Знойный репортаж с Лидского озера (фото)
Спасибо августу за, наконец, потерявший актуальность анекдот: «Вот и лето заканчивается, а я купался в этом году только один раз… 19 января… в проруби». По мере того, как столбик термометра ползет вверх, на пляжах города Лиды возрастает количество отдыхающих – пока лето не убежало, все спешат на водоемы. Отправился туда в прошлую субботу и журналист «Лідскай газеты», но не развлекаться, а работать – вместе со спасателями.
– Не важно, выходной или будний день, – не отрываясь от наблюдения в бинокль, отметил дежурный смены спасательной станции на центральном озере Александр Голубев, – желание людей прийти на пляж, искупаться в озере зависит исключительно от температуры «за бортом». Примерно до двадцатых чисел июля здесь вообще никого не было вообще, а сейчас и посередине недели народу полно.
Поэтому в летний период спасательная команда из трех водолазов и одного моториста увеличивается на одного сезонного работника – матроса. Который год тельняшку не без гордости носит Андрей Крупа. Вместе с остальными на смену он заступает в 9.00 и несет дежурство до 21.00. Андрея нередко можно видеть на причале возле катамаранов: матрос выдает отдыхающим спасательные жилеты, помогает взобраться, проводит ликбез по управлению «машиной» и инструктаж по технике безопасности.
– Раньше в летний сезон к выходу в плавание всегда были готовы 23 катамарана, 4 лодки, – глядя на удаляющееся с молодыми людьми желто-красное плавсредство, вспоминает водолаз Вадим Курченок. – Люди часами ждали своей очереди, чтобы покататься. А теперь все поменялось, и уже оставшиеся 17 катамаранов порой часами ждут своих отдыхающих. Лодка так и вообще одна осталась, но в аренду мы ее не сдаем.
Спасатели предполагают, что спрос во многом упал из-за Интернета: люди больше времени стали проводить в виртуальной реальности, строя там корабли, взрывая танки, высаживая огороды… Но, думается, есть тому и другая причина: все имеющиеся на спасательной станции катамараны старого образца: громоздкие, неуклюжие и «приевшиеся». А нам-то, поколению 21-века, постоянно чего-то новенького подавай: современнее и мобильнее.
Но уходя от темы катамаранов, снова переходим к особенностям дежурства на спасательной станции. Оно ведется ежедневно с двух сторон центрального озера: с правого и с левого берега, – и, как отмечалось ранее, с 9.00 до 21.00. В 12.00 на патрулирование заступают сотрудники милиции. Ежечасно на катере спасатели совершают объезд водоема. Особенное внимание удаленным и плохо просматриваемым уголкам озера и железнодорожному мосту – любимому месту для ныряния у подростков.
– Это наша головная боль, – направляясь к мосту на катере и перекрикивая шум мотора, констатируют моторист Александр Уляш. – Чуть ли не через день ловим таких «смелых», а на самом деле – глупых и безрассудных. Ведь глубина озера здесь совсем небольшая: каких-то три метра, – поэтому есть вероятность ударится, к примеру, головой и не вынырнуть.
Впрочем, подростки себе отчета в этом не отдают, а на нравоучения спасателей чаще всего лишь улыбаются. По крайней мере, так было в мое субботнее «дежурство». «Не шустрыми» оказались три парня, остальные не по-товарищески сбежали, бросив друзей на произвол судьбы. Плывя в катере на спасательную станцию, «выпендрежники» шутили и просили разрешения сделать… селфи. Между тем, двое из них являются воспитанниками дома семейного типа и, если бы что-то случилось, родитель-воспитатель была бы привлечена к уголовной ответственности. Это родным родителям в таких случаях ничего не бывает…
– На первый раз протокол не составляется, а выносится предупреждение, – добавил водолаз Евгений Клышейко. – Мы регистрируем нарушителей в журнале, звоним родителям и предупреждаем: если их детей еще раз заметят прыгающими с железнодорожного моста в воду, разговаривать с ними будут сотрудники милиции и уже со всеми вытекающими последствиями. Как правило, подростки после этого ненадолго утихомириваются.
