Как сделать экспорт эффективным. В Лиде прошла встреча представителей Белорусской торгово-промышленной палаты с бизнесом

24 Мая 2019 2029

Многие предприятия, которые реализуют свою продукцию на экспорт, имеют в этом значительные опыт и наработки. Часть из них являются членами Белорусской торгово-промышленной палаты (БелТПП) и пользуются поддержкой и услугами этой организации. В то же время, согласно опросу, проведенному Белорусской торгово-промышленной палатой среди своих членов, почти 65% (две трети!) из них считают обучение по вопросам развития внешнеэкономической деятельности необходимым. Торгово-промышленная палата учитывает это в своей работе. 

Так, с целью оказания практического содействия предприятиям в организации и совершенствовании внешнеэкономической деятельности, продвижении продукции, создании новых производств, поиске бизнес-партнеров УП «Гродненское отделение БелТПП» организовало на днях в нашем городе встречу с руководителями экспортоориентированных предприятий.

Встреча прошла 21 мая во Дворце культуры и вызвала заметный интерес у представителей местного бизнеса – на ней присутствовали руководители и представители почти четырех десятков лидских предприятий. В работе мероприятия приняли участие председатель БелТПП Владимир Улахович, председатель райисполкома Михаил Карпович и его заместитель Виталий Невера, директор УП БелТПП «Центр делового образования» Галина Уласик, ряд сотрудников Гродненского отделения БелТПП и его генеральный директор Мечислав Костюк.

Отметим, одной из важных целей встречи была выработка оптимальных форм и механизмов взаимодействия БелТПП с бизнесом в Лидском районе.

11 малых городов – опорные точки роста экономики

Пока зал заполнялся, незадолго до начала форума, председатель Белорусской торгово-промышленной палаты Владимир Улахович рассказал журналистам, почему в Лиде проводится такое мероприятие.

– В развитии экономики нашей страны, – отметил он, – очень важными опорными точками и точками роста сегодня являются так называемые малые промышленные города. Это 11 небольших белорусских городов-стотысячников (хотя по европейским понятиям они не такие уж и малые). Это города (в их числе и Лида), которые сохранили свой промышленный потенциал, в которых отдельные предприятия прошли модернизацию. Задача состоит в том, чтобы региональное развитие было более динамичным и эффективным. Естественно, главные игроки здесь – предприятия, причем, разной формы собственности. В целом наша страна имеет открытую и экспортоориентированную экономику. У нас есть отрасли, которые 90% продукции отправляют на экспорт. И наша задача, задача БелТПП, – оказать содействие всем предприятиям, и государственной, и негосударственной форм собственности, в их развитии и выходе на экспортное направление. Почему это направление является важным? Потому что оно является мотиватором развития предприятий. Если вы выходите на рынок, продукция должна быть конкурентоспособной, предприятие рентабельным, маркетинговая политика – на соответствующем уровне. То есть, это та цепочка, которая, с одной стороны, приносит прибыль предприятию, а с другой – меняет стиль управления им, делает его более современным и эффективным.

– Что касается Лиды, – добавил Владимир Евгеньевич, – то она имеет очень хорошее стартовое начало. Лида сегодня – это фактически мини-срез всей нашей экономики, ее промышленность представлена предприятиями всех основных отраслей. В их числе свыше 30-ти, которые уже являются уверенными экспортерами, ну и те, которые имеют в этом плане очень серьезный потенциал. И им, особенно предприятиям негосударственной формы собственности, надо оказать содействие.

Почему у Лиды – хороший старт

Открыл встречу с представителями лидского экспортоориентированного бизнеса генеральный директор УП «Гродненское отделение БелТПП» Мечислав Костюк. Он напомнил, что в стране определены 11 городов, экономическому развитию которых будет уделяться повышенное внимание со стороны государства. В ближайшие годы в них должно быть обеспечено ускоренное социально-экономическое развитие. В Гродненской области это – город Лида. Мечислав Брониславович выразил надежду, что на форуме состоится конструктивный разговор, поблагодарил лидские власти за хорошую организацию и возможность провести такое мероприятие в Лиде, а затем предоставил слово для приветствия председателю райисполкома Михаилу Карповичу.

Михаил Константинович коротко охарактеризовал внешнеэкономическую деятельность возглавляемого им региона. В частности, он отметил, что в Лидском районе формируется около 15% от всего объема экспорта в области. Экспортируется более 65% произведенной в районе продукции. В денежном выражении на экспорт поставляется продукции в среднем в год на сумму свыше 300 миллионов долларов. На протяжении ряда лет обеспечивается положительное внешнеторговое сальдо (в 2018 году – на сумму 190 миллионов долларов). Продукция лидских производителей поставляется в 74 страны мира. Основным товарным партнером является Российская Федерация (60% от общего объема экспорта в районе). Далее по значимости следуют Литва, Украина, Польша и Великобритания. Освоение новых рынков сбыта в последние годы позволило заметно расширить географию поставок. В дальнейших планах развития района повышение эффективности внешнеэкономической деятельности является одним из приоритетных направлений.

«Эта встреча – презентация возможностей торгово-промышленной палаты»

Основной доклад по теме «Белорусская торгово-промышленная палата – «одно окно» для бизнеса во внешнеэкономической деятельности» представил аудитории председатель БелТПП Владимир Улахович.

