Как 25-летняя лидчанка стала звеном цепи распространения наркотиков, и что из этого вышло
«Признать виновной в незаконных с целью сбыта приобретении, хранении, перевозке психотропных веществ, совершенных в отношении особо опасных психотропных веществ, в крупном размере. На основании ч. 3 ст. 328 УК назначить наказание в виде лишения свободы сроком на шесть лет с отбыванием в исправительной колонии в условиях общего режима со штрафом в размере семидесяти базовых величин. В соответствии со ст. 46-1 УК взыскать с виновной доход, полученный преступным путем, в размере 147 рублей. На основании ч. 1 ст. 107 УК применить в отношении обвиняемой принудительное лечение от алкоголизма».
Такой вердикт вынес суд Лидского района в отношении 25-летней лидчанки.
Когда осенью прошлого года Анна (имя изменено) стала звеном преступной цепи, о том, что в итоге получит такое серьезное наказание, не думала. Результат для нее был важен здесь и сейчас.
За несколько месяцев до произошедших событий Анна вернулась в Лиду из России, где находилась на заработках. Поселилась у знакомой. Вскоре заработанные деньги закончились, и девушка решила найти себе работу. Правда, трудиться на производстве или в какой-либо организации Анна не хотела. Зато обрадовалась сообщению, что пришло ей через социальную сеть. Девушку спрашивали, желает ли она заработать без особого труда. Какая это работа, Анна догадывалась, но ответила согласием. После этого ей была сброшена ссылка, по которой она прошла в мессенджер и продолжила общение с мужчиной, что значился под учетной записью «Андрей». В ходе переписки «работодатель» подтвердил, в чем непосредственно будет заключаться работа Анны: деньги она будет получать за доставку не совсем легальных курительных смесей – наркотиков и психотропов.
Прошло несколько дней, и девушка получила сообщение, в котором было дано первое задание: необходимо поехать в Гродно и там, в лесном массиве, забрать свертки с наркотическими и психотропными веществами. Сообщение подкреплялось фотографией, где именно находятся свертки. Анна отправилась в дорогу. По полученным ориентирам на окраине города нашла лесной массив и указанное место. Вблизи дерева обнаружила десять свертков желто-зеленого цвета. Сразу, не выходя из леса, открыла один из них. Попробовала содержимое и поняла, что в пакетах находится обычная мука, а не наркотик (к сожалению, опыт в «снятии пробы» с таких веществ у Анны имелся). «Значит, это проверка», – решила для себя девушка, но продолжила выполнять задание. Пакеты необходимо было разложить в том же лесу, сфотографировать места закладок с координатами и отправить «Андрею». Правда, раскладкой самих пакетов утруждать себя девушка не стала (мол, за мукой все равно никто не придет), а лишь сделала фото предполагаемых схронов с координатами и отправила в чат. Вскоре получила ответ, что претензий нет, закладку провела правильно. Однако похвала не была подкреплена материально: деньги за свои действия Анна не получила.
Через некоторое время «Андрей» вновь напомнил о себе сообщением. Девушке была поставлена задача забрать сверток с наркотическими и психотропными веществами в Гродно, но на этот раз разложить их в лесном массиве на окраине Лиды. Анна опять отправилась в поездку. Так же, как и в прошлый раз, по фотографии с координатами, нашла сверток с 15 пакетиками. Когда вернулась домой, продолжила выполнять задание «работодателя» и о выполнении отчиталась ему фотографиями. За это получила вознаграждение в 147 рублей. Сумма была перечислена на банковскую карточку знакомой Анны. Происхождение денег последняя объяснила любовью к ней отца, мол, родитель не может оставить дочь без средств к существованию, вот и делает денежные переводы.
Вдобавок к полученным деньгам Анна оставила для себя часть товара: два из пятнадцати пакетиков не заняли свое место в закладках. Вещество одного из них Анна вскоре пустила в ход. Как-то вечером, уединившись в подъезде дома, сделала себе наркотическую инъекцию. После этого девушка отправилась бродить по городу. Время близилось к 11 часам вечера, когда Анну остановили сотрудники милиции, которые несли службу по охране общественного порядка. Поведение девушки было неадекватным, речь невнятной, однако от нее не исходил запах алкоголя. У стражей порядка появились достаточные основания полагать, что молодая лидчанка находится под воздействием наркотиков или психотропных веществ и, возможно, хранит их при себе. Девушке предложили добровольно выдать запрещенные к обороту вещества, однако сделать это она отказалась. Тогда Анне сообщили, что ее доставят в Лидский РОВД для дальнейшего разбирательства, в том числе для освидетельствования в психонаркологическом диспансере и для личного обыска (его должна провести сотрудник-женщина). Впрочем, еще до проведения личного обыска в здании милиции на предложение достать из карманов все содержимое девушка выложила на стол свой мобильный телефон и… полимерный сверток. На вопрос: «Что в нем?» – ответила, что это принадлежащее ей психотропное вещество.
Немного позднее Анна указала сотрудникам милиции места закладок, которые она сделала. Немаловажную роль сыграло то, что девушке объяснили: если от оставленной в схроне дозы погибнет какой-либо человек, то она будет осуждена по части 5 статьи 328 УК, которая предусматривает лишение свободы на срок от двенадцати до двадцати пяти лет со штрафом или без.
Однако суд, который состоялся, не усмотрел в действиях обвиняемой активного способствования выявлению преступления, поскольку отсутствовал основополагающий принцип добровольности. А под добровольностью следует понимать действия, когда лицо, имея возможность и далее совершать запрещенные уголовным законом деяния с психотропными веществами, по своей воле передает их или информацию о месте их нахождения органам уголовного преследования до предъявления требований об их сдаче, в том числе перед началом производства следственного действия в помещении обыска. Вместе с тем при постановке приговора как смягчающее обстоятельство суд учел чистосердечное раскаяние Анны в совершенном преступлении. Как отягчающее обстоятельство – совершение преступления в состоянии, вызванном потреблением психотропных веществ, совершение преступления из корыстных побуждений.
За преступлением, связанным с приобретением, хранением, сбытом наркотических и психотропных веществ, следует весомое наказание. Об этом нужно помнить тем, кто как звено находится в преступной цепи или планирует им стать.