Житель Лиды вручную изготавливает эксклюзивные женские украшения (фото)
На праздниках в Городе мастеров сложно не заметить столик Игоря Филатова с эксклюзивными женскими украшениями ручной работы – серьгами и бусами, браслетами, брошками, колечками. На недавнем празднике города не смог пройти мимо и корреспондент «Лідскай газеты». Взяв в руки украшение и присмотревшись к стеклянным бусинам, переливающимся разными цветами и узорами, чувствуешь тепло – оттого, что впитало оно в себя частичку души мастера. На днях удалось побывать в мастерской Игоря Филатова и понаблюдать, как же рождается красота.
Под мастерскую отведено одно из помещений на территории частного двора. Внутри она оборудована газовой горелкой, вытяжкой и мощнейшим вентилятором. «Сейчас я вам покажу, как все это делается», - говорит мастер и приступает к работе. Для этого берется цветной стеклянный стержень (само стекло Игорь Филатов закупает в Италии или Америке, считая его более податливым) и мандрель – металлический стержень. На пламени горелки при температуре 1300 градусов стекло раскаляется, капелька его наносится на мандрель. Мастер крутит мандрель от себя, чтобы будущая бусина была ровной, с равномерным центром тяжести. «А теперь поколдуем над бусиной, - говорит Игорь. - Сделаем так, чтобы внутри ее был рисунок. Для этого нанесем несколько слоев стекла голубого цвета и несколько прозрачных (цвет стекла при расплавлении меняется)». И снова бусина крутится… Внутри каждого нанесенного пятнышка внезапно оказывается по пузырьку воздуха. Поистине – волшебство. «Пожалуй, сделаем еще один штрих – нанесем точки», - говорит Игорь. Далее бусина ложится на пару часов «под одеяло», в слой ваты. Пока она остывает, с мастером беседуем.
- Может быть, помните, когда-то, 20 лет назад, на заводе «Оптик» делали броши, колечки, - говорит Игорь Филатов. – Занимался тогда этим и я (технология называется фьюзинг). Но потом все как-то утихло… А лет пять назад ко мне подошла младшая дочь Лидия и говорит: «Папа, ты помнишь, как делал броши?.. Я тоже хочу этим заняться». И я купил ей муфтильную печь, все показал, рассказал. В итоге дочь выходила на фестивали и выставки, ее вещи покупали. Вскоре она заинтересовалась новым направлением – lampwork. Единственные курсы по лэмпворку в то время были в Тольятти, я собрал деньги и отправил ее на обучение. Когда дочь вернулась, мы закупили оборудование, материал, фурнитуру. Дочь показала мне свои изделия, я и сам попробовал кое-что сделать. В общем, получилось так: сначала отец научил дочь, потом дочь научила отца. Постепенно творческий процесс пошел.
Игорь Филатов признается, что в молодости не обнаруживал в себе художественной жилки (по профессии он инженер-оптик). И только, воссоединившись с семьей Лозовских (супруга Игоря - Галина – дочь известного лидского художника Николая Лозовского) и занявшись лэмпворком, понял, что некий камертон внутри его все-таки есть. Кстати, коллеги по цеху Игоря отмечают, что он хороший цветовик. А ведь гамма - более трехсот цветов: из двух ярких цветов можно сделать один грязный, а можно и наоборот – сделать очень красивый цвет из двух блеклых. Хотя, говорит мастер, и профессия ему немало помогает - очень важно понимать все процессы, которые происходят со стеклом.
Как и у любого мастера, у Игоря Филатова есть изделия, которые дороги сердцу и которые он ни за какие деньги не смог бы продать. А вообще, оценку своему творчеству он не дает, говорит: мастера должен оценивать покупатель. Так или иначе, изделия лидчанина оцениваются высоко. Игорь Филатов участвовал в престижных фестивалях в Москве «Жар-птица» и «Зимняя сказка».
Однако, продолжим следить за работой мастера… Предстоит весьма ответственный и скрупулезный этап – непосредственно оформление изделия (в нашем случае это браслет). На столе - много маленьких ящичков с фурнитурой. Мастер делает первое звено: надевает на мельхиоровую основу бусину, делает головку, добавляет разные элементы, - каким оно будет в итоге, зависит от замысла. Вся работа выполняется исключительно вручную… Спустя время звенья собраны. Остается застежка и – браслет готов.
Игорь Филатов открывает свою чудесную шкатулку и показывает готовые изделия, выполненные в разной технике и из разных материалов, в том числе – из стекла, в составе которого серебро. Во всем многообразии украшений не найти ни одного одинакового. Неудивительно, что даже изделия из драгоценных металлов ценятся модницами менее, ведь купив браслет или серьги ручной работы (пускай даже из стекла), можно быть уверенным, ни у одного другого человека таких не найти.
Кстати: вся семья Филатовых творческая. Как мы уже рассказывали, младшая дочь Лидия занимается лэмпворком, при этом заниамется на высоком профессиональном уровне. Она участвует в выставках и постоянно совершенствует свое мастерство, имеет свою группу в сети Вконтакте и более двух тысяч клиентов. Старшая дочь Анна рисует. Рисует она с 4 лет, в 11 ее картину купили в Канаду, в 13 – устроили персональную выставку. Сейчас живет под Минском, выставляется в художественной галерее и получает с этого неплохую прибыль. Как ни сворачивали их родители на технические специальности, дар взял свое.