28 мая – День пограничника. Двадцать лет на страже рубежей Родины
Начальник Лидского пограничного отряда Сергей Васильевич Жилинский связал свою жизнь с военным делом очень рано, когда принял самостоятельное решение поступать в суворовское училище. Подтолкнул его к этому непростому шагу школьный военрук, который на переменке рассказывал ребятам об этом учебном заведении. Следующий урок оказался сорванным: мальчишки еще долго обсуждали вопросы, связанные с обучением в военном училище. В итоге около двадцати человек захотели стать суворовцами! Однако из всей школы поступил лишь будущий начальник пограничного отряда.
– Мой отец был военным, служил в авиации, занимался обеспечением полетов, – говорит Сергей Жилинский. – Но он не настаивал на том, чтобы я шел по его стопам. Предоставил право выбора лично мне. Мама изначально была против этого решения, но когда во время посвящения в суворовцы впервые увидела меня в форме, слезы радости побежали по ее щекам. На всякий случай переспросила: «Может, поедем домой?» А я ответил: «Нет, остаюсь здесь». Об этом ничуть не жалею.
– Не тяжело было в таком возрасте лишать себя родительской опеки?
– Это был 1993 год, времена непростые. Я понимал, насколько тяжело родителям прокормить двух сыновей, поэтому еще школьником принял решение строить самостоятельную жизнь. В первую очередь, чтобы им было легче. Сам особых трудностей в училище не испытал, уже давно привык полагаться на себя. К тому же в самые ранние годы привык к многочисленным переездам. Вообще родился в Иркутске, рядом с озером Байкал, а в суворовцы уходил из Берёзы, где в тот момент проживала моя семья.
– Почему решили стать именно пограничником?
– Я восхищался и ныне восхищаюсь теми героическими подвигами, которые совершили пограничники в первые дни Великой Отечественной войны. В детстве я несколько раз бывал в Брестской крепости, видел это святое место. Кроме того, есть еще такая известная цитата: «Не каждому из нас дано ходить по последним метрам родной земли». Мне же хотелось стать именно тем, кому предоставлено это право.
Я не жалею, что стал пограничником. После суворовского училища была возможность пойти в любой род войск. На двести выпускников предоставлялось столько же вакансий. Распределялись они согласно среднему баллу успеваемости. У меня он был 4,8, поэтому выбирал продолжение карьеры одним из первых. Практически все специальности были свободными, наверное, кроме самых редких. Например, в продовольственной службе. В то непростое время многие мечтали быть поближе к складу (смеется).
– Понятно, что для того, чтобы стать командиром Лидского пограничного отряда, пришлось прослужить немало лет на более низких должностях в ряде пограничных групп, застав, получить дополнительное образование. Тяжело ли было стать во главе такого большого коллектива?
– В любом месте, на любой должности служба легкой не бывает. Помогло то, что я столкнулся с коллективом профессионалов, поэтому не нужно было принимать каких-либо серьезных управленческих решений в плане кадровой ротации, вопросов совершенствования работы военнослужащих. Да, в охране границы есть уязвимые места, поэтому, немного освоившись, вместе с коллегами начал настаивать на выставлении еще одного дополнительного подразделения. В итоге на участке ответственности нашего погранотряда на территории Ивьевского района появился новый пограничный пост. Непосильная нагрузка на личный состав была снижена, соответственно более надежным стало обеспечение охраны границы. Есть определенные работы по совершенствованию, которые мы проводим и в данный момент, приводим в порядок инфраструктуру в самом ядре пограничного отряда. Многие здания здесь построены в самом начале прошлого века, поэтому нуждаются в ремонте. Уже имеются проекты на реконструкцию казармы, учебного пункта.
Постоянно решаются социальные вопросы, в том числе благодаря Государственному пограничному комитету, облисполкому, райисполкому. В этом году нашим военнослужащим уже выделено 33 квартиры, регулярно улучшали жилищные условия пограничники по ходу прошлых лет.
– В каждом аспекте деятельности есть вопросы, которые вызывают беспокойство. Есть ли такие в Лидском пограничном отряде?
– Конечно, есть. Технический прогресс не стоит на месте. Мы развиваемся, получаем новые технические средства для охраны границы, и в то же время наши оппоненты, которые занимаются противоправной деятельностью, становятся более изощренными. Наша задача – овладеть новой техникой и выжать из нее максимум возможностей. В данное время Лидский пограничный отряд получает на вооружение новые тепловизоры, приборы ночного видения, поэтому военнослужащие должны прекрасно знать, как использовать это оборудование. Параллельно с этим строятся новые инженерные сооружения и заграждения, которые будут обеспечивать дистанционный контроль над участком границы. В ближайшее время ожидаем поступление беспилотных летательных комплексов, для управления которыми также необходимы высококвалифицированные специалисты. Вполне возможно, что у нас будет и свой пилотируемый авиационный комплекс, который позволит еще более тщательно следить за обстановкой на участках нашего пограничного отряда.