Стратегия ОАО «Лидапищеконцентраты» – высокий уровень качества, гибкая политика в вопросах производства и сбыта, открытость свежим идеям

18 Июня 2020 1227
В настоящее время ОАО «Лидапищеконцентраты» выпускает продукцию под четырьмя брендами («Лидкон», «Хрумстик», «Tvitnik», «Лидские приправы»), которые хорошо известны не только в нашей стране. Это неудивительно, так как предприятие является экспортно ориентированным.

В целом, сегодня здесь выпускается более 140 наименований продукции. О том, какие из них особенно интересны зарубежному потребителю, куда поставляются лидские концентраты, какая работа проводится акционерным обществом по росту экспорта и, в частности, дальнейшему расширению рынков сбыта, рассказали в интервью нашему изданию представители ОАО «Лидские пищевые концентраты» – заместитель генерального директора по коммерческим вопросам Вадим Михаловский и начальник отдела продаж по экспорту Елена Черняк.

– ОАО «Лидапищеконцентраты» отгружает за пределы Беларуси значительную часть выпускаемой продукции. Сегодня на долю экспорта приходится около 29% от общего объема производства предприятия, – ввел в курс заместитель генерального директора Вадим Михаловский. – Основным импортером является Российская Федерация. На эту страну приходится большинство нашего экспорта. Но и в других странах, на разных континентах, к нашей продукции также проявляется интерес.

– А какие пищевые концентраты лидского производства наиболее интересны зарубежному потребителю?

В. Михаловский:

– Вообще, у нас экспортируется весь ассортимент продукции. Но наибольшая доля отгрузок, и прежде всего в Россию, приходится на брикетированные супы и каши (гороховые, перловые, гречневые). 

– А почему эта продукция для них так привлекательна? 

В. Михаловский:

– Брикетированные супы и каши – это вообще уникальный продукт. На территории Беларуси мы – единственное предприятие, которое делает такую продукцию. В России тоже есть такие предприятия. Но лидские брикетированные супы и каши стали для россиян традиционным продуктом еще с советских времен, когда наша продукция поставлялась по всему СССР. С тех пор потребитель по достоинству оценил ее качество, вкус, удобство в использовании, и это ценится до сих пор. Ну, и культура потребления супа у россиян еще со времен СССР на высоком уровне. А что касается конкурентов, то мы конкурируем на рынках качеством нашей продукции. Высокий уровень качества – хочу подчеркнуть это особо – является стратегией нашего предприятия. 

В 2019 году первая партия (причем большая) брикетированных супов была отправлена в Казахстан, отгружаем мы этот вид продукции также на рынок Европейского союза и в другие страны. 

– Давайте поговорим про эти другие страны. Куда, кроме России (к ней мы вернемся чуть позже), поставляется продукция вашего предприятия? И какая?

В. Михаловский:

– География поставок у нас довольно обширная. В то же время мы продолжаем активно искать новые рынки сбыта, и небезуспешно. Так, в 2019 году впервые отгрузили продукцию в Швейцарию, Латвию, Грузию. Я уже упоминал Казахстан. Также мы отгружаем продукцию в Армению, Украину, Молдову. А в первых числах января 2020 года предприятие отгрузило первый вагон с продукцией ОАО «Лидские пищевые концентраты» в Китай.

– А как удалось установить контакты с этой страной?

Е. Черняк:

– В прошлом году, в ноябре, наше предприятие приняло участие во 2-й Международной выставке продуктов питания в Шанхае. Итогом стали переговоры с китайской стороной и отгрузка первого вагона с нашей продукцией. 

В 2019 году ОАО «Лидапищеконцентраты» приняло участие и в ряде других зарубежных выставок. Это такие выставки, как «Продэкспо-2019» в Москве, Международная выставка продуктов питания в Польше «World Food Poland-2019», Международный съезд ритейлеров и поставщиков в Алма-Ате (Казахстан), выставка «Made in Belarus» в Тбилиси (Грузия), международные выставки продуктов питания в Аргентине, Кении (г. Найроби), Омане.

По результатам этих выставок были заключены договоры на поставку нашей продукции, что в перспективе позволило предприятию в прошлом году заметно увеличить объем экспорта. В 2019 году (в сравнении с 2018-м) объем экспорта составил 117,2 процента. Это произошло, еще раз подчеркну, в немалой степени за счет расширения географии поставок. 

