Молодой предприниматель из Лиды рассказал, как ушел из большой фирмы и открыл свой бизнес, имея 700 долларов в кармане
С того дня прошло ровно три года: ООО «Архэм» по продаже электротехнической и сантехнической продукции не только удержалось на плаву, но продолжает активно развиваться, а его учредитель – 28-летний Александр Сорочинский – ставить перед собой новые задачи.
Герой нашей статьи – парень из обычной семьи, поэтому он всегда знал, что рассчитывать нужно только на собственные силы. Что Александр и делал, уделяя много времени образованию, саморазвитию и поиску идеи. Но будучи наемным работником – менеджером по продажам электротехнической продукции.
– Уйти со стабильной работы, где график с 8.00 до 17.00, ежемесячная заработная плата, психологически сложно, – рассуждает лидчанин. – Решающим моментом для меня стал кризис – фирма, головной офис которой был в Минске, закрыла свой филиал в Лиде. Следовательно, я остался без работы и нужно было что-то решать. На тот момент я учился на 2-м курсе юридического факультета, был женат и имел ребенка.
И один в поле воин
Молодой человек попытался найти «счастье» в столице, где вакансий куда больше, чем в Лиде. Но аренда квартиры «съедала» все доходы, поэтому пришлось вернуться домой. Александр устроился водителем в одну из организаций города. И, возможно, так и работал здесь, если бы не жена Кристина. «Ты попробуй, а я буду рядом», – поддержала она идею мужа о собственном бизнесе. Это было зимой 2017 года, а уже в марте Александр открыл свой бизнес – ООО «Архэм», которое специализируется на оптовых поставках электротехнической и сантехнической продукции.
– Почему это направление? Во-первых, потому что я был с ним знаком благодаря прежнему месту работы: ориентировался в ассортименте, знал некоторых поставщиков продукции. Во-вторых, я знал, насколько этот бизнес может быть прибыльным: в весенне-летний сезон мы с напарником «приносили» своей фирме по 12 тысяч долларов чистой прибыли. И я решил рискнуть, хотя в кармане у меня было всего лишь 700 долларов. Но сразу оговорюсь: до этого я просчитал возможные риски, для себя решил, что ставку буду делать исключительно на опт и на логистику, так как денег на аренду большого склада и закупку продукции у меня не было. Предугадывая другой вопрос, поясню: исходя из имеющегося пусть и небольшого опыта, сделал вывод, что крупные предприятия и особенно государственной формы собственности, не доверяют ИП, для них ООО звучит солиднее что ли. Поэтому я отдал предпочтение второму. В 2017 году законодательство позволяло открыть общество с ограниченной ответственностью одному человеку, – отметил предприниматель.
Александр Сорочинский признается, что, возможно, ему просто везло. Но сегодня он точно знает: везет только тем, кто не боится рисковать.
На имеющиеся 700 долларов Александр решил все необходимые на первых этапах вопросы с регистрацией фирмы в налоговой, арендовал небольшое помещение, куда перевез из дома собственные компьютерный стол, стул, ноутбук, заключил договор с бухгалтером и стал… пахать. Это не был привычный график с 8.00 до 17.00, работать приходилось и по 10-12 часов в сутки, и без выходных. Александр самостоятельно готовил коммерческие предложения, искал клиентов, общался с ними, потом с поставщиками, затем – с грузоперевозчиками… При этом первоначально зарплату себе выписывал минимальную, так как все средства уходили на развитие бизнеса.
Молодо – не зелено
– Сложность была не в том, чтобы найти клиента, а чтобы завоевать его доверие, – вспоминает Александр Сорочинский первые месяцы своей предпринимательской деятельности. – Когда ты молод, тебе приходится прилагать в 10 раз больше усилий, чтобы доказывать свою компетентность. Ко мне, 25-летнему, руководители боялись относиться серьезно. Некоторые открытым текстом говорили: «Мол, слишкм юн ты еще, чтобы бизнес вести. А вдруг у тебя ветер в голове?» Усугублялась ситуация и тем, что из-за отсутствия оборотных средств я работал исключительно по предоплате. Но убеждал, что несу полную ответственность и в случае чего все расходы ложатся исключительно на мой карман.
А вот что привлекало клиентов в коммерческом предложении ООО «Архэм» – хорошая себестоимость предлагаемой продукции. Так как Александр работал один, ему не нужно было содержать штат сотрудников, склад, дополнительную инфраструктуру. Предприниматель мог корректировать наценку на товар, сделав итоговую цену куда более привлекательной по сравнению с более крупными конкурентами.
