Почему так нелегок пар в банях Лидского района?

31 Августа 2018 2544
Из двенадцати существующих в Лидском районе «коммунальных» бань шесть работают исключительно по заявительному принципу. Все они расположены в сельской местности: Гудах, Ходоровцах, Первомайском, Бердовке, Белице и Минойтах. Остальные – в Лиде, Березовке, Едках, Гончарах, Крупово, Дитве – функционируют в обычном режиме, то есть на постоянной основе по отдельному графику. В Лидском ГУП ЖКХ заверяют: речь идет совсем не о прибыли, так как ее нет даже при хорошей посещаемости. Однако почему тогда в одной точке двери закрыты на замок, а в другой борьба за пар для людей продолжается, пусть и себе в убыток? Журналист «Лідскай газеты» постарался в этом разобраться. 

Поводом к написанию данной статьи и изучению ситуации стала рабочая поездка в Ходоровцы. Пять лет назад я писала об открытии здесь после длительного ремонта бани. Он, кстати, производился по просьбе местных жителей. Из местного бюджета и бюджета Лидского ГУП ЖКХ было выделено 84 миллиона неденоминированных белорусских рублей  (по курсу на 2013 год – порядка 9,5 тысячи долларов США). На эти деньги заменили электропроводку, старую дымящуюся печь и дымоход, обновили парилку, моечную… Работа была проделана большая, деньги потрачены немалые. Парься – не хочу. И поначалу спрос был… А сейчас? Оказалось, что нет. Поэтому в конце 2015 года баню в Ходоровцах закрыли.


– «Закрыли» вовсе не означает, что мы повесили на двери замок и безапелляционно лишили местных жителей легкого пара, – прокомментировал заместитель начальника производства коммунальных котельных и тепловых сетей Лидского ГУП ЖКХ Сергей Дудич. – Напротив, мы готовы предоставлять данную услугу, вот только желающих получать ее нет совсем. Поэтому в 2015 году и было принято решение законсервировать объект или перевести его на заявительный принцип работы. То есть баня постоянно находится в полной «боевой» готовности: содержится в исправности и чистоте. Как только в сельский Совет поступят заявки, печь затопится и пар будет дан. Вот только почти за три года консервации бани никто ни разу не изъявил желание здесь попариться.  

Аналогичная ситуация еще с пятью сельскими банями. При этом жилищно-коммунальное хозяйство продолжает тратить собственные средства на содержание, по сути, неиспользуемых объектов. «На каждой бане установлены системы сигнализации, пожаротушения – их нужно обслуживать. Саму баню, прилегающую к ней территорию также необходимо поддерживать в надлежащем состоянии. Все это мы делаем вовсе не за счет прибыли, полученной от оказания банных услуг, – ее попросту нет», – добавил Сергей Ромуальдович.

Ладно, Ходоровцы – агрогородок отдаленный (расположен в 40 километрах от райцентра), да и численность людей здесь постепенно снижается, а с ней – и потребность в отдыхе с березовым веником. «Что касается бань, учета их количества мы не ведем, но, по наблюдениям, многие хозяева строят парилки у себя во дворах, возле домов. Весной нынешнего года в агрогородке построили станцию обезжелезивания – следовательно, качество воды стало намного лучше. По этой причине люди подводят к домам воду – следовательно, необходимость в общественной бане отпадает», – прокомментировала управляющая делами Ходоровского сельского Совета Зоя Баклага.    

Примерно аналогичная ситуация и в Гудах. Баню на баланс ЖКХ от местного сельхозпредприятия здесь передали в 2014 году. До этого она несколько лет не функционировала, требовала ремонта, и жилищно-коммунальное хозяйство снова существенно финансово «вложилось». А баня поработала всего год (причем совсем не в прибыль), и из-за отсутствия спроса ее также пришлось законсервировать. Те, кто привык анализировать каждую ситуацию, рассматривать ее всесторонне, примут во внимание: Гуды – агрогородок, который на 100% газифицирован, здесь практически ко всем домовладениям подведена вода. «Раньше у нас было всего лишь трое завзятых любителей легкого пара, но и их небольшое количество сократилось. Обстоятельства разные, не буду вдаваться в подробности. Скажу только, что для человека, который хочет попариться, вариантов предостаточно. В агрогородке как минимум четыре частные бани – и соседи ходят друг к другу. К тому же недалеко от Гудов – в Верх-Лиде – действует агроусадьба. В Крупово работает общественная баня. До Лиды от нас рукой подать, транспортное сообщение хорошее, да и местная баня готова дать пар, вот только заявок нет… Все дело в желании», – рассуждает председатель Круповского сельского Совета Руслан Мельник. 

Мастер Лидского ГУП ЖКХ Игорь Гутовский: «Баня в Гудах ждет своих клиентов». 

