В гараже у жителя Лиды имеются три старых мотоцикла

08 Октября 2014 2701

Можете ли вы себе представить, что что-то из современной авто- и другой техники «проживет» больше 40 лет, при этом не зарумянится ржавчиной, не развалится по запчастям и сможет эксплуатироваться? Я лично – нет. Не верю. Любой современный автомобиль через десяток лет, если не раньше, уже обзаводится «пауками» и требует ремонта. А через 20 лет эксплуатации – переварки кузова, замены многих запчастей, а некоторым и вовсе светит прямая дорога в утиль. Про бытовую технику стоит просто скромно промолчать, так как длительность ее жизни ограничивается, как правило, гарантийным сроком.

Чего, между тем, не скажешь о технике, сделанной при СССР. Начнем с простого: холодильник моего детства «Снайге» до сих пор урчит в летней кухне, пережив «Филипс» и «Норд». Весь в трещинах, с вырванной дверкой морозильной камеры, он успешно справляется с функцией морозильника. Его никогда не ремонтировали.

Настоящий бытовой символ «ревущих» 60-х – пылесос «Ракета». Когда включаешь этот раритет (а он до сих пор находится в рабочем состоянии), возникает ощущение, будто запустил ракетный двигатель. Недаром, видно, получил такое название. Да и внешне он похож на летательный аппарат в миниатюре. Знаю, что многие используют их сейчас во время ремонта: сбитую штукатурку и бетонную крошку «Ракеты» глотают с легкостью. А для обычной невесомой пыли достаточно и современных, более тихих и легких пылесосов.

А стиральные машины-бочки, а вечноработающие мясорубки, а подпрыгивающие в руках, но не собирающиеся «умирать» соковыжималки, с помощью которых можно еще перетирать картофель для драников…

Наверняка у многих сохранились какие-нибудь работоспособные раритеты эпохи Советского Союза, а некоторые намеренно их ищут, покупая старые фотоаппараты, посуду, автомобили, мотоциклы и восстанавливая их. Например, у лидчанина Михаила Киселя – тройка советских двухколесных «лошадей»: «Иж-Юпитер-2» 1969 года выпуска, такого же возраста венгерская «Понония» и «Урал» с 1984 года (сейчас в процессе реконструкции). Все они, как говорят, на ходу и на собственных запчастях.

И как тут не «спеть оду» советскому автопрому? Впрочем, предоставим это сделать владельцу ретроциклов. Кому, как не ему, знать о них если не все, то многое?

Экспресс-интервью

– Миша, почему мотоциклы?

– Они всегда меня привлекали, несмотря на наличие автомобиля. Они более «живые», что ли…

– Тогда почему тех «лохматых» времен?

– Они обладают какой-то харизмой и оригинальностью. И к тому же, интересно ведь – собрать их из родных запчастей, завести…

– С чего все началось, кто «первенец»?

– Все началось год назад с «Урала». Увидев его, не смог отказаться. Его история такова: это бывший милицейский мотоцикл, на нем даже сирена осталась. Бывший владелец его уже реставрировал, но очень долго мотоциклом не пользовался, теперь приходится разбираться с двигателем. На «Урале» они очень «нежные».

Второй мотоцикл – «Иж-Юпитер-2» – я приобрел в Лидском районе, в д. Долина. Он совершенно оригинальный. Владелец хорошо смотрел за техникой, на мотоцикл есть все документы, даже руководство по эксплуатации. Завелся прямо на месте на остатках старого 76-го бензина. Единственное, что хочется сделать, – это обновить краску, хромированные и никелированные части. Главная цель – воссоздать его непременно в том виде, в каком он вышел с завода.

«Понония» приехала к нам на днях из Пинска. При желании мотоцикл тоже можно завести, но нежелательно. Бывший хозяин, видно, пытался установить зажигание с помощью… напильника. Теперь придется все восстанавливать. 

1164

– Есть из чего? Ведь такой модельный ряд мотоциклов давно не выпускается…

– Очень трудно найти оригинальные запчасти… Ижевский завод встал уже давно, последнюю «Пононию» выпустили в 1975 году. «Уралы» еще собирают в российском Ирбите, но, конечно же, модификации совершенно другие. Поэтому запчасти приходится искать очень долго, иногда они обнаруживаются в каком-нибудь сарайчике у хозяина, который когда-то имел такой мотоцикл.

Иногда с помощью интернета. Запчасти к некоторым ретроциклам изготавливают на одном из польских заводиков. Поэтому иной раз для полного восстановления старых мотоциклов надо потратить годы. И стоит это недешево…

Оно и понятно. Ведь увлеченные реставрацией старой техники мотолюбители ищут все оригинальное – вплоть до болтика и гаечки, не говоря уже о более крупных деталях. Например, в той же «Пононии» не хватает одной накладки на бензобак и одна ручка на руле не «родная». Казалось бы, мелочи: поставил две одинаковые – и все дела. Но нет, ведутся поиски именно оригинальных деталей.

А что касается работоспособности старой техники, то ей можно только позавидовать.

– Иной раз, – рассказывает Михаил, – начинаешь разбирать только что приехавший своим ходом мотоцикл – и диву даешься: такие «конструкторские» задумки, которые в него внесены хозяевами, должны просто застопорить весь процесс эксплуатации. Ан нет! Они еще и ездят!

Вот еще и эта выносливость привлекает Михаила в старых мотоциклах. И заставляет еще раз убедиться: раньше делали вещи качественно и на века. А мы все жаловались. И впрямь – большое видится на расстоянии…

Поделиться
0Комментарии
Авторизоваться