Голос лидчанина звучал в Кремле
С лидчанином Зеноном Бенько я раньше никогда не была знакома напрямую. Но при подготовке различного рода статей нередко всплывала его фамилия.
Так, например, в свое время довелось писать о поиске захоронений евреев, расстрелянных фашистами в годы войны. Точное место на бывшем стрельбище за Северным городком указал тогда Зенон Бенько, и благодаря этому была приоткрыта еще одна страница истории Лиды, а на могиле погибших мирных жителей установлен памятник. Оказывается, вместе с семьей мальчик жил на улице Кошаровой (сейчас Красноармейская), и цепкая детская память навсегда сохранила страшные события тех лет.
Всегда, когда руководители Дома польского рассказывали корреспонденту об оглушительном успехе выступлений самодеятельных коллективов, и в частности коллектива “Сибиряк”, на различных выездных мероприятиях, обязательно подчеркивалась роль Бенько как солиста.
Также вспоминается, что на фестивале национальных культур Лидчины довелось брать интервью у жительницы польского города Люблина. На вопрос, что больше всего понравилось на празднике, гостья ответила, что расчувствовалась от проникновенного исполнения со сцены Зеноном Бенько “Песни о Лиде”, слова которой он написал сам.
Честно скажу, меня саму всегда трогали выступления Зенона Болеславовича. И не только уникальностью мощного голоса. Песни в его исполнении, особенно патриотического звучания, кажется, проникают в самое сердце и вызывают поток положительных эмоций.
Словом, неудивительно, что меня, как журналиста, заинтересовал этот неординарный человек, и я решила подробнее рассказать читателям о Зеноне Бенько.
...Собеседник показал мне фотографии, документы, грамоты и благодарности из своего личного архива. Среди них очень много уникальных. Пропуск в Кремлевский театр, датированный 29 февраля 1964 года, а также поздравление с успешным выступлением на сцене этого театра, автограф космонавта Павла Поповича и его жены, который они оставили лично Зенону Бенько во время выступления самодеятельных артистов Гродненщины в Звездном городке…
Отметила для себя, что речь Зенона Болеславовича на русском языке очень грамотная, никакого акцента и “тросянки”.
– Когда закончилась война, – рассказывает собеседник, – мне исполнилось девять лет, давно пора было идти в школу. Но особого желания у меня не было, так как преподавание в СШ №1 велось на русском языке, которого я не знал. Ведь в моей семье, в моем окружении всегда разговаривали только на польском языке. Поэтому в первом классе я постигал азы русской грамоты. Зато второй и последующие классы окончил на “отлично”…
Божью искру песенного таланта в Зеноне Бенько разглядел известный на то время в Лиде музыкальный руководитель Геннадий Богданович. Он и привел школьника-подростка в городскую самодеятельность солистом. А после окончания семи классов мальчик решил “строить” песенную карьеру. Открыл справочник для поступающих, прочитал, что в Ленинграде есть государственное училище при Государственной ордена Ленина консерватории имени Римского-Корсакова и отправился в город на Неве. И представьте себе – поступил, один из тридцати претендентов на место!
Но через некоторое время Зенона Бенько призвали в армию. Призывали из Лиды, поскольку тут у него была постоянная прописка. Предлагали служить в Северном городке, планировали прикомандировать к пехотному клубу. Однако юноша по примеру товарищей пожелал служить на Дальнем Востоке. Правда, здесь звонкоголосого уроженца Лиды заприметили и закрепили за окружным ансамблем песни и пляски Дальневосточного военного округа. Вместе с творческим коллективом Зенон Бенько поколесил по Забайкалью, был на Урале, несколько раз в Китае.
После службы в армии судьба могла повернуться по-разному, но он решил вернуться в родной город. Новой вехой для Зенона Бенько стало участие в 1961 году в конкурсе молодых исполнителей Беларуси. Представительное жюри присудило ему за выступление диплом первой степени, а Министерство культуры республики рекомендовало для поступления в Гродненское музыкальное училище. Во время учебы вместе с самодеятельным ансамблем “Неман” в качестве солиста довелось побывать в Москве и выступать в Кремле. Песня Семеняки “Ты мне вясною прыснілася” в исполнении Зенона Бенько произвела фурор.После окончания музучилища были два варианта по-новому начать трудовой путь: в Государственном народном хоре или во Львовской филармонии. Выбрал последнее. И все же через несколько лет (руководство города пообещало, что обеспечит жильем) опять вернулся в Лиду. Работал преподавателем в музыкальном училище, затем возглавлял культурно-массовый сектор профкома “Лидсельмаша”…
Зенон Болеславович говорит, что ни о чем в своей жизни не жалеет. Хотя она могла бы сложиться по-другому, имел бы звание заслуженного или народного артиста… Но и сейчас Зенон Бенько имеет то, что ему дорого. Его голос по-прежнему звучит со сцены. У Зенона Болеславовича есть любимая семья, которой очень гордится (особенно внуками). В свои 76 лет он уверенно идет по жизненному пути в ладу с собой и с окружающими, не терпит невежества, хамства, предательства. А еще он пишет стихи на польском, русском и белорусском языках, которые посвящает своим родным и близким. Для любимой Лиды он написал следующие строки:
Радзіма там, дзе ты радзіўся.Радзіма там, дзе вырас ты. Радзіма там, дзе ты хрысціўся.Радзіма там, дзе карані.