Специальный проект «Лідскай газеты»: Берлин, о котором меня не спросят. Часть 3. Огород в центре города (фото)
Гряды картофеля, зелени, лука, ульи с пчелами – и все в центре города, в открытом доступе… Наш человек на такую идею наверняка покрутит пальцем у виска, берлинцы же поднимут большой палец вверх и скажут: «Круто!» Сады и огороды в общественных пространствах – тренд, давно заимевший здесь успех и популярность.
В 2009 году в промышленном районе Кройцберг прямо у метро Морицплатц в Берлине раскинулся зеленый оазис под названием «Prinzessinnengarten», что в переводе звучит как «Сады принцессы». На данный момент это один из наиболее известных общественных огородов, ради которого сюда съезжается пресса со всего мира – «The New York Times», итальянская «La Repubblica», норвежская «Aftenposten» и даже CNN. Побывал здесь и журналист «Лідскай газеты».
Нагородили: кто и зачем?
На месте, где сейчас сад, 100 лет назад был фешенебельный супермаркет, который занимал площадь почти в 6 тысяч метров квадратных и принадлежал еврейской семье. Но в годы войны это здание, как и многие другие, пострадало: в него попала бомба. До сноса руин руки у властей города дошли только в 60-х годах – здание попросту закопали.
– Если взять в руки лопату, то здесь можно найти множество интересных артефактов: от расчесок до посуды, – рассказывает координатор проекта «Сады Принцессы» Свеня Нетте. – Тем не менее копать на глубину больше чем полметра запрещено. Во-первых, нет уверенности, что из-под обломков магазина удалены все военные взрывные предметы. Во-вторых, никто не занимался измерениями статической нагрузки.
С 60-х годов до 2009 года на этом месте была свалка, которую люди предпочитали обходить стороной. Идея же создать сад среди бетона пришла двум друзьям, один из которых до этого некоторое время жил на Кубе. «Мобильные» огороды там очень распространены. Правда, если кубинцев на это толкают сложные экономические условия и дефицит продуктов, то огород в центре Берлина изначально задумывался как социально-образовательный проект с ярким экологическим акцентом.
– Городские жители потеряли контакт с землей, – объясняет такую позицию Свеня. – И взрослым, и детям, к сожалению, знакомы только упакованные в целлофан овощи из супермаркета. Мы же хотим показать, откуда на самом деле берутся овощи, как можно их вырастить полезными для здоровья.
Общественный огород – это еще и вызов сегодняшнего дня, антикризисное решение: городское население день ото дня увеличивается, обостряя вопрос обеспечения комфортной жизни. А для городских властей «Сады принцессы» – хороший пример социально значимого использования свободных площадей. К слову, площадь почти в 6 тысяч квадратных метров «Сады» арендуют, за что в месяц платят почти 2000 евро. В 2013 году эту землю хотел купить инвестор, но ребята развернули большую политическую кампанию, во время которой собрали более 30 тысяч подписей к петиции за сохранение территории за ними. Власти к голосу общественности прислушались и подписали договор аренды до 2018 года. «Что будет потом, мы не знаем. Впрочем, нас это сегодня и не сильно волнует: мы настолько популярны, что найти новое место не составит никакого труда», – убеждена координатор проекта.
Наперекор всем законам агрономии
Разбивать огород на строительном мусоре не лучшая идея, так как в таких условиях растения будут произрастать неохотно, к тому же о какой экологичности тогда будет идти речь? Поэтому все, что здесь растет, растет в контейнерах, ящиках, пакетах из-под сока, мешках, поддонах – то есть в искусственных грядках на поверхности земли. Это позволяет огороду всегда оставаться мобильным и в любой момент поменять «место жительства».
В «Садах» не используется никаких химических удобрений и пестицидов, только органика. На деле это примерно так: в нижней части ящика находятся нарубленные ветки и самодельный компост, в верхней – растения. Несмотря на то что почва достаточно бедная, компост передает питательные вещества наверх, и растения почти не надо удобрять.
– В нашем саду все выглядит так, будто подобрано на помойке, – улыбается Свеня Нетте. – Отчасти так оно и есть. Мы за вторичное использование вещей.
Сегодня «Сады принцесы» ежегодно посещают более 50 тысяч человек. Сюда приходят люди, которые хотят отдохнуть от городской суеты в максимально естественной обстановке: в окружении картофеля, томатов, моркови и, конечно же, единомышленников. К слову, индивидуальных грядок в «Садах» нет, прополоть огород или собрать урожай можно любой и тогда, когда удобно.
