Как в Лидском районе создается хрустальная классика. Репортаж с отдела главного художника стеклозавода «Неман»

04 Декабря 2019 2661
В отделе главного художника стеклозавода «Неман» журналисту показали новинки из стекла и хрусталя, в том числе существующие в единичных экземплярах.

Оригинальные, необычные и просто красивые изделия из стекла и хрусталя встречают тебя повсюду, едва попадаешь на территорию ОАО «Стеклозавод «Неман» – начиная от торговой точки в фойе предприятия, кабинетов и производственных подразделений и кончая выставочными залами. Самая захватывающая экспозиция, естественно, находится в заводском музее. А самая интригующая – в выставочном зале отдела главного художника (ОГХ). Ведь здесь можно увидеть в том числе изделия, которые на данный момент пока больше нигде (такая вот тавтология) и не увидишь. Потому что они только-только материализовались в единичных экспериментальных экземплярах, а до этого существовали лишь в воображении художников. 

Бокал-подсвечник, «ковбойский» стакан, «ледяной» фужер – фантазия авторов безгранична

На днях мне представилась возможность познакомиться с некоторыми из последних разработок и в целом с работой отдела главного художника. Возглавляет его Сергей Шетик. Под его руководством в отделе работают три художника: Василий Самохвалов, Галина Сидоревич, Евгений Латушко. Вместе с Сергеем Ивановичем мы зашли в выставочный зал ОГХ. Он представляет собой помещение, сплошь оборудованное стеллажами и подиумами, на которых демонстрируются образцы новых изделий – творческие искания художников стеклозавода, реализованные в стекле и хрустале, – за последний год.  

Каждое изделие имеет автора, исполнителей и свою интересную историю. Главный художник предприятия Сергей Шетик предложил мне ближе познакомиться с разработками последнего месяца. Мы подошли к подиуму, где они размещались. Казалось бы, из стекла столько всего сотворено – ну что еще новое можно создать?.. Но создают же! 

Сергей Иванович осторожно взял в руку изделие из бесцветного стекла – бокал конусообразной формы на тонкой высокой ножке. На подиуме стоят несколько подобных бокалов – чуть пониже, повыше, с чуть иными пропорциями. Интрига в том, что их высота навскидку… не менее 40 сантиметров. Я поинтересовалась, для чего такое изделие может быть предназначено. «Это  многофункциональные емкостные бокалы, – пояснил главный художник. – Они уже внедряются в производство. Их можно использовать в качестве оригинального подсвечника, сосуда для флористических композиций, просто для украшения интерьера… Обладателю бокала фантазия может подсказать и другие варианты».

Рядом с емкостными бокалами внимание привлекали коктейльные стаканы – уже привычного размера, но тоже с изюминкой. Стаканы, выполненные из бесцветного стекла, декорированы цветной нитью. «Пока мы используем цвет «кобальт», но если новинка приглянется покупателю, планируем применять и другие цвета», – поясняет Сергей Иванович.

Вообще, это очень щепетильная тема: «пойдет в люди» то или иное изделие или оставит покупателя равнодушным. Предсказать невозможно. Но обновлять ассортимент надо. Как бы ни складывалось, в целом торговля и потребители, с уважением относясь к классике, открыты и новому.

В подтверждение Сергей Шетик продемонстрировал мне фужер. Его слегка бугристые стенки очень напоминали оплавившийся лед.

«Создает зимнее настроение», – отметила я. «Почти угадали», – ответил Сергей Иванович. И уточнил: «Фужер называется «Арктика». Это тоже свежая, но немного более ранняя разработка. Пробные партии «Арктики» поступали в магазины, и торговля у нас уже просит эти фужеры».

В отделе главного художника разрабатываются также изделия под заказ. По описанию заказчика. Мой собеседник продемонстрировал мне такое изделие. Оно вначале не произвело на меня впечатления. Просто стакан. Но он оказался не таким простым. Во-первых, он хрустальный (правда, пока еще без нарезки). Во-вторых, стакан имел непривычно толстое дно – около двух сантиметров. «Такое дно и в целом размеры изделия – это пожелание заказчика. И в то же время это классические требования к стакану для виски. Перед вами именно он», – пояснил художник. С этими словами он в несколько вольной манере (совсем не в той, бережной, в которой обращался с бокалами на длинных ножках) опустил стакан для виски на керамическую плитку пола. Настолько вольной, что его дно даже зазвенело, соприкоснувшись с керамикой. А затем сильно подтолкнул стакан, и он несколько метров проехал по плитке. «Не бойтесь, – ответил на моё «ой!» Сергей Иванович. – Ничего с ним не случится. Поэтому (и для такого обращения тоже – помните старые ковбойские фильмы?) стакан таким прочным и устойчивым и задуман».

