В коллекции лидчанина Владимира Лучкинского тысячи образцов натурального камня
Владимир Лучкинский – единственный в Лидском районе и один из немногих в Беларуси, кто профессионально работает с натуральным камнем. Он наладил безотходное производство и находит все новые применения природному материалу, которым богата наша страна.
С Владимиром Савватеевичем мы познакомились во время празднования в Лиде Дня Независимости. С интересом разглядывала я его стеллаж, на котором были представлены десятки каменных образцов: от доисторических ледниковых залежей до драгоценных самородков. Оказывается, это всего лишь тысячная доля его богатой коллекции, которую он начал собирать, еще будучи школьником. Мы договорились встретиться у Владимира Лучкинского в мастерской, под которую он арендует бывшее производственное помещение в Белице.
Казалось бы, камень – он и есть камень. Недаром же народная мудрость гласит: «Тверд, как камень». Однако мастер научился не только резать его, но и получать различные формы. В его кабинете, кроме образцов камня (нашего, местного, который, оказывается, имеет сотни разновидностей), представлена галерея художественных работ. Мастер стал одним из первопроходцев в таком направлении, как живопись на камне. Художественные шедевры – на шедевре природы… Ведь именно шедевром можно назвать загадочный и удивительный материал – камень, который многие, сколько ни стремятся, но так и не могут разгадать, постоянно задаваясь вопросом: растут ли камни? Еще наши предки поклонялись камню и боготворили его. Потому что не могли его понять. Камень был и первым орудием труда. Так что интерес – у нас в крови.
Однако вернемся к художественным работам… Начинал прорабатывать это направление Владимир Савватеевич вместе с художникомВячеславом Мартинкевичем из Сельца, однако более крепкое и плодотворное сотрудничество наладилось с лидским художником Петром Тимофеевым. В соавторстве родились многочисленные работы, часть из которых также была представлена на экспозиции в День Независимости: пейзажи, натюрморты, виды Лиды на камне. Кстати, в связи с грядущим юбилеем города, мастера как раз и делают акцент на местных сюжетах. Особенно привлекают внимание Лидский замок на камне, лев с ключами на камне – отличные сувениры для гостей и украшения для домов лидчан! Но это еще далеко не все… У Владимира Лучкинского появилось еще несколько новых идей, которые, можно предположить, никто до него еще не воплотил. Одна из них – рамки для картин из… камня.
Прежде чем покинуть эту своего рода творческую лабораторию и галерею одновременно, интересуюсь самой личностью мастера. Оказывается, родом Владимир Лучкинский с Урала. «Мне повезло с учителями, – рассказывает он. – Директор школы увлекался туризмом и геологией (что и говорить – Урал!), учитель труда – туда же: приучал к геологии. Поэтому, не раздумывая, поступил в Исовский геолого-разведочный техникум. Молодой тогда был, вдохновленный. А вот настоящей «бедой» было, когда родители выбрасывали камни, которые я каждый раз приносил домой. Бывает, встретишь редчайшее явление: натек железной руды, необычной формы минерал... Однажды нашел так называемые чертовы пальцы – не что иное, как окаменевшие моллюски. Обошел Памир, Тянь-Шань, Кызылкум, Урал… В итоге в коллекции собрались тысячи экземпляров».
А потом судьба привела нашего героя в Беларусь. Забросив геологическую работу, он развивал свой бизнес в Москве. Но побывав однажды у родственников в Лиде, решил… переехать. С супругой за два часа продали хороший дом в Подмосковье и уехали. Некоторое время он не мог определиться, чем же заниматься. А после нашел себя…
«Белорусский камень – теплый и приносит успокоение…» – это говорит мне человек, который обошел многие горы, видел и знает едва ли все каменные сокровища земли!.. Вот именно – знает.
– Очень красив, – продолжает Владимир Савватеевич о местном камне, – не самоцвет и не драгоценный, но как строительный материал – прекрасен.
Более пяти лет потребовалось Владимиру Савватеевичу и его супруге Валентине Николаевне, чтобы создать все, что они сейчас имеют. Начиналось, правда, не все гладко. И лишь путем проб и постоянного стремления самому осваивать что-то новое процесс наладился. В мастерской Владимира Лучкинского два агрегата. На камень опускаются алмазные лезвия. Толщину задает сам мастер, в зависимости от заказа или той задумки, которую он пытается осуществить. Чтобы камень выглядел привлекательно и играл всеми своими узорами, его нужно обработать. Для этого Владимир Лучкинский практикует два способа: пропитку и термообработку. Последний он наглядно продемонстрировал корреспонденту: камень менялся на глазах. Заказов у мастера достаточно много – не только из Беларуси, но и из России, оттуда же к нему поступают некоторые породы. Хотя работает он в основном с местным материалом.
Камень вдохновляет мастера на новые идеи. Одна из последних задумок (кстати, очень практичных) – плитка из нарезанного кирпича, на который нанесена крошка камня. Бесподобно смотрится на каминах! Кстати, когда в начале материала я говорила о безотходном производстве, имела в виду не только использование крошки, но и даже… каменной пыли. Владимир Лучкинский оборудовал свою мастерскую таким образом, что пыль собирается в своего рода канавку. Туда же вливается клей. В смеси с каменной пылью он становится суперпрочным материалом для склеивания каменных фрагментов.
...И все-таки не могу не задать мастеру еще один вопрос: «Так растут ли камни?»
– Камни поднимаются при вспашке полей, – доказывает Владимир Лучкинский. – С каждым годом верхний слой земли освобождается, а нижний слой и грунтовые воды выталкивают на поверхность то, что находится внутри, – остатки ледника. Они, как хорошо забытые старые гости, идут навстречу человеку.