– Мне нужно было завоевать рынок, обозначить себя как серьезного и исполнительного поставщика, которому можно доверять. Помню первый свой выигранный тендер – это был конкурс на поставку электротехнической продукции ОАО «СМТ №19», – вспоминает Александр Сорочинский.
Холодный расчет
Через полгода после открытия ООО «Архэм», то есть осенью 2017 года, предприниматель почувствовал, что, наконец, может говорить о реальной прибыли – на счету скопилось несколько тысяч долларов, которые позволяли немного выдохнуть и пересмотреть концепцию работы. Александр арендовал помещение большей площадью и даже открыл небольшой склад, который, правда, все равно носит больше номинальный характер и выступает как «витрина», где представлены самые ходовые позиции. Стал вкладываться в рекламу, создал для ООО «Архэм» хорошую интернет-площадку. Накопленный капитал позволил также отпускать товар с отсрочкой платежа. Вдобавок учредитель фирмы нанял работников в отдел продаж.
А вот чему наш герой остался на 100% верен, так это логистике. Благодаря ей прейскурант ООО «Архэм» не бьет по кошельку клиентов.
ООО «Архэм» находится в процессе активного развития. Компания занимаемся оптовыми поставками электротехнической и сантехнической продукции, а также осуществляем для своих клиентов быструю доставку под заказ продукции некоторых иных отраслей, в том числе дефицитные и остродефицитные товары.
ООО «Архэм» является официальным партнером и субдилером продукции торговой марки CHINT в Республике Беларусь, дилером компании-производителя уличных светильников «Владасвет-Бел», дилером и торговым партнером электротехнической и светотехнической продукции торговой марки КС, а также торговым представителем и партнером марки ЭТП. В ассортименте нашей продукции производители различных стран, таких как Беларусь, Китай, Россия, Германия, Италия, Украина.
– Мы работаем в основном с юридическими лицами, но и физлица могут приобретать у нас продукцию. Конечно, речь не идет об одной-двух розетках. К примеру, если человек строит дом, наша компания в силах полностью «закрыть» вопрос с электротехнической и сантехнической продукцией, доставив ее в нужный адрес в течение от одного до семи дней, – отметил учредитель ООО «Архэм».
О провалах, которые стали уроками
Ошибочно будет думать, что в истории Александра Сорочинского все складывалось хорошо и гладко. Были минуты отчаяния, когда он задавался вопросом, правильный ли путь выбрал для себя и своей семьи, были дни и даже недели, когда не удавалось заключить ни одной сделки. Были также и недобросовестные клиенты, которые «кидали» не на одну тысячу долларов.
– Я только начал работать с отсрочкой платежа. Пришел человек и сделал очень крупный заказ. По своей неопытности я не проверил его, не пробил по базе и, как и договаривались, поставил ему в полном объеме заказ. Но денег от клиента я так и не получил, он оказался экономически не состоятельным. В итоге я прогорел почти на четыре тысячи долларов. Для небольшой фирмы, как наша, это существенная сумма. Но не отчаялся, а извлек из этой ситуации хороший урок. Были ситуации, когда клиенты пытались подделывать платежки, но я вовремя успевал заметить подвох, – сказал Александр.
А вот сам учредитель ООО «Архэм» никогда не подводил клиентов, об этом скажет каждый из них. Даже тогда, когда самого предпринимателя подводили поставщики или партнеры-грузоперевозчики. В таких ситуациях Александр ехал к конкурентам и покупал у них недостающую аналогичную продукцию, пусть и за большие деньги. «Да, себе в убыток. Но выполнение договорных обязательств перед клиентом при любых обстоятельствах – это и есть формирование и подержание деловой репутации», – считает молодой бизнесмен.
«Архэм» – всего лишь запятая
Несмотря на все еще молодой возраст, наш герой уже достаточно опытный предприниматель. Лидчанин говорит, что сегодня «прощупывает» другие сферы, чтобы диверсифицировать заработанный капитал, а не хранить его только в одном бизнесе. Молодой человек даже написал несколько бизнес-планов, так что не исключено, что в Лиде появиться вскоре еще одна компания, учредителем которой станет Александр Сорочинский. «Самое главное не бояться, не лежать на диване, ругая государство, а выходить с инициативами, пробовать, тогда придет успех. Правда, работать наугад тоже глупо. Прежде чем начать свое дело, нужно просчитать все возможные риски и окупаемость, уделить внимание рекламе и маркетингу. Благо, профильной литературы сейчас достаточно», – поделился своим секретом бизнесмен.
® ООО «Архэм», УНП 591357993
т/ф 8 (0154) 62-12-75, 8 (029) 584-34-91, 8 (029) 677-48-39, www.arkhem.by