– Вот вы перечисляете страны, и сразу становится любопытно: а какой именно продукцией ОАО «Лидапищеконцентраты» там заинтересовались? Взять, к примеру, Грузию. Там же, не секрет, своих приправ столько… А что вы туда поставляете?

В. Михаловский:

– Кукурузные палочки, продукты быстрого приготовления, супы, не требующие варки, и в том числе приправы нашего производства. Да, Грузия богата своей острой кухней и традиционными национальными приправами. Но лидское предприятие производит настолько качественные приправы, что они по вкусу оказались для наших грузинских партнеров предпочтительнее. 

– А в Швейцарию?

В. Михаловский:

– Кукурузные палочки, приправы торговой марки «Tvitnik» (так как они без соли и глутамата натрия – одним словом, натуральные продукты). Европейский рынок очень обращает внимание на качество и натуральность. Заинтересованы там также в поставках круп нашего производства (гречневой крупы, хлопьев овсяных), супов быстрого приготовления на кружку и других продуктов.

– А в Латвию?

В. Михаловский:

– В Латвию поставляется большой ассортимент, начиная с супов, приправ и т. д. В том числе латышей заинтересовала  наша линейка продуктов здорового питания, например, палочки кукурузные с льняной клетчаткой. Данный продукт является новинкой 2019 года. Свой рынок нашла еще одна наша новинка для здорового питания – пряные морские соли. Этот натуральный продукт подвергается минимальной обработке, и именно на это качество обратили внимание наши латвийские партнеры. 

– Не может не впечатлять, что ваше предприятие осуществляет поставки во многие страны, ближние и дальние, в том числе в страны Евросоюза, Северной Европы, где планка требований к качеству продуктов питания особенно высока. Но так как львиная доля экспорта у вас все же приходится на обширный российский рынок, расскажите, пожалуйста, подробнее, как вам на нем работается,  в каких регионах вы присутствуете, какие перспективы.

В. Михаловский:

– Мы присутствуем во многих регионах Российской Федерации, и география поставок продолжает расширяться. Самые емкие рынки, куда мы сейчас отгружаем продукцию, – это Москва и Московская область. В 2019 году пришли в новые регионы – в Калининградскую область (туда поставляем большие объемы кукурузных палочек), Рязанскую, Орловскую, Брянскую области (там востребованы наши супы и каши в брикетах, супы в пакетах и другое). В 2019 году по итогам проведенных переговоров, командировок были также открыты новые рынки: Краснодарский край, Алтайский край, Волгоградская, Ростовская области, Республика Башкортостан, Республика Татарстан.

– А выгодно ли поставлять пищевую продукцию на большие расстояния? В Алтайский край, например. 

Е. Черняк:

– Находим решение с помощью грамотной логистики. Мы целенаправленно расширяем свое присутствие на более отдаленных территориях России, чтобы покупатель и там, а не только в центральных округах узнавал продукцию ОАО «Лидапищеконцентраты». Такая задача поставлена как стратегическая перед отделом внешнеэкономической деятельности.

В. Михаловский:

– Расширение рынков сбыта и диверсификация экспорта являются основной задачей и для предприятия в целом. Причем, отправляя свою продукцию в дальние регионы, мы максимально ищем возможности по загрузке в обратную сторону сырьевой составляющей для нашего производства. Именно при таком подходе в логистике можно получить максимальную выгоду для предприятия.

– Но если вы будете активно расширять географию российского рынка, то и процент поставок в эту страну может вырасти. В чем же тогда диверсификация?

В. Михаловский:

– Но мы и на другие страны смотрим. К слову, сегодня нам все они интересны. Прорабатываются страны Африки, азиатское направление. Китай, к примеру, о котором у нас уже шел разговор. Причем хочется добавить: мы не собираемся в этой стране (в Китае) останавливаться на работе только с одним клиентом. Сейчас ведутся переговоры еще с одним административным центром Китая  – Гонконгом.

Е. Черняк:

– Если говорить о конкретных странах, то могу добавить, что на перспективу у нас прорабатываются также рынки сбыта Польши, Литвы, Азербайджана, Чехии. Осваиваются рынки Израиля и Узбекистана. Мы стремимся расширять свое присутствие в странах СНГ и Восточной Европы. 