К слову, о родителях. Нередко именно они, взрослые по паспорту люди, являются тем самым примером «от обратного» для своих детей.
– Буквально недавно произошел случай, – рассказывает дежурный смены Александр Голубев. – По верху (!) решетчатого ограждения, установленному для ограничения зоны купания, женщина водила за руку 12-летнюю на вид девочку. Та поскользнулась и упала, ударившись о железные перила. Но сама сразу же выплыла и со слезами пошла на берег. И что бы вы думали?! Через несколько минут эта же женщина таким же образом «развлекала» уже ребенка помладше – мальчика 5-7 лет. Мы, конечно, подъехали с вопросом: «Что же вы делаете?! Вам одного падения недостаточно? Или нужно, чтобы ребенок травмировал себя, чтобы до вас дошло: по верху ограждения ходить не безопасно?!»
Случаев, когда голова на плечах взрослых людей скорее для поддержания равновесия тела, нежели чем для несения непосредственной своей функции – думать и анализировать, предостаточно. Сердобольные родители любят, к примеру, то и дело водить своих чад к дамбе (бетонированный склон, идущий параллельно улице Мицкевича) покормить нежащихся там под лучами солнца уточек. Вот только папы и мамы не учитывают, что дамба, у подножия которой есть растения и которая постоянно омывается водой, скользкая.
– Это одно из опаснейших мест на озере, – отмечает Александр Голубев. – Чуть ли не через день к нему выезжаем.
– Вот и на днях маленький мальчик упал, а мама успела разве что руками взмахнуть, – добавляет водолаз Вадим Курченок. – Потому что мало присматривать за детьми, их нужно чуть ли не за руку держать, чтобы успеть во время среагировать на беду и помочь. Потому что в противном случае, просто стоя рядом или (что еще хуже) сидя на берегу, мама сможет лишь показать место, где ее ребенок ушел под воду.
– Это в кино люди кричат, когда тонут, на самом деле они просто плавно уходят под воду… Местом повышенной опасности на Лидском озере являются также ступеньки по левому берегу озера. Отдыхающие нередко спускаются по ним к воде, чтобы помочить ноги, даже не предполагая, что там идет резкий спуск, а потом – обрыв в два метра. Приходится напоминать, возвращать на берег, – продолжил водолаз Евгений Клышейко и тут же сменил тему. – Мальчишки любят забираться на решетчатые ограждения купальни и прыгать с них в воду. Конечно, мы делаем замечания, но такое все равно периодически происходит – никуда не денешься. Так вот, на наших глазах подросток прыгнул в воду, пошли бурболки… Секунды идут, а он не всплывает. Мы в лодку и туда! Оказалось, мальчишка просто хорошо ныряет и может долго находиться под водой: он выплыл в метрах 15-ти от того места, откуда нырял, а мы не сразу заметили.
Те самые опасные, но такие любимые ступеньки по левому берегу озера
У спасателей, чтобы оказать помощь утопающему, на все про все лишь пять минут. За такой срок даже на лодке с мотором они могут попросту не успеть. Положительная тенденция в том, что за последние годы желающих испытать судьбу, становится меньше. За лето всего один-два человека стараются переплыть озеро, «переупотребившие» спиртные напитки стали более дисциплинированными: в воду не лезут, на берегу «не догоняются», к замечаниям прислушиваются.
Отработка практических навыков спасения утопающего на воде
Потому который год спокойно и в медпункте спасательной станции. Здесь дежурство посменно несут две медицинские сестры. Одна из них – Виктория Гайдукевич – рассказала, что среди «пациентов» в первую очередь сами спасатели, которые ежедневно проходят медосмотр, чтобы получить допуск к работе.
