Жительница Лиды коллекционирует репродукции картин известных художников

27 Января 2014 4092

Репродукции картин известных русских и европейских художников лидчанка Клавдия Пантелеевна Богданович (на снимке) коллекционирует более полувека. Еще в молодости, когда жила в сибирской деревне, ее сильно впечатлили репродукции картин на страницах популярного в то время журнала «Молодой колхозник», который читали жители деревни. Вырезки из этого журнала и положили начало многолетнему коллекционированию. В дальнейшем в этом занятии помогали журналы «Работница» и «Огонек», календари «В мире искусства» и другие источники. Увлечение Клавдии Пантелеевны разделял ее муж, который активно помогал ей в приобретении репродукций, в пополнении коллекции. Параллельно женщина стремилась почерпнуть как можно больше информации о той или иной картине, об ее авторе.

Не хобби, а часть жизни

Ей есть что рассказать о каждой репродукции из своей богатой коллекции, о каждом художнике, чей шедевр попал в ее альбом. Когда Клавдия Богданович листала перед корреспондентом большой альбом и рассказывала о картинах, создавалось впечатление, что она когда-то получила художественное образование, – настолько зрелыми и тонкими были ее суждения и столько она могла поведать об авторах картин. Не без удивления я узнал, что трудовой путь этой женщины был далек от живописи: работала в Тюмени на стройке, а здесь, в Лиде, – на заводе «Оптик». Но для человека с разносторонними интересами и со стремлением быть подкованным в своем хобби нет преград в самообразовании. И когда вместе с Клавдией Пантелеевной просматриваешь альбом с репродукциями картин – как будто совершаешь увлекательную экскурсию по большой художественной галерее в сопровождении опытного экскурсовода.

Картины русских художников XIX-XX веков чередуются здесь с творениями европейских живописцев эпохи Возрождения и XVII века. “Это последний оставшийся у меня большой альбом с репродукциями, – говорит пенсионерка. – Здесь собраны наиболее дорогие моему сердцу произведения живописи разных мастеров и эпох”. Уже один этот альбом впечатляет богатством и разнообразием коллекции. Трудно представить масштабы коллекции, когда у Клавдии Пантелеевны было несколько таких альбомов. Часть репродукций женщина передала в историко-художественный музей, часть – в художественную школу, еще часть – в Березовскую детскую школу искусств, что-то раздарила друзьям, знакомым… В оставшемся альбоме встречаются в основном портреты и сюжетные картины с изображением людей, реже попадаются пейзажи и совсем редко – натюрморты. В числе наиболее известных попавших на страницы альбома картин – “Иван Грозный и сын его Иван” Репина, “Переход Суворова через Альпы” Сурикова, “Неравный брак” Пукирева и другие. 

«Не перестаю удивляться живописи!»

Клавдия Богданович любит сравнивать портреты одной и той же личности в изображении разных художников. Так, свой Пушкин у Кипренского и Тропинина, свой Ленин у Сысоева и Китаева, по-своему изображают разные мастера живописи Лермонтова, Некрасова, Льва Толстого…

По-особому впечатляют Клавдию Пантелеевну так называемые фаюмские портреты работы неизвестных египетских авторов: на портретах, дошедших до нас аж со II века, лица людей – как живые и словно изображены только вчера. “Как мне удалось узнать, – говорит женщина, – портреты этих людей писались при их жизни, а после их смерти помещались в могилу. И по прошествии стольких веков люди на фаюмских портретах – как живые”. 

– …А давайте сравним битву Пересвета с Челубеем в изображении двух художников, – сопоставляет Клавдия Пантелеевна две совершенно разные картины, написанные на один и тот же сюжет. – Авилов сумел передать движение, экспрессию, жаркий поединок, а у Глазунова поединщики – застывшие, словно статуи, никакой динамики. Между тем, Глазунов – академик, а Авилов – малоизвестный художник. Но мне работа Авилова нравится больше. 

IMG 3218

– Работы Перова близки мне потому, что он, считай, мой земляк, – продолжает женщина. – Перов тоже жил в Сибири, в Тобольске, а я – за сотню километров от Тобольска. “Первая зелень” Остроухова очень дорога мне тем, что этот пейзаж сильно напоминает мою родную сибирскую деревню. Напоминают мне о детстве и “Ночные рыболовы” Прянишникова: на картине изображена ловля рыбы острогой – как ловят рыбу острогой, я не раз видела в детские годы. А вот эта девушка-итальянка с портрета работы Боттичелли – ну точная копия одной моей одноклассницы!.. 

– Не перестаю удивляться живописи! – признается Клавдия Богданович. – Как тонко передает она чувства и настроения изображенных людей, явления природы! Столько лет собираю репродукции – и не перестаю удивляться этому виду искусства.

В коллекции – народная мудрость

Помимо большого альбома, имеются у Клавдии Пантелеевны и четыре альбома с репродукциями небольшого формата (а было таких альбомов двенадцать). Приобрела она и двадцать книг из серии «Сто великих художников». Для внука бабушка делает познавательные альбомы с вклеенными вырезками из газет и журналов (в том числе и из «Лiдскай газеты», которую неизменно выписывает более сорока лет – сколько живет в Лиде) – уже с десяток таких альбомов ему передала. А самое новое увлечение Клавдии Богданович – коллекционирование… пословиц и поговорок. За три года собрала их на одиннадцать тетрадей, сейчас пишет двенадцатую. 

– Какие-то пословицы воспроизвожу в памяти, какие-то – выписываю из журналов, книг (но не из сборников пословиц!), – рассказывает женщина. – У нас в Сибири, в деревне, много их употребляли. Собираю только старые и в основном – русские. Есть в моих тетрадках и арабские, среднеазиатские пословицы. Люблю проводить параллели между крупицами русской мудрости и восточной. Например, все мы знаем пословицу “На Бога надейся, а сам не плошай”. А на Востоке говорят так: “На Аллаха надейся, а верблюда привязывай”. Пословица “Собака лает – ветер носит” в Азии звучит так: “Собака лает – караван идет”. Таких параллелей могу привести много…

Клавдия Пантелеевна не исключает, что ее тетради с пословицами и поговорками могут сослужить хорошую службу какому-либо ученому-словеснику для написания диссертации.

– Мои подруги-пенсионерки все что-то вяжут, вышивают – а я все клею и пишу, пишу и клею, – улыбается Клавдия Пантелеевна.

Поделиться
0Комментарии
Авторизоваться