«Стоп-кадр!», или О том, кто сыграл роль девятого апостола в фильме «Христос приземлился в Гродно»
Не каждый из нас может похвастаться тем, что когда-то принимал участие в съемках настоящего художественного фильма. А вот у лидчанина Николая Удовика такой опыт есть. В 1964 году, наряду с именитыми советскими артистами, он играл роль в исторической трагикомедии «Христос приземлился в Гродно» по роману Владимира Короткевича. Фотографии с места съемок до сих пор хранятся в семейном альбоме Николая Анисимовича. Сам же герой статьи большим достижением такой актерский опыт не считает. В биографии любого человека может быть место интересному факту.
– В марте 1964 года вместе с супругой мы отдыхали в Ялте, в санатории Министерства обороны, – рассказывает лидчанин. – И вот однажды, после завтрака, администрация оздоровительного учреждения пригласила всех отдыхающих в клуб, пояснив: приехали представители «Беларусьфильма» и хотят отобрать нескольких человек для съемок в кинокартине. Помню, как костюмеры, художники и режиссер Владимир Бычков к нам долго присматривались. В итоге мне сказали, что я подхожу на роль девятого апостола в фильме «Христос приземлился в Гродно», и пригласили прийти на съемочную площадку уже на следующий день.
Статный молодой офицер Николай Удовик и не заметил, как благодаря случаю и четкой работе кинематографистов перенесся во времена Великого княжества Литовского, когда землями правил король Сигизмунд Август. По сюжету фильма главным действующим лицом являлся уличный шут Юрасе Братчике, обрядившийся в Христа и заставивший народ поверить в сочиненную им легенду. К слову, эта роль в киноленте досталась Льву Дурову, рядом с которым снимались его именитые коллеги: Алексей Смирнов, Любовь Румянцева, Леонид Каневский и другие. Наблюдая за игрой звездного коллектива, Николай Анисимович невольно погружался в творчество. Но самое главное – актерская игра пришлась ему тогда по душе.
Фотография на память: в костюме (в центре) Алексей Смирнов, рядом с ним Лев Дуров, в нижнем ряду второй справа – Николай Удовик.
– В один из дней снимались со Львом Дуровым, – вспоминает мой собеседник. – По сценарию апостолам нужно было нести Иисуса Христа, стоящего на деревянных носилках и благословляющего бедных крестьян. Дуров, молодой, худощавый по телосложению, очень боялся, что упадет. В итоге было решено прикрепить к одной из досок длинный штырь. Когда Лев Константинович становился на носилки, его крепко привязывали к сделанной страховке, а затем надевали на него сценический костюм – длинную белую сорочку. За одеждами штырь был не виден, и актер уверенно исполнял роль, пока мы на уровне своего роста несли носилки. И это не единственное, что актеру пришлось пережить тогда. В момент сцены Дуров никак не мог долго держать руку с сомкнутыми, как нужно для роли, пальцами. Тогда режиссер принял необычное решение. Он сказал, чтобы пальцы руки склеили клеем. Так в итоге и было сделано.
Удалось познакомиться Николаю Анисимовичу и с Алексеем Смирновым – артистом, известным многим лидчанам по фильмам «Операция «Ы» и других приключения Шурика» и «В бой идут одни «старики». Актер тогда приехал на съемки очередного эпизода и не остался неузнанным. Спустя пятьдесят лет наш герой вспоминает эту теплую встречу:
– Три часа Алексей Смирнов рассказывал нам о своей работе в театре, о кинолентах, в которых недавно снимался, о жизни. Мы много смеялись. Честно говоря, каким он виделся нам на телеэкране (эдакий юморист, весельчак), таким оказался и в жизни. Долго не могли его отпустить, а затем решили вместе сфотографироваться на память. К счастью, с собой был фотоаппарат «Зенит», который подарили мне на двадцатипятилетие.
Николай Удовик вместе с напарником в образе апостолов.
Четыре дня вместе с другими актерами массовки Николай Удовик принимал участие в создании эпизодов для художественного фильма. По его словам, люди, которые раньше не имели никакого отношения к кинематографу, свои роли исполняли неплохо. Так, образ Иуды воссоздавал рыбак из местного поселка. Внешне он был очень похож на своего прототипа (и формой лица, и бородой), так что его даже не гримировали. Другим же приходилось перевоплощаться, в том числе и с помощью профессиональных художников.
– Работали с утра до вечера, только с перерывом на обед, – продолжает Николай Анисимович. – В итоге не заметили, как наша актерская карьера подошла к своему завершению. Роли были сыграны, и вскоре каждый из нас, еще немного отдохнув в санатории, вернулся домой – к работе и насущным делам. Но свой творческий отпуск я не забыл: проявил пленку, сделал фотографии, а потом еще долго рассылал их по разным уголкам Советского Союза.
Кинокартину со своим участием Николай Удовик смог посмотреть спустя двадцать пять лет после выхода ее на экраны (по определенным соображениям цензуры фильм долго не пропускали в эфир). Лишь в 1991 году он демонстрировался в кинотеатре «Юбилейный». Там, к слову, вновь произошла встреча нашего героя с режиссером картины Владимиром Бычковым, который, посмотрев фотографии, сделал на одной из них надпись: «Спасибо за память о фильме…»
Сегодня кинолента «Христос приземлился в Гродно» кому-то покажется малознакомой или вообще неизвестной. На смену ей давно пришли боевики, триллеры, бесконечные сериалы. Но есть еще люди, которые с удовольствием пересматривают фильм вновь и вновь. Спустя годы он не утратил актуальности и интересен своим поклонникам, среди которых – житель нашего города Николай Удовик.
Это интересно
Фильм «Христос приземлился в Гродно» кинокритики когда-то называли энциклопедией народной жизни Беларуси 16 века, ставя его в один ряд с «Гаргантюа» Франсуа Рабле и «Тилем Уленшпигелем» Шарля де Костера.
До 1989 года фильм был отложен на полку.