– А так, чаще всего обращаются дети с порезами, но, к счастью, не серьезными, так, царапины, – добавила Виктория. – Беспокоит другое: большинство детей на озере отдыхают без родителей, что, конечно, не безопасно. Хотя мы в течение учебного года постоянно ездим по школам с профилактическими лекциями, школьники и сами с учителями приходят к нам на экскурсии. И каждый раз мы говорим о безопасном поведении на воде! За исключением отсутствия на озере старших сопровождающих, дети соблюдают эти правила.
Справа – трубка, применяемая для вдувания воздуха в рот при искусственном дыхании
Но случается помогать и взрослым. 30 июля плохо себя почувствовал 74-летний мужчина. Виктория Гайдукевич измеряла ему давление – 200/100, плюс ко всему наблюдалась аритмия.
– Наша задача оказать первую медицинскую помощь, – прокомментировала медсестра спасательной станции, – дальше работа – медицинских работников скорой помощи. Они сразу же госпитализировали 74-летнего мужчину в реанимацию.
…Прогуливаясь по левой и правой стороне центрального озера, я не смогла не заметить много не просто загорающих, но читающих людей. Это радует. Радует и наметившаяся за последние годы явная «клиентоориентированность» пляжей: тут и питьевые фонтанчики, и душевые, и кабинки для переодевания, и пляж для людей с ограниченными возможностями со специальным заездом в воду, и приличный туалет, и ларек с мороженым и напитками, и место для занятий активными видами спорта – любо-дорого смотреть, комфортно отдыхать. Хотя стремиться к лучшему еще можно и нужно.
16-летней Ангелина из города Анадырь Чукоцкого автономного округа крайний в Лиду приехала к бабушке с дедушкой. Лидское озеро – ее любимое место отдыха. Хотя девушка не понимает, почему люди боятся лезть в воду, если градусник показывает меньше 20ºС.
– Лидчане просто еще в нашем Лимане не купались, где действительно холодная вода, – улыбается Ангелина. – Я в Лиде не была три года, за это время город очень изменился, и только в лучшую сторону. А пляж какой комфортный стал! У нас нет таких условий.
Нельзя не написать о кошке Симоне, которая вместе со спасателями «несет дежурство» на спасательной станции на центральном озере. «Вместе» – не для красного словца, так как Сима любит лежать на панели под лобовым стеклом катера, не пугается шума мотора, поэтому периодически совершает объезды по озеру. Черная «пантера», как и подобает, по пирсу двигается грациозно, наблюдая невозмутимо за происходящим вокруг. Эмоции у нее вызывает разве что сачок с мелкой рыбой, который спасатели ежедневно закидывают в воду, чтобы наловить деликатесов для своей любимицы. За это Сима отвечает им благодарным мурлыканьем и разрешением себя погладить, взять на руки.
…«Баба сеяла горох и сказала деду: «Ох!» Этот всем известный забавный детский стишок не стихает и на 3-м Лидском озере. Несмотря на реконструкцию улицы Свердлова, отдыхающих здесь меньше не стало. Напротив, в жаркие дни пляж битком набит.
Как отметил матрос-спасатель поста «Малейковщизна» Станислав Киянко, отдыхающие себя ведут примерно. Разве что на матрасе за буйки далеко заплывут, но тут же отреагируют на предупреждение и вернуться в зону, разрешенную для купания. Другое дело вечером, когда на берегу уже никто не дежурит (смена также длится с 9.00 до 21.00), – здесь вопреки запретам распивают спиртные напитки. Но ужасно другое: пустые бутылки взрослые бросают в воду. Поэтому каждое утро спасателей начинается с обхода берега и его очистки.
Обязательно многолюдно будет на пляжах Лиды и в этих выходные: обещанная синоптиками температура в +34ºС явно тому поспособствует. Вот только спасаясь от жары на водоемах, не стоит забывать ни о своей, ни о безопасности других людей. Хороших выходных!