– Мы согласны, что сельские бани должны работать, – отмечает главный инженер Лидского ГУП ЖКХ Сергей Синевич. – И мы как могли искали выход из положения: перевели отдельные объекты на заявительный принцип работы. Правда, заявок что-то нет… Между тем, чтобы бани себя окупали, они должны наполняться на 100 %, а на селе добиться этого невозможно. Однако мы готовы оказать транспортные услуги желающим попариться – отвезти их в ближайшую работающую баню. Но таких заявок также не поступает. 

Легкий пар является настоящим бременем для коммунальников. Не нужно обладать математическим складом ума, чтобы подсчитать: убытки предприятие несет немалые. За первое полугодие загруженность шести продолжающих работать на постоянной основе бань составила всего 26,5%! Но это как средняя температура по больнице. В текущем месяце некоторые сельские парилки посетили единичные клиенты. Среди таковых, например, баня в Крупово: девять человек в выходные – этот тот максимум, на который здесь могут рассчитывать. Ситуация в Гончарах куда более радужная: за первое полугодие текущего года посещаемость здесь составила 35%. Билетов продали на сумму порядка 2,5 тысячи рублей… И все бы хорошо, если бы расходы на содержание бани за этот же период не превысили 7,5 тысячи рублей. 

Самой посещаемой в районе, не считая центральной бани в самой Лиде, считается баня в Едках. 

– Мы работаем два дня в неделю: пятница – «женский» день, суббота – «мужской», – рассказывает кассир местной бани Валентина Новицкая. – В неделю в среднем мы обслуживаем порядка 30 человек, хотя еще лет десять назад эту цифру можно было смело умножать на три. Иногда в парилке парятся только два человека… Между тем, чтобы вовремя дать пар, машинист котельной Владислав Чайковский начинает топить баню за 4-5 часов до прихода первого посетителя.  

Кассир бани в Едках Валентина Новицкая: «При желании посетители могут приобрести у нас веники, стоимость одного – 2,50 рубля».

При этом Валентина Антоновна отметила, что любителей легкого пара меньше не становится. Но они или уходят в частные бани, или строят свои. «В Едках многие хозяева возвели на своих участках парилки», – сказала Валентина Новицкая.    


– В составе смотровых комиссий инспекторы нашей службы проверяют жилищный фонд, хозпостройки, бани, расположенные на придомовых территориях, – комментирует начальник сектора пропаганды Лидского РОЧС Вадим  Ясюлевич. – Основные замечания к хозяевам – отсутствие притопочных листов, неправильное устройство печи и ряд других. В коммунальных банях, конечно, это исключено, так как степень ответственности за посетителей совсем другая. К примеру, если в общественных банях за паром следят кочегары, то в частных – сами отдыхающие. Вот только если в государственной парилке алкоголь и курение находятся под строгим запретом, то в своих банях люди делают что пожелают. Отсюда последствия: с начала текущего года на территории Лидского района зафиксировано пять возгораний в частных банях. Основные причины – перекал печи и неосторожное обращение с огнем. С учетом того что приближается осенне-зимний сезон, бани во дворах станут топиться намного чаще, тема безопасности легкого пара станет еще актуальнее.  


– Цена общественной бани (5,50 рубля в сельской местности, 6,50 – в Лиде) гораздо ниже суммы, покрывающей затраты, которые мы несем на одного человека при оказании подобной услуги, – продолжает Сергей Синевич. – Но услуга эта социальная – следовательно, и цена ограничена. Поднять ее выше, чтобы приблизиться хотя бы к минимальному уровню рентабельности, мы не можем. А если бы могли, то сразу потеряли бы клиентов: легкий пар в последнее время ложится тяжким бременем и на плечи сельчан, которые в основной своей массе зарабатывают немного – поэтому даже такая невысокая цена для них «кусается».

Впрочем, опыт увеличения цен в истории есть. В 2014 году услуги бань были исключены из перечня социально значимых, и банные заведения перешли на полную финансовую самостоятельность, получив право регулировать тарифы по масштабам своих затрат, уже не рассчитывая на бюджетное субсидирование. И вот предприятия ЖКХ предложили клиентам новые, объективные, цены, которые сильно отличались, конечно, в большую сторону. И ряды посетителей, особенно в сельских банях, заметно поредели… Поэтому на государственном уровне банной услуге снова придали статус социальной, цену за посещение минимизировали, а все расходы на содержание бань возложили исключительно на плечи коммунальников. То есть предприятие, считай, из своего «кармана» доплачивает разницу между настоящей себестоимостью парилки и существующей ценой.  

Несмотря на то что баня глубоко убыточная, местному ЖКХ нужно отдать должное: его работники как могут стараются поддерживать парилки в надлежащем состоянии, предоставляя данную услугу населению. Вот только население, как показывает практика, за легким паром не сильно спешит… Однако коммунальники, чувствуя ответственность, продолжают искать выходы из ситуации. Например, ждут тех, кто готов в частном порядке оказывать банные услуги и выкупить или взять в аренду любую из законсервированных в Лидском районе на сегодняшний день бань. В ближайшее время состоится аукцион по продаже данных объектов. 

Поделиться
0Комментарии
Авторизоваться