Год культуры: ретроспектива. После шлифовки деталей – на танцы, шлифовать круазе, эфасе…
В апреле исполнилось 55 лет со дня основания в нашем городе народного ансамбля песни и танца «Лидчанка». Об этом коллективе наверняка еще не раз напишут и расскажут как в общем, так и персонально – об основателях, руководителях, участниках коллектива, его заметных достижениях, которые приносили известность Лиде в области, стране и далеко за ее пределами. Я лишь позволю себе сквозь призму этого юбилея вспомнить о человеке скромного труда, но неординарного таланта, который складывал, кирпичик за кирпичиком, успех этого коллектива. Я хочу рассказать о человеке, которого знаю близко, потому что работал рядом с ним, общался и видел его трудоспособность и самоотдачу, – это ныне здравствующий Альберт Сергеевич Рыжиков.
Сегодня он пенсионер, ветеран труда, а в прошлом – на общественных началах солист танцевальной группы ансамбля «Лидчанка». Пишу о нем еще и потому, что он, работая производственным мастером на авторемонтом заводе (ныне – «Лидагропроммаш»), при первой же просьбе руководства возглавить работу по организации танцевального коллектива при существующей художественной самодеятельности откликнулся, на безвозмездной основе принялся за эту работу и, благодаря способностям, напористости и наличию доверия и уважения со стороны людей, сумел это сделать. Он собрал молодежь, словом и делом заинтересовал ее, объяснив, что танец не только украшает быт и способствует формированию правильной и красивой осанки и изящных движений, но и дает познания в изучении характеров многих народов, вызывает положительные эмоции, создает хорошее настроение и оказывает разностороннее благоприятное влияние на человека. Танцевальный коллектив завода под его руководством стал, на мой взгляд, лучшим в городе и в отрасли «Белсельхозтехника».
По себе знаю, насколько танцы – энергозатратный труд, требующий со стороны руководителя не только физических усилий, но и знаний, терпения, умения ладить с уже сформировавшимися личностями, поскольку в познании танца есть своя азбука и своя грамматика. Я и по сей день удивляюсь, когда вспоминаю Альберта Сергеевича в то время… Спрашиваю у себя: где этим русским парнем, родившимся на Смоленщине за четыре года до Великой Отечественной войны в семье офицера Красной Армии и эвакуированным с матерью в глубокий тыл, на Урал, приобретены эти способности? Там, в тылу, люди вынуждены были думать только о работе для фронта и об установленных хлебных пайках, чтобы выжить, не имея никаких шансов для развития у детей каких-либо эстетических познаний. В его детские годы негде и некогда было познавать что-то о хореографии, об упражнениях по постановке корпуса, головы, позиций ног и положений рук. Взамен таким урокам была улица. Война разлучила Альберта Рыжикова с отцом, и он перешел в разряд детей, которых называли безотцовщиной. Однако обучение профессии и работа токарем на металлургическом заводе Нижнего Тагила помогли рано повзрослеть и стать помощником в семье. Затем – служба в армии, где он впервые соприкоснулся с танцами, начав участвовать в армейской художественной самодеятельности. После службы он едет в Беларусь, в г. Лиду, куда переехала его мать. Здесь и начались его «университеты». Он экстерном сдает школьный курс и поступает в вечерний техникум, а в промежутках между работой и учебой находит время ходить на репетиции в дом культуры обувной фабрики, где работал вначале токарем, затем наладчиком машин. Существующая на то время система смотров и конкурсов самодеятельности способствовала тому, что его дарование заметили и пригласили танцевать в городской Дом культуры. Там он серьезно начал заниматься хореографией и вскоре стал ведущим самодеятельным артистом коллектива. Его творческое развитие получило новый толчок с приходом в коллектив «Лидчанки» профессионального хореографа Анатолия Кононова. При нем начались обязательные системные занятия у гимнастического станка и разучивание характерных народных танцев, что впоследствии пригодилось Альберту Рыжикову как самостоятельному хореографу уже у нас на заводе. Я часто со стороны наблюдал за его репетициями. он употреблял незнакомые мне слова, например: «девочки, делаем круазе вперед и назад» или «я прошу вас сделать эфасе назад и вперед». Я эти термины воспринимал как односложное действие, а оказалось, как объяснили мне потом, в них заложена совокупность движений, в которых подразумевается от трех до десяти фигур и положений тела.
Вершиной творческой работы Альберта Сергеевича как руководителя танцевального коллектива на заводе и как самодеятельного артиста, на мой взгляд, стало выступление с двумя танцевальными композициями (молдавской и венгерской) по итогам скрупулезнейшего отбора на правительственном концерте по поводу вручения тогдашнему руководителю Беларуси Петру Машерову звезды Героя Труда. Участие в таких мероприятиях – не только результат большой работы, но и, прежде всего, свидетельство уровня труда. Встает риторический вопрос: откуда у этого самоучки без классического образования такие познания в танцевальном искусстве, в фольклоре многонационального СССР?.. Не побоюсь сказать, что этот артист – самородок, отшлифованный в процессе неустанного труда. Кстати, в его биографии есть поступок, подтверждающий наличие лучших человеческих качеств. Это было давно и было на расстоянии вытянутой руки… Рискуя собой, он помог обезвредить насильника. О смелом поступке сегодня напоминает наградной подарок с именной надписью Министерства внутренних дел страны. Пожалуй, на этой ноте и закончу повествование о необыкновенном человеке, которого, надеюсь, помнят и ценят до сих пор многие лидчане.
Участники художественной самодеятельности авторемзавода на смотре в Минске. Альберт Рыжиков – в нижнем ряду, второй справа