В. Михаловский:

– В дополнение к сказанному отмечу, что политика ОАО «Лидапищеконцентраты» в вопросах производства и сбыта очень гибкая. Нашему предприятию интересен любой рынок сбыта, мы готовы рассматривать самые разные варианты. К примеру, с учетом того, что в разных странах культура потребления отличается, мы готовы осваивать для новых рынков сбыта новую продукцию, учитывая страновое направление индивидуально. Так, для китайского рынка предприятие осваивает новые продукты, которые по культуре потребления и вкусовым качествам подходят для населения данной страны.

Но что касается вопросов качества, здесь политика предприятия остается неизменной. Некоторые производители сегодня не считают зазорным немного пожертвовать качеством, чтобы снизить цену продукта. Но этот путь не для нас, потому что высокий уровень качества, как я уже подчеркивал, является стратегией нашего предприятия. И он заключается не только в точном соблюдении всех технологических процессов. Для производства мы используем отборное сырье. У нас имеется собственная лаборатория, где осуществляется входной контроль всего поступающего сырья. И если у нас оно не подходит по показателям, то лаборатория не допускает его к производству, и мы возвращаем его обратно производителю. И такие случаи у нас бывают на практике. У нас очень высокие требования к качеству поступающего сырья и выпускаемой из него продукции.

Для потребителя также важны натуральность нашей продукции, хорошие вкусовые качества. Он за это голосует рублем. Конечно, и сам бренд «Лидкон» играет роль. Его узнаваемость сегодня на высоком уровне. 
 
Качественное натуральное сырье, качественные добавки, строгое соблюдение технологий – это то, что делает продукт привлекательным для потребителя.

– А с приобретением качественного сырья нет проблем?

В. Михаловский:

– В настоящее время в ОАО «Лидапищеконцентраты» прилагается максимум усилий к поиску сырья именно там, где оно произрастает, то есть в стране его происхождения. Ведь именно там оно и качественнее, и, что немаловажно, как правило, дешевле. Именно туда мы выезжаем, вылетаем и там подбираем поставщиков сырья – в этом плане работа предприятия стала намного гибче. 

Могу привести пример: крупы для нашего производства теперь поставляются в необходимых нам объемах от российского производителя, минуя всех посредников, причем из той местности, где они традиционно успешно культивируются и, соответственно, при высоком качестве имеют невысокую цену. Как пример еще могу добавить, что сегодня предприятие освоило поставки риса из Пакистана от первого производителя. Прорабатывается вопрос поставок перца из Вьетнама, арахиса из Узбекистана – то есть азиатское направление актуально для нашего предприятия как в экспорте, так и в поставках сырья на производство. Это, кстати, политика нашего государства – минимум посредников и работа с первым производителем. Такой подход снижает себестоимость выпускаемой продукции, что отражается потом в снижении цены для покупателя на полках в магазинах.

– А вас не упрекнут, что вы таким образом игнорируете отечественного производителя?

В. Михаловский:

– По сырью мы работаем также и с производителями из Беларуси, таких контрактов очень много. Основные критерии по определению поставщика – качество и цена. Есть сырье, которое не произрастает у нас, тогда необходимо работать над его поиском за пределами страны. При этом закупать его по импорту от первого производителя намного выгоднее, чем через посредников в Беларуси. И мы это учитываем. Это экономика. Мы считаем деньги. 

– А вы туда свою готовую продукцию тоже отправляете?

В. Михаловский:

– Конечно, отправляем! И если вы подводите беседу к обсуждению сальдо внешней торговли, то отвечу: экспорт у нас превышает импорт. Нельзя, чтобы было наоборот. Наше предприятие за пределы страны продает больше, чем покупает. И это касается не только России, но и всех других стран, где мы приобретаем сырье.

В наших планах – и в дальнейшем наращивать экспорт, открывать новые рынки сбыта. Несмотря на то что нашему предприятию уже 75 лет, оно в то же время благодаря грамотному руководству, целеустремленной команде специалистов и сплоченному трудовому коллективу современное, открытое всему новому, интересное для сотрудничества. С любыми регионами и странами. И мы готовы рассматривать любые варианты взаимодействия, если это сотрудничество обещает быть взаимовыгодным.
Текст: Светлана Медуница.Светлана Медуница.
Поделиться
0Комментарии
Авторизоваться