Из зала суда. Жителя Лиды приговорили к 15 годам колонии за жестокое убийство матери
В феврале 2017-го сотрудники уголовного розыска Лидского РОВД в одном из домов по улице Тухачевского обнаружили труп женщины с видимыми телесными повреждениями, признаками насильственной смерти. Она лежала на полу, лицом вниз, на теле и вокруг него – множественные следы вещества бурого цвета, похожего на кровь, обломки стула, осколки утюга… По запаху было понятно, что хозяйка квартиры мертва уже несколько дней. Виновником кровавой трагедии оказался ее сын – 30-летний Андрей П. Ставшие нормой жизни конфликты на почве алкогольного опьянения с обеих сторон привели-таки к криминальному исходу.
Не «сдавайте», вразумите…
Мать и сын частенько прикладывались к бутылке вместе. Нередко женщина брала деньги в долг у соседей, чтобы пополнить запасы спиртного. Многие видели, что она не раз была в синяках, не скрывала, что получила их от своей «кровинушки». Страдал от тяжелой руки сына и отец Андрея. Испытывая физическую боль, стыд, женщина все равно просила знакомых не сообщать о его поведении в милицию. К одному из соседей за неделю до трагедии она пришла с просьбой, чтобы он поговорил с сыном и вразумил его: родителей нельзя обижать.
«Вставай! Я сказал, вставай! Сама!»
В тот день мать получила пенсию: повод выпить подходящий. Вечером родственников снова объединила бутылка, благо конфликта на этот раз удалось избежать. Беда «догнала» их утром. После бурного возлияния накануне, женщина встала с кровати, вышла в зал, покурила и вернулась обратно в спальню. Андрей уже не спал, он слышал движение по квартире, а когда что-то грохнуло, выглянул выяснить, что случилось. Мать лежала на полу у кровати головой к стене. Видя ее беспомощность, сын старался поднять. Принес стул, и теперь она уже пыталась подняться сама, опираясь на него. Но снова не получилось. Услышав грохот в очередной раз, Андрей забыл о милосердии. С силой бросив стул об пол, отлетевшей ножкой стал безудержно наносить матери удары по спине, ногой бил по ребрам – именно такой оказалась его реакция на ее беспомощность. Она не кричала, не сопротивлялась, но сын все равно бил, теперь уже руками, а потом схватил утюг. Немного остыв, он закурил, но что-то не давало ему покоя: вновь оказавшись в спальне, он увидел рядом с неподвижно лежавшей матерью лужу крови. Проверил пульс, взяв зеркальце от пудреницы, поднес его ко рту, но – ужас – оно не запотело. Андрей понял, что мать мертва…
«Это все от злости»
Об этом он подробно расскажет сам позже. Вину в предъявленном обвинении признает частично, будет утверждать, что умысла на лишение жизни матери не имел, просто хотел ей причинить телесные повреждения, так как «сорвался» на ее бессилие подняться. Сколько ударов нанес ногами и куда именно, он не помнил, чем бил, не помнил, сколько времени издевался над беспомощной женщиной – тоже не помнил. Оправдывался, что «когда она была мертва, и вовсе ее не бил…» «Убивать не хотел, это все от злости», – утверждал П. Весь этот бред он будет нести потом.
«Ты никогда меня не простишь…»
А сразу после случившегося Андрей П. уехал в Россию. Из Санкт-Петербурга он позвонил своей девушке и сказал: «Когда ты узнаешь, никогда меня не простишь», а потом сообщил, что убил мать, ударив по голове. Второй звонок был с просьбой передать сестре, чтобы проведала мать. О случившемся возлюбленная Андрея сообщила 21 февраля, написав его родственнице в «Одноклассниках». Сестра П. позвонила на следующий день, но мать не выходила на связь. Телефон зловеще молчал. А около 11.00 безжизненное тело женщины обнаружили сотрудники милиции.
Страшная смерть
На обезображенном трупе были внутритканевые гематомы в области грудной клетки, головы, верхних и нижних конечностей. Потом медики установят, что женщина умерла от сочетанной тупой травмы грудной клетки, головы, множественных переломов костей скелета, было разорвано легкое… Такие нечеловеческие муки пришлось пережить ей от собственного ребенка. Страшная смерть. Характер трупных явлений и степень выраженности гнилостных изменений трупа дали основания полагать, что с момента смерти женщины до осмотра тела прошло около 3-10 суток. Судебно-химическая экспертиза установила в крови погибшей этанол, концентрация которого 1,5 промилле, у живых людей это соответствует средней степени алкогольного опьянения.
Аффекта нет
Что касается Андрея, по заключению психолого-психиатрической экспертной комиссии в период, относящийся к инкриминируемому деянию, и в настоящее время у обвиняемого – признаки диссоциального расстройства личности и синдром зависимости от алкоголя. Однако степень указанных психических расстройств не столь значительна, чтобы лишать его способности сознавать фактический характер и общественную опасность своих действий и руководить ими. Грубого расстройства психики и интеллекта у него не обнаружено. Все его действия носили сложно-целенаправленный характер на фоне правильной ориентировки в окружающем. Он не был в состоянии аффекта, мог в полной мере сознавать значение своих действий и руководить ими. Андрей П. совершил убийство с особой жестокостью, осознавая, что избранный им способ причинит матери особые страдания в результате нанесения множественных ударов в жизненно важные органы.
Наказание за преступление
Приговором судебной коллегии по уголовным делам Гродненского областного суда Андрей П. признан виновным в умышленном противоправном лишении жизни другого человека (убийстве), совершенном с особой жестокостью. На основании ч. 2 ст. 139 УК РБ ему назначено лишение свободы на 15 лет с отбыванием наказания в исправительной колонии в условиях усиленного режима. В соответствии с ч. 1,2 ст.107 УК применено принудительное лечение от алкоголизма по месту отбывания наказания. Отягчающим ответственность обстоятельством стало алкогольное опьянение, факт которого он не отрицал. Смягчающих обстоятельств не найдено. В доход государства с обвиняемого будут взысканы процессуальные издержки в сумме около 2980 рублей. Приговор вступил в силу в начале октября 2017 года.
Еще до суда Андрей П. в разговоре с девушкой и сам был уверен, что простить его за убийство матери невозможно. Дождется ли его любимая из мест лишения свободы после таких трагических событий? Хотя до этого они по 4-5 раз на день созванивались, предъявляя друг другу претензии, объясняясь в любви, назначая свидания… Будет ли испытывать родственные чувства к брату сестра? Простит ли отец? Только любящее материнское сердце простило бы все своему ребенку. Только мама могла бы писать длинные трогательные письма с легким подтекстом – образумиться, молиться, надеяться на лучшее, ведь ему всего 30. А еще отправлять денежные переводы, посылки… Только мама обязательно дождалась бы его возвращения из мест «не столь отдаленных». Но ее нет…