Не помидором единым…
Все, о чем рассказывала при встрече Свеня, звучало, конечно, красиво и идейно. Но как говорил Иосиф Бродский, «без миллионов жить можно, без одного нельзя» – откуда деньги? Кроме пожертвований, «Сады принцессы» не получают никакой финансовой помощи, средства к существованию приходится добывать самостоятельно. И возможностей для этого, оказывается, не так много.
Во-первых, некоторое время назад прямо посреди грядок открыли кафе, продукты для которого, естественно, выращиваются здесь же. Летом повара продают до трехсот обедов в день. «Это хорошее финансовое подспорье, одна из возможностей поддерживать проект», – прокомментировала Свеня Нетте.
Во-вторых, пусть и в минимальном количестве, но овощи с грядок «Садов» попадают и в другие рестораны, которые также выступают за экологичность продуктов.
В-третьих, выращенный урожай продается берлинцам. Есть доска, на которой висит прайс-лист, а также информация о том, что и в какой период можно купить. Правда, срывать с грядки понравившийся овощ придется самостоятельно, зато и цена за него по меркам Берлина символическая. При этом люди, которые помогают растить овощи, имеют 50-процентную скидку как на урожай, так и на «посидеть в кафе».
В-четвертых, ребята занимаются различными образовательными проектами с детьми и молодежью, которые частично финансируются.
Вообще, именно социально-образовательная составляющая – ключевая во всей этой истории, а экологически чистые помидоры скорее вторичны. Организаторы, волонтеры «Садов принцессы» очень много времени уделяют работе с детьми. Они сотрудничают с районными детскими садами и школами, давая возможность даже самым маленьким собственными глазами увидеть, откуда берутся овощи, как они растут и созревают. Здесь можно взять шефство над грядкой или устроить выездной урок биологии, а если собственный школьный двор кажется серым и унылым, то «Сады принцессы» помогут это исправить.
– Сегодня я не назову точную цифру, сколько овощей в год мы выращиваем, – продолжает Свеня Нетте. – Когда-то это было более 260 различных видов овощей и растений, потом – более 360… Но со временем это перестало быть главным критерием в нашей работе. Мы классический учебный сад/огород, который не ориентирован на продуктивность, на объемы. Мы хотим, чтобы к нам приходили люди разных возрастов и учились работать с землей, чтобы сельское хозяйство было более осязаемо, понятно и видно.
Нам не понять берлинскую пчелу
На территории «Садов принцессы» установлено 10 самого разного типа ульев. И для меня это было куда более странно, нежели наличие в центре города огорода, ведь «Сады» граничат с многоквартирными домами. Конечно, первое, о чем я спросила: «Как на это подписались жильцы?» Оказалось, в Берлине даже нет формальных ограничений по установке ульев, главное – договориться с соседями.
– Люди были очень рады, – спокойно ответила Свеня. – Они сказали: «Пчелы – это же так здорово!»
– А ваши пчелы кусаются? Как на это реагируют местные жители? – в моей голове наличие пчел в центре города не укладывалось.
– Кусали, но ведь это природа, – отметила моя собеседница. – В городе множество автомобилей, под колесами которых гибнут сотни людей, но ведь это не повод запретить автомобили?! Хотя в реальности наша жизнь больше зависит от пчел, нежели от автомобилей.
По словам Свени Нетте, одна семья пчел в год дает порядка 20 килограммов меда. Причем в условиях города медонос у берлинских пчел лучше, нежели в сельской местности. Причин тому несколько: насекомые более выносливы, так как экология хуже, в городе нет естественных врагов и вредителей, структура питания разнообразнее, рацион богаче.
– Возможно, это звучит забавно или даже смешно, но это так, – рассказывает куратор проекта. – Дело в том, что в Германии сельское хозяйство очень монокультурно: поля засажены либо кукурузой, либо – в лучшем случае – рапсом. И сельским пчелам приходится затрачивать много энергии, летать на большие расстояния, чтобы добыть себе пропитание. В городе же такой проблемы нет, потому что много парков, зеленых насаждений, травы, сорняков. Важный момент и в том, что здесь действительно не употребляются яды и пестициды, как это делают для обработки полей в сельской местности.
***
Для Беларуси, и, в частности, Лиды, проблемы отсутствия у людей понимания, как выращиваются те или иные овощи, нет. Или пока нет. В нашем городе действует районный экологический центр для детей и молодежи, у большинства юных лидчан есть бабушки в деревнях или дачи у родителей. Но идея берлинцев организовать в центре города общественный огород, согласитесь, замечательная. Прогуливаясь мимо импровизированных грядок, лично для себя вынесла такую идею: улучшить пространство вокруг по силам каждому. Совсем необязательно ждать, пока у власти найдутся деньги, чтобы облагородить заброшенную территорию. Можно и нужно действовать самостоятельно.