Вечнозеленое достояние агрогородка – сосна сибирская
Свои корни в Ходоровцах сосна пустила благодаря Евгению Бразовскому, жителю деревни Конюшаны, который вез ее тысячи километров… в шишке.
– В те годы я работал в школе заместителем директора по хозяйственной части, – рассказал при встрече Евгений Антонович. – Наше учебное заведение заняло первое место в каком-то смотре-конкурсе. В качестве подарка – поездка в Азербайджан, в санаторий. Делегировали меня.
В теплой стране Евгений Бразовский отдыхал больше месяца. А когда пришло время возвращаться, встал вопрос, что привезти школе, чтобы и в качестве благодарности, и, как говорится, на добрую память. Так уж сложилось, что мысли эти Евгения Антоновича одолели во время прогулки по сосновому лесу, который и подсказал ответ. Так в кармане нашего героя в Ходоровцы уехали две сосновые шишки.
– Привез я их и отдал учителю трудового обучения Эдуарду Валерьяновичу Янушко, – продолжил пенсионер. – Он достал из шишек семена и посеял в теплице. Проросли только два, которые через полтора года превратились в красивые сеянцы. Мы их пересадили в открытый грунт и обеспечили уходом. Но одно деревце все-таки недоглядели: азербайджанская сосна уж больно местным козам пришлась по вкусу, вот они ее и съели (улыбается). Но оставшееся деревце мы уже в обиду не дали!
Правда, росла, крепчала сосна уже без ухода Евгения Бразовского: он вскоре из школы уволился. Тем не менее продолжал наблюдать за своей подопечной со стороны, бывая в Ходоровцах, обязательно навещал.
Евгений Антонович также рассказал, что во время путешествия шишек на новую родину случилась одна занятная история. Дорога домой лежала через Москву. Ну и как побывать там и не посетить Красную площадь, мавзолей Ленина?!
– Очередь в мавзолей длинная, а у меня уже время поджимает, – с улыбкой вспоминает наш герой. – К тому же пускали только по двое, а я один. Но мне повезло, я заметил, как далеко впереди стоящая женщина все озиралась по сторонам, искала кого-то. Я к ней. Оказалось, она мужа потеряла. Чтобы не становиться снова в конец очереди, она согласилась меня взять с собой. Дальше снова препятствие: в мавзолей нельзя ничего проносить, все вещи нужно сдавать на входе. Не помню, то ли я застеснялся своей ноши, то ли побоялся ее потерять, но шишки оставил в кармане, крепче сжав их рукой. Так они Ленина со мной и повидали (смеется).
К слову, Евгений Бразовский считал, что посаженная им сосна – южная. Но лесничий Лидского лесничества Игорь Санюк пришел к выводу, что это сосна сибирская, или, как называют ее в народе, кедр сибирский. Дерево это редкое для наших широт.
– В парке «Горни» раньше росла такая сосна, – вращая в руках ветку, прокомментировал Игорь Константинович. – Но, к сожалению, она исчезла. Поэтому дерево в Ходоровцах можно назвать эксклюзивным.
Лесничий Лидского лесничества также добавил, что ходоровская сосна еще молодая и плодоносить начнет лет через 10. Дал Игорь Санюк и совет по уходу: дерево любит простор и тень.
…Евгений Бразовский гордится тем, что оставил после себя такое редкое дерево, и надеется, что последующие поколения сумеют его сохранить. Надеемся на это и мы, коллектив редакции.
P. S. В доме Евгения Антоновича вместо новогодней ели – сосна, но не сибирская, а наша, белорусская. Пенсионер говорит, что это дерево ему милее и куда больше поднимает настроение.