Вначале он отметил, что поддержка экспортоориентированных предприятий в малых городах, которые определены, как точки роста экономики, – долгосрочная программа государства. Задача БелТПП как структуры, работающей во внешнеэкономической сфере, – помогать этим предприятиям развиваться, продвигать их продукцию. А задача форума (они проводятся и в других городах) – дать прочувствовать все те возможности, которые предоставляет торгово-промышленная палата предприятиям на местах. «Эта встреча – презентация наших возможностей (а их у нас немало), их представление», – обобщил глава БелТПП.

То, что масштаб возможностей Белорусской торгово-промышленной палаты БелТПП обширен, можно убедиться, ближе познакомившись с этой организацией. Она создана в целях содействия развитию предпринимательской, внешнеэкономической деятельности и интегрирования экономики Беларуси в мировую хозяйственную систему. Сегодня БелТПП имеет 6 областных отделений и 30 региональных филиалов и представляет собой уникальный бизнес-союз, в который входит 2327 членов – юридических лиц и ИП, осуществляющих свою деятельность в Беларуси, (из них 26 – лидские). БелТПП вляется членом Международной торговой палаты, и ее уникальность состоит в том, что она, с одной стороны, она поддерживает тесную связь с белорусским правительством и местными органами, а с другой – имеет более 270 соглашений и меморандумов о сотрудничестве с партнерами в 99 странах. Только в прошлом году организация провела более 770 мероприятий внешнеэкономического характера, включая визиты в 37 стран мира.


Докладчик особо подчеркнул, что 87 процентов членов БелТПП – это организации негосударственной и смешанной формы собственности. Это новые игроки на рынке, имеющие большой потенциал. Сегодня они обеспечивают в стране примерно четверть экспорта.


Отдельно Владимир Евгеньевич остановился на уникальных возможностях, которые дает членство в торгово-промышленной палате (продвижение и сопровождение бизнеса, его информационная поддержка, участие в международных выставках, бизнес-мероприятиях на разных континентах и др.). Также рассказал об услугах, оказываемых предприятиям-членам БелТПП. Наиболее востребованные из них – внешнеэкономическая и выставочная деятельность, сертификация, оценка и экспертиза, информационные, консультационные, образовательные, патентно-лицензионные, переводческие услуги, курсы иностранных языков. На ряд услуг членам предусмотрены скидки. БелТПП имеет собственные издания и сайт с более чем 95 тысячами посещений в месяц из 150 стран.

Владимир Улахович рассказал о стратегических задачах торгово-промышленной палаты, назвав приоритетом номер один национальный экспорт. Белорусская продукция интересна зарубежным партнерам, надо только научиться лучше ее представлять. Кстати, она поставляется в 177 стран мира. Докладчик при этом отметил, что Лида со своей географией поставок на этом фоне выглядит очень хорошо. В завершение Владимир Улахович сообщил, что БелТПП планирует проведение семинаров с бизнесом на местах и в дальнейшем – с более узкой тематикой.

Добро пожаловать в Школу экспорта

Выступления других докладчиков также содержали много полезной и интересной информации. Заместитель председателя райисполкома Виталий Невера подробно остановился на внешнеэкономической деятельности Лидского региона.

Заместитель генерального директора по ВЭД УП «Гродненское отделение БелТПП» Константин Кайков рассказал о бизнес-услугах в сфере внешнеэкономической деятельности, оказываемых областным отделением, и обратил внимание приглашенных на встречу на ряд других вопросов, в частности, на то, какие мероприятиях международного характера (в которых могут участвовать и организации-экспортеры) запланированы унитарным предприятием на ближайший период.

В завершение встречи директор унитарного предприятия БелТПП «Центр делового образования» Галина Уласик познакомила аудиторию с новым проектом центра – Школой экспорта. Она создана для обучения специалистов и руководителей, задействованных в работе по развитию экспорта белорусских предприятий. Задача – помочь укрепить позиции на существующих рынках и эффективно выходить на новые. «Сегодня большинство предприятий хотят экспортировать, но многие не знают как, – отметила Галина Александровна. – Школа экспорта готова в этом помочь».

Докладчик рассказала о формах работы с обучающимися (можно, в том числе, пригласить специалистов для обучения в коллектив предприятия), о преподавательском составе (он очень солидный, включая ведущих экспертов в стране по торгово-экономической деятельности), об изучаемых на бизнес-курсе темах. В частности, школа научит, как правильно: разработать экспортную стратегию, выбрать рынок для экспорта, подготовить продукцию на экспорт, эффективно вести переговоры с зарубежным партнером, составить внешнеторговый контракт и многому другому. Докладчик отметила такой факт, что среди обучающихся в Школе экспорта большую часть составляют частные компании (55%), а также, что среди регионов (кроме столицы и Минской области) наибольший интерес к ней проявляется на Гродненщине. По завершении обучения школа выдает сертификат. А вообще, по мнению Галины Уласик (и предыдущих докладчиков тоже), потенциал БелТПП – огромный, и очень хотелось бы его задействовать, чтобы поднять на новую высоту эффективность белорусского экспорта.


Текст: Светлана Медуница. Светлана Медуница.
Поделиться
0Комментарии
Авторизоваться