Нарезка на стакане для виски может быть на любой вкус.

Затем Сергей Иванович продемонстрировал что-то совсем невероятное. На первый взгляд изделие из хрусталя напоминало «лампу Ильича». Художник не стал принуждать меня теряться в догадках и сразу сообщил, что это экспериментальное изделие – подсвечник.  По всей видимости, оно еще не обрело окончательный облик, так как по некоторым линиям разметки на плафоне пока не прошелся алмазный круг. Но даже с частично нанесенной нарезкой подсвечник смотрелся весьма интересно.

Оказалось, это не все его «фишки». Сергей Иванович вдруг снял плафон, и подсвечник, как по волшебству, превратился в… изящный фужер. 

К сожалению, Сергей Шетик из-за неотложных дел не мог уделить мне много времени и подробнее рассказать о работе возглавляемого им отдела. «Не беда, – сказал он. – На все ваши вопросы ответит ведущий художник Василий Самохвалов. Он в свое время возглавлял ОГХ более 20 лет и знает все нюансы работы». Вскоре нас познакомили.

«Художник идет впереди времени, а продавать надо сегодня…»

– Профессиональные художники появились на стеклозаводе с 50-х годов, – ввел в курс Василий Самохвалов. – Люди тогда уже понемногу отходили от войны, и им захотелось красоты. Художники начали делать профессиональные разработки, многие из которых потом стали классикой. В лучшие времена в отделе главного художника работали 8 человек. Сегодня – четыре. Учитывая, что в настоящий период на стеклозаводе «Неман» ежегодно разрабатывается около 200 видов новых изделий, на ОГХ ложится очень большая нагрузка. Сложнее стало и из-за того, что, в связи с сокращением коллектива, сократилось и количество опытных мастеров – выдувальщиков, шлифовщиков (подготовить такого мастера непросто, особенно что касается ручной работы). Но зато намного легче сейчас стало в плане информативности. Раньше мы мало видели, что делается за рубежом. А сегодня благодаря интернету видим всё и те или иные технологические и художественные ходы стараемся использовать в работе. 


 – Претерпел изменения и сам процесс работы художников, – продолжал Василий Дмитриевич. – Если раньше художник придумывал, что хотел, то сейчас надо учитывать, что это не всегда может продаться. Сложность состоит в том, что художник осуществляет задел на будущее, идет впереди времени, а продавать надо сегодня. Поэтому в настоящее время ОГХ работает в основном по заявкам отдела маркетинга. А маркетологи, в свою очередь, по результатам работы с торговлей. К примеру, поступила заявка из отдела маркетинга на группу изделий или одно изделие, и художник смотрит, как его сделать и возможно ли это вообще на нашем производстве, прорабатывает эскиз. Эскиз представляется на художественном совете стеклозавода. И если маркетологи говорят «да», к работе подключается конструкторское бюро, в котором изготавливается металлическая форма для массового производства этого изделия.

– И вот заготовка извлекается из формы, – просвещал меня далее Василий Самохвалов, – и если это бесцветное стекло, изделие доводится до необходимых параметров для прохождения технического контроля качества. А если это хрусталь, делаются образцы с различными видами алмазной нарезки, декорирования, и это тоже передается в ОТК. Потом по этим образцам в цехах делают массовую продукцию и сдают на склад. Далее – торговля, потребитель. 

Я поинтересовалась, сколько из тех примерно двухсот новых видов изделий, разработанных за год, приживается в ассортименте.

– Сложный вопрос. Бывает, что приживаются и сотня-полторы, – уточнил мой собеседник. – Но в последние годы тенденция такова: новые изделия в основном идут относительно небольшими тиражами. И в то же время часть новинок прочно закрепляется на рынке. То есть за последние годы нам удавалось создать изделия, которые стали классикой и массово востребованы. Вообще, удачные разработки у нас были во все периоды. Например, у нас есть суперклассика – изделие №3109 (набор для сервировки стола из бесцветного стекла). Этих изделий, по данным пятилетней давности, выпущено уже более 30 миллионов штук. К слову, невысокая цена – одно из его достоинств. Кроме массовой продукции, мы делаем изделия под заказ организаций, частных лиц – к конкурсам, юбилеям и т.п. Я в основном занимаюсь именно такими изделиями. Работа с индивидуальным заказчиком сложная, но интересная.
  
На последний мой вопрос – о том, меняется ли количество индивидуальных заказов с годами, – ведущий художник ответил: «Востребованность таких изделий последние лет десять стабильная».
Текст: Светлана Медуница.Светлана Медуница.
Поделиться
0Комментарии
Авторизоваться