Охотничьи трофеи Ивана Жегало
В том, что Иван Жегало – заядлый охотник, нет ничего удивительного. Ведь, по словам жителя Березовки, и отец его, и дед были поклонниками древнего промысла. К ружью в доме, которое, кстати, раньше никто не прятал, равно как и к охотничьим вылазкам, Иван привык сызмальства. Наверное, именно это и стало причиной страстной любви к этому непростому делу. «Почему непростому?» – спросите вы. Шутка ли – просидеть в темном лесу на вышке пять часов кряду, поджидая добычу, в планы которой вовсе не входит прийти к охотнику на «свидание». Но Иван Петрович не унывает даже в таких случаях. Он уверен: не пришел зверь сегодня – придет завтра.
Охоте Иван Жегало посвящает все свое свободное время, которого бывший бригадир стеклозавода «Неман», а ныне пенсионер, для занятия хобби не жалеет. За четыре десятилетия бывалый охотник объездил все леса Беларуси, неоднократно бывал в России. Каких только зверей не встречал он на лесных тропинках! Не так давно Иван Петрович вернулся с Байкала, где добыл… бурого медведя. Но любимым местом считает Налибокскую пущу. Здесь созданы прекрасные условия для охоты, а также можно увидеть много разных зверей, в том числе могучих зубров, занесенную в Красную книгу рысь. В их сторону березовчанин не вскидывал свой карабин ни разу, вся добыча – строго по приобретенной лицензии. Исключение составляют разве что хищные волки и лисы, отстрел которых не ограничен.
И хотя знает толк Иван Петрович и в загонном способе охоты, брать зверя предпочитает с вышки. Ежегодно в сезон житель Березовки добывает 10-15 косуль, 3-4 оленей, до 30 кабанов. О богатой охотничьей жизни свидетельствуют трофеи. Они – особая гордость Ивана Жегало. Рога копытных, выделанные специальным образом и закрепленные на резных деревянных медальонах, хранятся в доме в отдельной комнате. Здесь на стенах висит более полусотни напоминающих об удачной охоте реликвий.
– И это только половина трофеев,– заметив мое удивление, пояснил хозяин. – В основном здесь собраны рога самого популярного объекта охоты – косули европейской, что обитает в Беларуси. Но есть и другие животные. Вот это – рога косули из Красноярского края, а это – казахстанского сайгака. А вот рога благородного оленя, добытого в Беловежской пуще… Несмотря на внешнее сходство, среди представленных трофеев двух одинаковых вы не найдете. Абсолютно идентичных рогов в природе, как и отпечатков пальцев, не бывает.
Кстати, у каждого трофея имеется сертификат, в котором указаны длина, вес, объем, даются баллы за цвет, жемчужность, количество отростков, форму и гармоничность, а также скидки за аномалию и дефекты. Согласно сумме набранных баллов рогам присуждается золотая, серебряная либо бронзовая медаль. И судя по оценкам экспертов республиканской категории, трофеев, удостоенных высшей награды, в коллекции Ивана Жегало немало. Рога же добытого Иваном Петровичем в ноябре 2012 года самца косули и вовсе побили предыдущий национальный рекорд. (Подробнее об этом читайте в ближайшем выпуске рубрики «Книга рекордов Лидчины», а также на нашем сайте www.lidanews.by).
У березовчанина много друзей-охотников. Да и некоторые известные личности не раз проявляли интерес к древнему промыслу. Нравится бывать в охотничьих угодьях генеральному продюсеру Белтелерадиокомпании Сергею Кухто, ведущему телепрограммы «Добрай раніцы, Беларусь!» Олегу Титкову, певцу шансона Владимиру Ухтинскому. Все они вместе с Иваном Жегало ходили на охоту, добывая при этом различных зверей.
А вот супруга Нина Викторовна к страстному увлечению Ивана Петровича относится с прохладцей. И хотя женщина про охоту знает многое, любовь мужа к данному занятию она не разделяет. Без особого восторга вспоминает Нина Викторовна и то, как сама впервые приняла участие в охоте: «Темно, холодно, страшно... Добыли, правда, в тот раз кабанчика. Но больше на охоту я решила не ездить». К огорчению Ивана Петровича, равнодушен к его хобби и сын Александр. Поэтому всю надежду бывалый охотник возлагает на внуков. И пускай Сережке и Сашке всего год и полтора от роду, Иван Петрович верит, что кто-то из малышей обязательно станет продолжателем древнего промысла.