С вопросом, как установить забор, чтобы не испортить отношения с соседями, журналист «Лідскай газеты» обратился к заместителю начальника управления архитектуры и строительства Лидского райисполкома Елене Сенкевич.
– Есть технический кодекс «Градостроительство. Районы усадебного жилищного строительства. Нормы планировки и застройки». Он находится в свободном доступе, например, в интернете, и им должен руководствоваться каждый, кто решил возводить жилой дом, строить забор, сажать деревья или кустарники и прочее, – прокомментировала Елена Валерьевна. – Я остановлюсь только на тех пунктах, которые непосредственно касаются установки забора. Согласно пункту 7.5, в отношении ограждения приусадебного участка определены следующие параметры: высота ограждения – не более 2 метров, степень светопрозрачности – от 0 до 100% по всему периметру земельного участка. Важно знать, что высоту ограждения определяют как сумму высот всех его конструктивных элементов и измеряют от уровня земли до верхней поверхности полотна ограждения. Размеры возводимого ограждения не должны превышать установленные нормы более чем на 0,05 метра.
Но в районах старой, то есть уже сложившейся усадебной застройки возможны варианты. В этом случае следует обратить внимание на пункт 7.6. Так, если граница участка проходит в непосредственной близости, на расстоянии менее 3 метров от жилья, то ограждение напротив дома, на всю ширину строения, может быть не более 2 метров и как минимум наполовину должно быть прозрачным. В случаях, когда граница между соседями проходит вообще по стене дома или сарая, забор ставить совсем нельзя.
А что с деревьями и кустарниками?
Согласно пункту 7.8 Технического кодекса установившейся практики 45-3.41-117-2008 «Градостроительство. Районы усадебного жилищного строительства. Нормы планировки и застройки», высокорослые растения следует размещать на расстоянии не менее 3 метров от границ соседнего участка, среднерослые растения – не менее 2 метров, низкорослые растения – не менее 1 метра.
***
Как люди порой сами усложняют жизнь себе и тем, кто находится рядом! Причем конфликт возникает фактически на пустом месте, там, где можно было бы просто договориться…
В случае с Владиславой Доминиковной Шмигеро из деревни Горни ее обращение обернулось против нее же самой: председатель Третьяковского сельского Совета Александр Хвойницкий направил пенсионерке предписание привести в удовлетворительное состояние дворовую территорию и приусадебный участок. Покосившийся забор, разрушающиеся хозпостройки, скопившийся мусор – нужно признать, все это на участке 81-летней пенсионерки есть (как и на участке ее соседа). Вот только если второй молод, у него есть семья, то Владислава Доминиковна – женщина одинокая: муж умер, детей никогда не было, племянники где-то в Литве. Поэтому она и борется за свои права… как умеет. В данной ситуации нужно войти в положение человека, помочь и терпеливо объяснить, как все обстоит на самом деле. Что журналист «Лідскай газеты» в устной беседе и сделал. «Спасибо, я все поняла. Но посмотрим, как будет дальше. Своего я чужому человеку все равно не уступлю», – добавила пенсионерка.